Демонстрация учебных пособий и опытов
При формировании представлений у слабовидящих применяются разные формы демонстрации наглядных пособий Как было показано выше, дети с нарушением зрения затрудняются при восприятии многих иллюстративных средств наглядности Поэтому при демонстрации учебных пособий следует предварительно давать словесные объяснения содержания картины, кинофильма, рисунка и т п При этом большое внимание уделяется правильному сочетанию показа отдельных предметов или их частей с их словесной обрисовкой Учебные пособия должны предъявляться слабовидящим школьникам на значительно белее длительное время При остроте аренич у учащихся 0,1 и ниже время экспозиции учебного пособия увеличивается в два, а в некоторых случаях в 5— 10 раз
При кратковременной экспозиции картин, таблиц, схем и др многие дети с низким зрением, как показало выше, могут воспринимать лишь отдельные фрагменты или объекты, выполненные крупным планом Им трудчо устанавливать между ними пространственные и временные связи и отношения Чтобы облегчить зрительно-пространственный анализ и синтез при восприятии изображений, наглядному узнаванию должно предшествовать словесное объяснение или чтение литературных текстов, позволяющих уяснить смысловое содержание картины, рисунка, схемы и т п.
Перед просмотром кинофильмов или диапозитивов очень важно рассказать учащимся их содержание, раскрыть идейный смысл, выяснить пространственные и причинно-следственные связи между изображенными предметами и явлениями При демонстрации многоплановой картины рекомендуется сначала раскрыть ее содержание, а далее перейти к детальному рассмотрению фрагментов Учащимся предлагается сначала рассмотреть, что изображено на переднем плане картины (при эгом учитель дает необходимые пояснения) Далее школьники рассматривают, что изображено на среднем и дальнем
планах Такая деталировка и фрагментация картины при рассматривании облегчает зрительный анализ и воссоздание целостного зрительно синтетического образа
Чтобы облегчить зрительное восприятие иллюстративных пособий, их следует развешивать на видном месте, на уровне глаз учащихся, обеспечив при этом достаточную яркость изображения. Это достигается при помощи специального осветительного устройства (софита) Осветительное приспособление крепится сверху классной доски, на которой развешивается картина, карта, схема и т п Это устройство, обеспечивая достаточную яркость воспринимаемой картины или карты, вместе с этим защищает глаза от раздражающего воздействия света Такого рода осветительные устройства классной доски облегчают восприятие написанного на ней и нормально видящими шкочьниками Во время демонстрации пособия учащимся с низким зрением разрешается подходить к доске на нужное им расстояние Многие слабовидящие дети не могут наблюдать происходящие во время демонстрации процессы и явления, поэтому им разрешается подходить во время демонстрации опытов к столу, на котором учитель показывает опыты В некоторых случаях (при наличии необходимого оборудования) учитель мо жет применять различные приборы и пособия со звуковой сигнализацией Они позволяют слабгвидящим и нормально видящим школьникам наблюдать происходящие процессы и явления, опираясь на слуховое восприятие
Во время демонстрации опытов соблюдаются правила о* раны зрения Как было показано выше, некоторые слабовидящие дети не могут непрерывно более 20 минут наблюдать мелкие объекты или изображения Вследствие утомления зрения у них сравнительно быстро наступает снижение различительной способности Чтобы повысить четкость восприятия при демонстрации пособий или иллюстративных средств наглядности, предусматриваются достаточная освещенность, которая повышает яркость и контрастность рассматриваемых объектов и изображений и помогает выделению их из фона
При выполнении учащимися самостоятельных лабораторных работ важное значение имеет предварительная инструкция, в которой даются объяснения, раскрывающие цель, содержание работы, средства, способы и ход ее выполнения Особое внимание обращается на соблюдение учащимися правил безопасности работы при поли-
зовании реактивами Следует предупреждать о возможных ошибках при проведении работ и их последствиях
Большое значение придается правильной организации учебного места Надо приучить школьников к строгому соблюдению порядка на учебном месте Это освобождает их от излишних поисков необходимых для проведение лабораторных и практических работ предметов (реактивов, посуды и пр )
Развитие представлений и речи в связи с наблюдениями во время энснурсий
Следует учитывать, что учащимся с низким зрением трудно воспринимать сравнительно далеко отстоящее предметы В таких случаях необходимо привлекать и другие виды чувствительности Это особенно важно при проведении экскурсий в природу
Для иллюстрации приведем некоторые данные из опыта проведения экскурсии учгтельницей II класса московской школы-интерната № 1 Т В Музалевской Цель экскурсии— показать происшедшие в осеннем лесу сезонные изменения Предварительно учительницей была проведена работа на уроке Учащиеся читали рассказы и стихотворения, рисующие природные изменения осенью Далее учительница провела беседу на тему «Какие можно наблюдать изменения в природе, в жизни и труде людей осенью» На другой день учащиеся пошли на экскурсию в лес Придя на место экскурсии, учительница предложила детям обозреть, какие изменения произошли в лесу с лета Дети высказывались по поводу наблюдаемых явлений В это время педагог обратил внимание детей на красоту окраски осенних листьев, на разнообразие цветовых оттенков, на плывущие по небу облака Учительница попросила детей прислушаться к тому, как шелестят листья разных пород деревьев
Чтобы уточнить впечатления об осенней картине леса, учительница поставила несколько вопросов, требующих сравнительной оценки леса в разные времена года «Какой лес был летом, зимой? Что в нем изменилось? Какс о цвета стали листья на деревьях? Как греет и светит солнце? Слышите ли вы пение птиц?» и др
Обобщая ответы учащихся, учительница вносила дополнения и пояснения «Осенью деревья бывают красивыми листья на них разного цвета желтые, красные, ко-
8 М И Земцова 113
ричневые, серые, светло-желтые, как бы золотого цвета». Далее она предложила детям понаблюдать, что происходит вокруг, внимательно прислушаться и посмотреть, как падают листья. При этом задала вопрос: «Как можно назвать явление, которое они наблюдают?» Все ответили: «Листопад». Потом она предложила пройти по лесу, посмотреть вокруг, прислушаться к звукам леса и рассказать о том, что они заметили. Дети сказали, что под ногами шуршат разного цвета и формы листья. Затем учительница предложила рассмотреть и ощупать руками листья клена, дуба, березы и осины, сравнить их между собой и ответить на вопросы: «Одинаковой ли листья величины (формы, цвета)?» Потом предложила послушать, как шумят листья на разных деревьях: на осине, дубе, березе, клене.
С помощью слухового восприятия дети убедились, что листья на разных породах деревьев при дуновении ветерка издают разные шумы. Учительница предложила детям посмотреть на кору разных деревьев и ощупать ее руками. Б результате дети убедились в том, что цвет и шероховатость коры различных деревьев не одинаковы. Далее она предложила прислушаться и словесно обрисовать звуковую картину осеннего леса. В ходе наблюдения дети заметили, что осенью не слышно голосов многих птиц и жужжания насекомых. Дети заметили, что осенью солнце греет меньше и не поднимается так высоко, как летом. Небо осенью покрыто тучами.
Во время экскурсии дети опирались на зрительное, слуховое и осязательное восприятие осенней природы. В результате наблюдений за происходящими в лесу сезонными изменениями обогатились представления детей об окружающем. У них образовались сложные синтетические образы осеннего леса.
Дети с очень низким зрением во время экскурсии могут пользоваться основанными на звуковой сигнализации специальными техническими средствами1: фотофон, фоноскоп и др. Эти приспособления позволяют детям с очень низким зрением на основе звуковых сигналов различать линию горизонта, силуэты гор, расположение луны, звезд, различных отдаленных крупных объектов, со-
1 Специальное оборудование (оптические приборы и пособия для слабовидящих) можно заказать и получить по безналичному расчету в специализированном магазине «Рассвет* (Москва).
оружения, высокие деревья и т. п. Все это обогащает представления слабовидящих об окружающей действительности.
Крупные объекты следует обозревать сначала по частям, потом в целом. Обозрение и целенаправленные наблюдения следует сопровождать словесным объяснением и описанием. Во многих случаях производимое учителем словесное объяснение направлено на то, чтобы создать у учащихся целостное представление об изучаемых объектах. После этого происходит детальное рассматривание частей, отдельных фрагментов.
Как известно, важным средством наглядности являются кинофильмы и диапроекции. Для обогащения представлений при рассматривании диапроекции рекомендуется применять разные формы звукового сопровождения, например, магнитофонные записи, грампластинки и др. Звукозапись и звуковоспроизведение следует использовать при обучении иностранному языку, ознакомлении с художественными и музыкальными произведениями, а также при обучении учащихся первых классов произношению и т. д. В некоторых школах имеются записанные на магнитофонных пленках радиопередачи, пользуясь ими, учащиеся пишут работы, самостоятельно составляют рассказы. Демонстрации диафильмов сопровождаются грамзаписями.
Сочетание зрительных образов со слухо-речевыми образами*создает условия для успешного формирования прочных и легко воспроизводимых синтетических, сложных представлений.
Многие литературные произведения после чтения самими учащимися в домашних условиях могут прослушиваться в грамзаписи. Прослушивание в грамзаписи производится в некоторых случаях в исполнении артистоз, что способствует развитию у учащихся выразительной речи.
Рекомендуется также использовать пластинки из фо-нохрестоматии. Приведем иллюстрации из опыта учительницы Молодечненской школы-интерната для слабовидящих БССР 3. Н. Чечко на примере изучения былин. После того как учащиеся овладели понятиями о былинах, они рассматривали картину «Гусляры и Баян» В. М. Васнецова, далее прослушивали грампластинку из фонохре-стоматии с записью былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Учительница при этом дала словесную обри-
8* 115
совку образной картины. Приведем описание части урока литературы. Учительница просит представить, как Баян с гуслярами сидит на холме, а вокруг расположились князь с дружиной. Они просят певца рассказать им что-нибудь. Гусляр ударяет по струнам и начинает рассказывать. Учительница включает проигрыватель и просит прослушать запись. Учащиеся, опираясь на слово учительницы и звукозапись, мысленно рисуют образы Ильи Муромца, Соловья-разбойника и с большим интересом прослушивают грамзапись. Живое, эмоциональное восприятие музыки и художественного слова способствует эстетическому воспитанию детей, развитию слухового восприятия, образной памяти, речевому развитию учащихся, формированию содержания понятия «былина».
Фонохрестоматия используется также при изучении других литературных произведений.
Обогащение образной речи у детей в связи с работой над сочинениями
Сочинение имеет важное значение для развития и формирования мыслительной деятельности учащихся. В связи с обеднением конкретных представлений у слабовидящих страдает письменная и устная речь. Учитель применяет специальные методические приемы, в частности при проведении подготовительной работы к сочинениям, которые пишутся на основе наблюдений. У слабовидящих детей обычно возникают большие трудности при написании сочинений описательного порядка. Приведем для иллюстрации сочинения слабовидящих учащихся V класса на тему: «Что я знаю о березке» (учительница 3. Н. Чечко).
1. Ученик М. Г. пишет: «Березка — красивое дерево:
ствол у нее белый, листочки маленькие, свисают вниз».
2. Ученик Д. М.: «Березка растет в лесу, в поле. Ствол
у нее белый, а листья небольшие. Осенью листья у берез
ки желтые, немного зеленоватые, во время ветра они ше
лестят».
3. Ученик С. Е.: «Белая береза весной очень красивая.
Она отличается от других деревьев тем, что у нее малень
кие листочки и белый ствол».
Приведенные сочинения учащихся с низким зрением были написаны без какой-либо предварительной подготовки, лишь на основе того, что они знали о березке из
личного опыта. Эти сочинения, как мы видим, имеют бедное конкретное содержание. Для того чтобы обогатить представления и образное мышление детей, расширить их знания о березе, учительница провела подготовительную работу. Она наблюдала с учащимися березу в естественных условиях, читала им стихотворения и другие литературные тексты. Обращала внимание на эпитеты, сравнения и другие формы образной речи, использовала словарную работу (подбор стихотворений, метафор, образных выражений, эпитетов). Это способствовало обогащению речи учащихся конкретным содержанием. После этого она вновь предложила детям написать сочинение на эту же тему. Приведем для иллюстрации сочинение ученика С. Е. (3): «Как прекрасна наша русская береза. Недаром народ сложил о ней много легенд и сказок. Ей посвящаются стихотворения знаменитых русских поэтов — Некрасова, Есенина и др. Белая березонька похожа на красавицу. Про нее можно сказать — во всяком наряде хороша.
Распустятся весной на ней клейкие листочки, и стоит березонька вся кудрявая и светится вся красотой. А осенью трудно даже подобрать слова, чтобы описать ее. Золотые листья усыплют деревце и радуют взгляд. А зимой снег укутает ее белой пушистой шубкой. И ждет она с нетерпением первых весенних дней».
Мы видим, какая огромная разница между сочинением учащегося С. Е., написанным без предварительной подготовки, и сочинением этого же ученика после проведенной подготовки,
В результате работы учителя обогатилась речь детей, словарный запас пополнился образными выражениями, обогатился личный опыт.
Большое познавательное значение имеют приемы формирования у слабовидящих детей на уроках родного языка и литературы образного мышления. Это особенно важно при подготовке учащихся к написанию сочинений на основе сделанных ими наблюдений. В этом отношении следует отметить положительный опыт учительницы Мо-лодечненской школы БССР Б. И. Аксельрод. Перед написанием сочинения на тему «Березка» (V класс) она ходила с учащимися на экскурсию, чтобы обогатить представления детей о березке и создать у них яркие непосредственно чувственные образы о картинах природы. Во время экскурсии она описывала в художественной
форме наблюдавшиеся детьми картины природы. При этом широко использовала образную речь: сравнение, метафоры и т. п. На уроке в классе учащиеся рассматривали и анализировали картину Левитана «Золотая осень». Это обогатило представления детей. В своих сочинениях дети умело применили образные выражения, эпитеты, сравнения, метафоры. Приведем для иллюстрации несколько сочинений учащихся V класса на тему «Березка».
Ученица Д. Н : «Золотая осень! Как прекрасна эта пора года' Белоствольные березки стоят в золотом наряде и любуются собой. Бедные осинки почти совсем голые. Между березами и соснами стоит зеленая ель. Она даже не думает приготовляться к зиме и смеется над деревьями, стоящими в золотом наряде. Трава вся пожелтела и покрылась разноцветным ковром. По середине луга протекает река. Она не хочет сдаваться зиме. В реке вода прозрачная и каждая травинка отражается в ней, как в зеркале На берегу стоит стройная, кудрявая береза, она как будто красуется перед водой. Недалеко от кудрявой березы стоят сосны в зеленом тулупе и улыбаются».
Ученица М. П.: «Золотая осень! Как прекрасна эта пора года! Ее очень любил великий русский поэт А С. Пушкин. Красоту осенней природы отобразил на картине художник Левитан. Вот она передо мной. На ней ярко показаны признаки увядающей природы. Белоствольные березы стоят в своем золотом наряде и весело улыбаются. Недалеко от березок стоят грустные осинки. Они уже сбросили свое разноцветное платье. Трава в некоторых местах пожелтела. Листочки, упавшие на нее, образовали расписной ковер На другом берегу стоят сосны в зеленом наряде. Речка как будто изумрудная. Она журчит и как будто говорит: «Спите, спите, осинки. Спокойного вам сна!» Возле самой речки стоит одинокая береза. Она свесила свои кудри прямо к речке».
Ученица Т Н.: «Прекрасна картина Левитана «Золотая осень». Но она навевает тихую грусть. Прощается природа со своим летним нарядом. Надо сказать и о березках, они стоят в своем дорогом наряде, а около них осинки. Осинки дрожат, им холодно. Они завидуют березкам. Вода в речке холодная, прозрачная и переливается разноцветными огоньками Около речки растут кусты вербы Светит солнышко. Небо чистое, только кое-где плывут по небу легкие облака. Видна маленькая дере-
вушка, а за деревушкой лес. Эту пору года описывает А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!..»
Приведенные сочинения с большой убедительностью свидетельствуют о том, что использование правильных методов и приемов обучения может сформировать у слабовидящих детей богатые зрительные представления о природе, развить связную речь и образное мышление
Важное значение для формирования образной речи и образного мышления имеют беседы о произведениях изобразительного искусства, сопровождающие непосредственное восприятие природы, жизни и труда людей, разбор репродукций художественных произведений и т. п. Можно привести опыт другой учительницы этой же школы И. А. Российской, которая использует разнообразные приемы формирования образного мышления в процессе обучения детей русскому языку и развитию речи. Уже на первом году обучения детей на занятиях по развитию речи она формирует у детей интерес к природе, раскрывает перед ними красоту русской природы, обогащает их речь образными выражениями Во время экскурсий учительница организует целенаправленные наблюдения картин природы, прививает детям чувство прекрасного, формирует умение понимать и ценить красоту природы. В классе на уроках она разбирает с детьми репродукции картин, в частности из альбома «Деревья наших лесов», читает им рассказы, стихи, описывает красоту природы в разные времена года, предлагает самим учащимся выразительно читать стихотворения, в которых отражаются процессы и явления природы Все это способствует созданию у учащихся положительных эмоций, формированию ярких зрительных образов, в которых отражается красота русской природы. Дети овладевают приемами сравнения природных явлений, применяют образные выражения На уроках по развитию речи учительница широко использует слуховое восприятие. В процессе наблюдения за явлениями природы она обращает внимание детей на своеобразный звуковой пейзаж местности, предлагает им прислушаться к шуму леса, пению птиц, журчанию ручья, шелесту листьев и т. п. В последующем она предлагает детям самостоятельно нарисовать по слуховому восприятию пейзаж наблюдаемой местности. В классе эта работа закрепляется в связи с чтением отрывков из произведений Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Пришвина, Плещеева и др.
Сочетание непосредственных наблюдений предметов, процессов, явлений природы с их образным описанием в стихах, рассказах учителя позволяет обогатить память детей яркими образами, оказывает положительное влияние на развитие образной речи, образного мышления. У детей формируется любовь к природе своей Родины.
Большое познавательное и воспитательное значение имеют целевые прогулки в природу, в парк, в лес, на речку, в поле и др Во время целевых прогулок и экскурсий учитель обращает внимание детей на красоту природы, широко пользуясь при ее описании образной речью, сравнениями, эпитетами (ажурная рябина, кудрявая береза, раскидистый дуб, стройные сосны и т. п.) Внимание детей привлекается к разнообразию красок, форм, запахов. Учащиеся собирают цветы, делают букеты, венки. Некоторые растения являются материалом для коллекций.
Непосредственное наблюдение за явлениями природы и их словесное описание является средством формирования образных представлений и образного мышления. Соотнесение живых объектов природы (листьев, цветов и т. п.) с образами памяти и конкретным значением слова является важным средством развития образного мышления в процессе овладения знаниями.
Развитие образного мышления способствует овладению учащимися умением самостоятельно читать и анализировать литературные произведения В связи с неполноценным зрением многие слабовидящие школьники читают очень мало. Интерес к книге падает, так как чтение носит замедленный характер. Падение интереса к книге сужает кругозор школьника и отрицательно сказывается на развитии речи. Чтобы вызвать у учащихся начальных классов интерес к чтению, учитель допжен иногда читать вслух те книги, которые рекомендованы для внеклассного чтения. Родителям и другим взрослым членам семьи также рекомендуется читать книги слабовидящим с низким зрением. Если имеются условия, можно практиковать воспроизведения литературных произведений (для внеклассного чтения) в магнитофонной записи. Очень важно научить слабовидящих воспринимать литературные произведения на слух. Некоторые предусмотренные программой произведения следует рекомендовать детям читать во время каникул. При чтении в классе учитель принимает во внимание, что слабовидящие за-
трудняются в отношении техники чтения и понимания смысла прочитанного Учитель использует разные методические приемы, способствующие активизациии речи и мыслительной деятельности детей. Для формирования образов используется восприятие предметов, явлений и процессов, рассматривание репродукций картин разных художников, слушание музыки.
Уже в начальной школе надо приучать детей работать над критическим анализом литературных произведений. Это способствует формированию самостоятельной мысли учащихся. В целях активизации целенаправленной мыслительной деятельности учащимся начальных классов рекомендуется составлять планы сочинений для устных рассказов, ставить вопросы к прочитанному, а в старших классах делать лаконичные записи. Чрезвычайно важно работать над значением встречающихся в литературных произведениях слов. Такая необходимость возникает в связи с тем, что некоторые слабовидящие располагают сравнительно бедным запасом конкретных представлений. Иногда слабовидящие деги пользуются словами, не понимая их значения. Поэтому педагог должен внимательно следить не только за развитием у детей связной речи, но и за правильным соотнесением конкретных образов с соответствующими значениями слов. Это особенно важно при подготовке учащихся к самостоятельным творческим сочинениям Учитель должен способствовать формированию у детей конкретных представлений в процессе наблюдений, помогать им отбирать нужный литературный материал (образные выражения, цитаты и т п) Главная задача — научить детей привлекать нужный для написания сочинения материал самостоятельно, используя при этом усвоенные ими знания.
Контроль за усвоением учащимися знаний и навыков самостоятельной работы
При обучении слабовидящих особенно важное значение имеет систематический контроль за усвоением знаний и формированием необходимых навыков. Слабовидящим детям, так же как и нормально видящим, нельзя давать новый материал, не убедившись в том, что они хорошо усвоили пройденный Для того чтобы выяснить, как учащиеся усвоили те или иные знания, педагог может исполь-
зовать разнообразные приемы Так, например, он может предложить учащимся выполнить те или иные упражнения, зарисовать или воспроизвести в форме модели знакомые им предметы Следует приучать детей самостоятельно подбирать учебный материал, позволяющий исправить допущенные ошибки Нередко слабовидящие дети забывают правила В связи с этим перед выполнением заданий или контрольных работ им рекомендуется начать с восстановления в памяти соответствующих правил.
Рекомендуется регулярно проверять качество выполняемых слабовидящими детьми домашних заданий, тщательно анализировать их ошибки и систематически вести работу по их предупреждению и устранению Давая оценку выполненной работы, всегда следует объяснить, почему поставлена та или иная оценка и что нужно сделать для того, чтобы добиваться в дальнейшем больших успехов
Самое главное заключается в том, чтобы научить учащихся работать самостоятельно Приходить им на помощь следует лишь в тех случаях, когда они не могут самостоятельно справиться с заданием В связи с этим в период обучения очень важно выработать у детей навыки умственного труда, с помощью которых они оказываются в состоянии выделять главное при чтении и пересказе прочитанного Важно также сформировать у них умение сравнивать, использовать усвоенное в аналогичных случаях Учителю необходимо научить детей самостоятельно работать над книгой, кратко конспектировать, составлять планы прочитанных статей, оформлять те или иные работы в виде таблиц, графиков, схем и т. п. Это поможет им овладеть приемами культурного труда, приучит самостоятельно контролировать ход своей работы, организовывать свою учебную деятельность