Материалы для учебных пособий ДиО

Материалы для пособий ДиО различаются по виду, наполнению и форме.

1. Различие по наполнению заключается в том, сведения из какой учебной дисциплины использованы для создания данного материала, а также сколько сведений и какие сведения вошли в материал.

2. Различие по форме заключается в том, какая форма использована для представления учебного материала:

монолог - авторский текст, аудиозапись, видеофильм;

диалог – специально организованная интерактивная беседа студента с преподавателем посредством электронной почты или более развитых средств;

деловая игра – в которой участвуют несколько студентов и преподаватель, в т.ч. семинар или интерактивный компьютерный тренажер.

3. Различие по виду заключается в том, на каком носителе представляются материалы:

Дискета,

CD-диск, (Виртуальный в Iso Формате).

Аудио-дикс, (Виртуальный в Iso Формате).

Видео-диск, (Виртуальный в Iso Формате).

Виртуальный источник (материал получается из сети Интернет),

Бумага,

Бинарные (тринарные, тетрарные) учебные пособия - взаимосвязанные комплекты пособий типа «книга + компьютерный диск + видеокассета + аудиокассета».

4. Технологии доставки учебных материалов являются существенным элементом системы ДиО. Можно выделить шесть технологий доставки, но для осуществления образовательного процесса между студентами из разных стран, наиболее подходящими являются следующие:

-Общенациональные и международные глобальные телекоммуникационные сети. Этот вид включает электронную почту, электронные доски объявлений, гипертекст, но не включает интерактивные технологии с передачей видеоизображения в режиме on-line;

-Компьютерные телекоммуникационные сети, где происходит обмен мультимедийной информацией, проходят видеоконференции, работают диалоговые системы типа:

ICQ,

Skype,

MS NetMeeting,

NetsCape Conference.

-Сеть типа «ТВ-Информ». Технологии «ТВ-Информ» основаны на включении информации в основной сигнал глобального телевизионного вещания. Эта информация доставляется в любую точку страны и мира. Прием информации производится от обычной телевизионной антенны с помощью специального модема. Эта технология обходится в десятки раз дешевле, чем Интернет, и может стать одной из основ развития федеральной СДО. К недостаткам технологии относят односторонность, поскольку информация в обратную сторону передается иными стандартными способами;

Тестирование в ДиО

В условиях ДиО сложными являются вопросы организации тестирования, разработки тестовых заданий, оценивания и подсчета результатов.

К числу проблем, нуждающихся в решении, следует отнести:

- отбор содержания для контроля;

- выбор параметров, определяющих уровень знаний обучаемых;

- введение единой шкалы, позволяющей соотнести значения этих параметров;

- создание алгоритмов отбора заданий.

При разработке методических основ организации тестирования в сетях предусматривается дифференциация и индивидуализация контроля, возможность реализации разноуровневой системы контроля. Для реализации коммуникативного подхода к обучению иностранному языку выделяются разные уровни коммуникативной компетентности, выступающие в качестве объектов контроля. В содержании контроля выделяются две части, одна из них базовая, где отражен обязательный минимум, и другая часть, превышающая этот минимум по одному из показателей: объему, трудности и т.д.

Отбирая содержание при создании системы тестов для ДО важно учитывать, что далеко не все требования стандарта могут быть отражены в тесте, так как не всякое содержание поддается трансформации в тестовую форму. Специфика отдельных фрагментов содержания зачастую требует иных, не тестовых форм проверки.

У компьютерного теста есть недостатки (особенности), которые нужно учитывать при его использовании:

-ограничения по способам ввода ответной информации (ввод слова, символа);

-трудности анализа и оценки нестандартных ответов, использования вопросов творческого характера (больше возможностей анализа имеет учитель);

-невозможность контроля “многовариантных” знаний (термины-синонимы, различные фактические данные в разных литературных источниках, несовпадение определения одного понятия у разных авторов, разные точки зрения, теории и гипотезы по одному и тому же вопросу).

Особенности технологической базы, на которой используется тот или иной дистанционный курс, имеют непосредственное влияние на организацию сеансов тестирования на компьютерах. Курсы могут функционировать полностью в сетях, используя только ресурсы и возможности компьютерных телекоммуникаций.

Существует несколько способов реализации предъявления тестов через сеть Internet. При этом до начала тестирования координатору необходимо знать, как загружать тестовые задания – по ходу тестирования или предварительно.

Если говорить об алгоритме тестирования, то по данному признаку системы тестирования в дистанционном обучении можно разделить на линейные и адаптивные. При линейном алгоритме набор заданий в тесте определен заранее. В случае адаптивного тестирования система отбирает задания из базы данных в зависимости от предыдущих ответов, подстраивая тест к уровню тестируемого. Допускаются смешанные варианты, когда одна часть теста линейная, а другая адаптивная. При разработке структуры тестов учитываются требования, связанные с их гипертекстовым представлением, возможностью осуществления самоконтроля и взаимоконтроля с партнером, а также контроля со стороны преподавателя; гипертекст позволяет разбить тест на более мелкие структурные единицы – субтесты, отдельные задания, сохраняя при этом логическое единство. Эти структурные единицы имеют настолько небольшой размер, что их передача по сети современными средствами занимает несколько секунд, что позволяет поддерживать диалоговый характер работы с курсом. В процессе тестирования учащиеся совершают навигацию по тесту, переходя от одной структурной единицы к другой. При этом они имеют возможность обратиться к электронному словарю, грамматическому справочнику, повторить выполнение задания. Использование компьютера позволяет варьировать задания, то есть имеется возможность предлагать задания на одно и то же конкретное знание или умение одного и того же уровня (чтобы убедиться, что ученик все-таки усвоил материал), либо на уровень выше. Система тестов, разработанная с учетом уровней усвоения материала, позволяют оценить качество усвоения. Система тестов для дистанционного обучения ориентируется на оперативное и систематическое взаимодействие между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом; работа в сетях, при которой обеспечивается систематическая и эффективная интерактивность, предполагает конструирование теста с учетов требований коммуникативного подхода, что предполагает в своей основе следующее:

9) тестовое задание формулируется в виде коммуникативной задачи и соотносится с поступками учащихся, которые ожидаются в условиях естественной коммуникации;

10) материал теста должен основываться на коммуникативно-значимых текстах, иметь тематическую направленность, познавательную ценность и представлять интерес для учащегося;

11) оценивание теста производится исходя из эффективности выполнения коммуникативной задачи и правильного высказывания.

Формализованный тест может быть эффективным средством для тренировки или являться способом выявления пробелов в знаниях и умениях учащихся. Тест, определяющий степень коммуникативной компетентности у тестируемого и диагностирующий его уровень владения иностранным языком, должен быть коммуникативным. Исходя из целей тестирования, формализованное тестовое задание может быть преобразовано в коммуникативное.

В зависимости от способа подключения слушателей курсов к сети тестирование возможно осуществлять двумя способами:

1 .в режиме реального времени (on-line);

2. в автономном режиме.

При наличии доступа к ресурсам Web-сервера слушатели курсов выполняют тесты в режиме реального времени. При этом результаты тестирования выдаются с большой скоростью. При соединении в автономном режиме клиент получает вопросы теста с сервера, отвечает на них и отсылает по электронной почте на сервер, на что уходит некоторое количество времени. В этом случае возникает проблема обеспечения достоверности результатов тестирования и получения оперативной информации о реальных знаниях слушателей, с которыми преподаватель не имеет непосредственного очного контакта.

Что касается процедуры обработки ответов тестируемых, то она может быть локальной или удаленной, оперативной или отложенной, формальной или экспертной.

Наиболее простой в реализации является локальная формальная оперативная обработка ответов, которая используется для самоконтроля и тренировки. В том случае, если невозможно простое сравнение с ключами и требуется участие специалистов, обработка результатов становится экспертной. Если результаты тестирования нельзя показать сразу после завершения сеанса (например, по причине удаленности сервера или сложности алгоритма расчетов), обработка становится отложенной.

При разработке методики тестирования в условиях телекоммуникационной сети, важно учитывать неизбежную отсроченность межличностного телекоммуникационного общения, по возможности избегать непродуктивных потерь времени, связанных с необходимостью ожидания ответных сообщений .

Главными требованиями к тестовой системе компьютерного контроля являются следующие:

-тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию;

-компьютерный тест должен быть простым в использовании, на экране желательно иметь минимум управляющих кнопок, инструкции-подсказки по действиям обучающегося должны появляться только в нужное время в нужном месте, а не присутствовать на экране постоянно, загромождая его;

-в тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный обучающемуся вопрос;

-тестовых вопросов должно быть настолько много, чтобы совокупность этих вопросов охватывала весь материал, который обучающийся должен усвоить;

-вопросы должны подаваться испытуемому в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности;

-вопросы не должны начинаться с номера или какого-либо символического обозначения для того, чтобы исключить запоминание вопроса по порядку его следования или символу, его обозначающему;

-варианты возможных ответов должны следовать так же в случайном порядке;

необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать это время.

В сети Интернет тесты используются уже давно. Чаще всего на образовательных сайтах можно увидеть тесты, работающие в режиме реального времени. В этом случае тестируемый отвечает на вопросы теста в режиме прямого диалога с компьютерной программой удаленного сервера. Тесты включают вопросы и варианты ответов (один из которых, как правило, верный, а другие – ложные). Студенту не нужно записывать ответ, достаточно только щелкнуть курсором мыши по нужной строке. В большинстве тестов на проверку знаний дается 4-5 различных ответов на одно задание. После выполнения тестов на экране появляется результат – комментарии, оценка, рекомендации по дальнейшей работе и тд.

Тесты в целом предъявляют менее высокие требования к уровню “активности” и “прочности” усвоения знаний. Многие ответы можно выбрать за счет пассивного “узнавания” или интуитивного “угадывания”. Грамотно написанные тесты учитывают это и заманивают студентов в “ловушки”, специально предлагая им ложные ответы.

В компьютерном тесте счет заданий всегда идет на десятки. Тест, в котором меньше 20 заданий, считается неточным и приближенным. Хороший тест включает, как правило, не менее 30 заданий. С одной стороны, чем больше заданий выполняет студент, тем лучше, но ведь если на каждое задание студент должен потратить не менее минуты, то для выполнения теста из 30 вопросов потребуется 30 минут нахождения в сети Интернет, что, безусловно очень дорого для пользователя и сложно из-за плохого качества связи.

Тесты очень важны для организации обучения в Интернет, но ими нельзя ограничиваться. Они должны быть обязательно дополнены другими формами контроля учебной деятельности. Это связано с тем, что тесты имеют свою специфику. С одной стороны, они дают возможность привлечения средств НИТ для стандартизации процедуры контроля и обеспечения объективности оценки знаний студентов, а также позволяют организовать количественный учет знаний студентов, сравнивать результаты и количественно описывать прогресс. С другой стороны, с помощью тестов трудно оценить глубину, системность и прочность знаний и обобщенных умений (а не только частных навыков). Без специальных мер защиты тест легко фальсифицировать. Таким образом, тесты малоприменимы для выявления системы знаний студентов, они не могут показать, может ли студент применить свои знания в новых условиях, логически обосновать свое решение и пр. Высокий тестовый балл не указывает, как правило, на степень умения самостоятельно и творчески мыслить.

В настоящее время в Интернет можно увидеть большое количество разнообразных тестов для изучающих иностранные языки. В этом сказывается влияние англо-американской тестовой культуры, которая во многом стала известной благодаря, например, такому популярному тесту, как TOEFL (тесту по английскому языку для иностранцев – Test of English as a Foreign Language). Подобные тесты можно найти на сайте http://www.study.ru или на сайте www.english.language.ru.

Очень серьезную работу по созданию и внедрению тестов в Интернет ведет Центр тестирования “Гуманитарные технологии” (http://www.ht.ru). На сайте этого центра можно увидеть лучшие образцы тестов в режиме реального времени, а также демоверсии тестов программы “Телетестинг”, по которой осуществляется ежегодное тестирование старшеклассников со всей России.

Помимо тестов по иностранным языкам, в Интернет присутствует множество тестов по программированию, компьютерным технологиям и т.п. Например, на известном зарубежном сайте Tekmetrics ( www.tekmetrics.com/cert/default.html) пользователям Интернет предлагается пройти тестирование по различным темам и получить сертификат, который в дальнейшем можно будет использовать при поступлении на работу.

Кроме очевидных удобств (например, скорость получения результата), сетевые тесты имеют и недостатки, препятствующие их широкому внедрению в сфере дистанционного образования. Они, как правило, дороги для пользователя (за время “раздумывания” над ответом пользователь Интернет тоже должен платить деньги), не всегда удается обеспечить хорошую пропускную способность каналов и линии, по которым пользователи подключаются к тесту, “виснут" из-за перегрузки. Помимо этого, опять же, возникает вопрос о достоверности результатов тестов. Любой пользователь может скопировать себе на диск как сами задания теста, так и ключи к его выполнению.

Поэтому ни соревновательного, ни аттестационного тестирования в Интернет, организованного в режиме реального времени, никто не проводит ни в России, ни за рубежом (где тестовая культура исключительно развита). В ближайшие годы компьютерное тестирование в Интернет будет, по-видимому, развиваться в форме отсроченного тестирования, при котором пользователь (студент) выполняет тест на локальном компьютере. Далее в установленном порядке файл-протокол с записью ответов студента передается по электронной почте или по FTP на сервер головного центра тестирования, где тест и проверяется.

И все же, в настоящее время разработчики многих дистанционных курсов, проводящихся в Интернет, ориентируются именно на тесты, используя их как основную форму контроля и проверки знаний “дистанционных” студентов.

Приступая к изучению данного вопроса, мы отметили, что при выборе формы контроля учебной деятельности, необходимо соотнести выбираемую форму с содержанием обучения и используемой педагогической технологией.

Заключение

Дистантные формы обучения снимают многие психологические проблемы, связанные с коммуникацией обучаемых, позволяют им быть более искренними. Возможность поработать над своей мыслью помогает обучаемым устранить погрешности устного общения. Открытость дистантных форм деятельности безусловно расширяет мировоззрение обучаемых до планетар­ного уровня. Чувство близости всех стран и континентов - одно из первых чувств, возникаю­щих практически у каждого человека, который начинает работать с электронной почтой или Web-системой сети Internet. В связи с этим, для того чтобы заинтересовать, а не испугать буду­щего ДиО-студента необходимо чтобы:

1. Обучаемый имел возможность выбора необходимой информации и удобного инст­рументария ее получения.

2. Во «вводных лекциях в предмет» были вобязательном порядкеуказаны перспекти­вы его (предмета) применения, для чего он изучается и его приоритет в жизни будущего спе­циалиста.

3. Форма представления заданий и способы работы над ними были понятны и доступны пользователям, не имеющим специальных знаний в области вычислительной техники и про­граммного обеспечения.

Еще одним важным аспектом проблемы внедрения ДиО, с нашей точки зрения, является законодательный аспект. Хотелось бы, чтобы структура ДиО была закреплена законом. Т. е. в ближайшее время необходимо произвести стандартизацию ДиО, причем стандартизацию на мировом уровне.

ДиО - это достаточно дешево, что немаловажно сегодня, когда всерьез идут разговоры о переводе ряда вузов на коммерческие "рельсы". Здесь не надо платить за коммунальные услуги в вузах, аудиторные часы преподавателям и прочее, прочее.

ДиО, как вид образования - серьезное и важное дело. И может быть, через некоторое время многие будут проходить курсы по сети. Но единственное, что можно сказать точно: ста­рого доброго очного образования оно не заменит. Мы предполагаем, что дистанционное обу­чение должно совместить достоинства самостоятельной подготовки и очного обучения в учеб­ном центре, иными словами, дистанционное и очное образование должны дополнять друг дру­га.

Список используемой литературы

1) Околесов О. П. Системный подход к построению электронного курсадля дистанционного обучения // Педагогика. -1999. -№ 6. -С. 50-56. Могилев А.В. Злотникова И.Я. Компьютер на уроках естествознания //М:Информатика, 1997, вып.8-13.

2) Полат Е. С. Петров А.Е. Дистанционное обучение: каким ему быть? // Педагогика 1999. -№7. -С. 29-34.

3) Пидкасистый П.И. Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения

4) Дистанционное образование. Состояние, проблемы, перспективы. - Тезисы докладов научно-методической конференции. - Томск; издательство ТГУСУР 1997.

5) Международный журнал «Дистанционное образование» 1997, 1998 г.

Иформационные ресурсы Internet:

6) www.dist-edu.ru

7) www. hsc.ru

8) http://ito.bitpro.ru

9) www.ui.usm.ru

10) http://biro.ufanet.ru

11) http://kampi.kcr.ru

Наши рекомендации