Некоторые особенности обучения родному языку и развитию речи
В начальных классах дети овладевают грамотным письмом, чтением, счетом, изучают основные правила грамматики и правописания У слабовидящих детей при этом возникают специфические трудности, преодоление которых связано с использованием специальных приемов
Некоторые слабовидящие школьники медленнее овладевают звуковым анализом и синтезом В связи с этим рекомендуется применять разные методические приемы,
способствующие преодолению этих недостатков, например выделение из предложений слов, слогов, определение, какой звук слышится в начале, середине, конце слова, рекомендуется в письменной речи делить слова на слоги, придумывать слова, состоящие из одного, двух трех слогов, составлять слова из рассыпной азбуки При письменных упражнениях заменять и вставлять в таблицы с готовой основой буквы и слоги Важно применять упражнения по дифференциации сходных звуков, научить учащихся прислушиваться к собственному произношению слов, для того чтобы выделить указанные звуки и слоги, и многие другие упражнения, которые обычно применяются на первоначальном этапе обучения в школе
Трудности, связанные с овладением звуковым составом слова и определением порядка звуков, нередко обнаруживаются в письменной речи Нарушения звуковой последовательности при написании слов в значительной мере объясняются неполноценностью зрительного восприч-тия текста С недостатками зрительного восприятия связаны также пропуски гласных букв, замены, перестановки и т п Однако далеко не у всех детей недостатки звукового анализа связаны с неполноценностью зрения У некоторых из них они обусловлены недоразвитием фонематического слуха, неумением сосредоточить внимание на фонемах Чтобы преодолеть эти трудности, рекомендуется подбирать для детей индивидуальные упражнения с учетом их специфических трудностей в усвоении учебного материала и недостатков развития зрения и речи
Дети с частичной атрофией зрительного нерва допускают больше ошибок во время осуществления звукового анализа и синтеза, чем дети с аномалиями рефракции У некоторых слабовидящих школьников с частичной атрофией зрительного нерва отмечаются грубые фонематические ошибки1 искажение букв, пропуски, перестановки, внесение лишних букв, замены одних букв другими и т п Следует отметить, что некоторые ошибки у этих детей встречаются на всех годах обучения в начальных классах
В связи с недостатками слухового Анализа и синтеза эти дети делают большее число ошибок в диктантах, а не в списываемых ими текстах. Изучение знаний некоторых учащихся показало, что слабовидящие дети, не имеющие нарушений фонематического анализа и синтеза, делают
больше ошибок при списывании (данные Н. С. Ко-стючек).
В связи с развитием в процессе обучения слухового анализа и синтеза количество допускаемых в диктантах ошибок значительно снижается. Звуковой анализ и синтез могут быть развиты в процессе чтения, письма, изучения грамматики, развития речи.
При выполнении слабовидящими письменных работ., необходимо обеспечить соответствующие гигиенические условия. Желательно, чтобы слабовидящие дети с остротой зрения 0,1 и ниже пользовались тетрадями со специальной разлиновкой. Писать при этом следует черными чернилами.
В целях охраны зрения слабовидящим не следует давать большое число письменных заданий. Значительное место должен занять анализ допущенных ошибок и др. При проверке письменных упражнений не рекомендуется подчеркивать ошибки. Следует практиковать отметки на полях около соответствующей строки. Учащийся сам должен отыскать допущенную ошибку и выписать ее с соблюдением правил правописания. При анализе ошибок внимание детей необходимо обращать на то правило, которое было нарушено в результате допущенной ошибки. При этом им предлагается самостоятельно подобрать примеры или упражнения на данное правило. Ученикам первого класса (второе полугодие) со зрением 0,1 и ниже при наличии у них большой замедленности и трудностей при письме рекомендуется давать для списывания тексты, которые содержат не более 20 слов.
Ученики II класса (при таком же зрении) не должны списывать более 30 слов. Ученикам I класса следует писать диктанты, тексты которых состоят из 16—23 слов; ученикам II класса — диктанты из 18—30 слов. Тем слабовидящим детям, которые справляются с учебным материалом, сокращать объем текстов при списывании не следует; исключение должны составлять учащиеся, у которых отмечаются нарушения письма или выраженная его замедленность.
Фонематический слух может развиваться у детей не только в связи с обучением родному языку, но и на других занятиях (пение, ритмика, музыка). Такие занятия способствуют формированию слухового внимания, звуковой памяти, чувства ритма и т. п. Все это в значительной мере способствует развитию слухового восприятия,
слуховых представлений и определенным образом влияет на улучшение звукового анализа и синтеза.
У многих слабовидящих учащихся начальных классов с остротой зрения 0,1 и ниже, особенно при частичной атрофии зрительного нерва, встречаются трудности при чтении (пропуски, замены букв и др.). В связи с этим по отношению к таким учащимся следует осуществлять индивидуальный подход. Кроме того, в качестве помощников при выполнении учениками домашних заданий надо привлекать их родителей и других членов семьи. При нарушении зрения грамматический строй речи не страдает. Многие слабовидящие дети имеют по русскому языку и литературе отличные и хорошие оценки. Вместе с тем учащиеся с нарушением зрения делают в письменных работах сравнительно большее количество морфологических и синтаксических ошибок. И. П. Чигринова показала, что недостатки и ошибки в письменных работах слабовидящих объясняются несовершенством методов обучения слабовидящих детей родному языку и недооценкой особенностей развития их речи.
Чтобы облегчить запоминание и воспроизведение прочитанного материала, следует давать небольшие части текста рассказа, а потом читать и воспроизводить рассказ в целом. Надо как можно больше читать и рассказывать вслух во время занятий в школе и дома. Рекомендуется также рассказывать вслух содержание прочитанных книг, прослушанных по радио детских передач, воспринятого во время экскурсий, прогулок и т. п. Очень важно при этом научить детей кратко формулировать свои мысли, правильно использовать словарный запас и грамматический строй. Развитие устной речи оказывает положительное влияние на формирование правильной лаконичной письменной речи, овладение которой имеет для слабовидящих особенно большое значение.