Некоторые особенности мышления слабовидящих детей
В познавательной деятельности, в компенсации и коррекции нарушенных и недоразвитых функций огромную роль играет мышление- Мышление есть высшая форма обобщенного отражения действительности. Мышление человека теснейшим образом связано со словом. В мыслительной деятельности ребенка, связанной с чувственным познанием и практикой, весьма значительную роль играют знания. Чем выше уровень знаний, тем полнее и разностороннее мыслительные операции.
Физиологические механизмы мышления у слабовидящих и нормально видящих одни и те же. Мыслительные операции, логика, стадии мышления у слабовидящих подчиняются законам, которые являются общими для всех детей.
Целым рядом советских и зарубежных авторов показано, что развитие мышления не зависит от степени нарушения зрения (М. И. Земцова, А. И. Зотов, Ю. А. Кулагин, А. Г. Литвак, В. Фромм (ГДР), В. Рот (Румыния), Я. Есенский (Чехословакия) и др.). Мышление может быть высоко развито даже у абсолютно слепых и слепоглухих (Н. С. Костючек, А. И. Мещеряков, И. С. Моргулис, Л. И. Солнцева, А. В. Ярмоленко, Я. Тобин (Англия) и др.). Решение тех или иных мыслительных задач осуществляется на основе использования законов действительности, усвоенных в процессе обучения и воспитания. Источником мыслительной деятельности является познание, осуществляющееся с помо-
щью зрения, слуха, осязания и других видов чувствительности. Человеческое мышление носит речевой характер. Обобщающая роль слова в познании действительности имеет важное компенсаторное значение и помогает слабовидящим даже при глубоком нарушении зрения выйти за пределы обедненного чувственного опыта. В ходе обучения и целенаправленной практической деятельности у слабовидящих, как и у нормально видящих изменяется соотношение между чувственным и словесно-логическим познанием. Все более расширяется область знаний, усвоенных в процессе чтения книг, восприятия рассказов учителя, в результате общения с окружающими, прослушивания передач по радио и т. п. Овладевая знаниями в процессе школьного обучения, слабовидящие широко пользуются системой условных обозначений (готовыми формулами, схемами и рисунками, чертежами, математической, физической и химической символикой и т п.). В связи с этим непосредственно чувственные формы познания на старших ступенях обучения сужаются за счет развития мыслительных операций: логической интерпретации фактов, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, развития приемов абстрагирования и мысленной конкретизации, суждения, умозаключения и др. Усваивая знания, учащиеся опираются на готовый накопленный человечеством опыт. Поэтому в ходе обучения школьникам не приходится каждый раз обращаться к личному опыту Как отмечалось выше, сфера непосредственно чувственного познания при нарушении зрения у детей сужена. Многое слабовидящим детям с остротой зрения 0,1 и ниже мало доступно: наблюдение далеко расположенных предметов и явлений (географические объекты, астрономические явления и др.). Некоторые слабовидящие с трудом воспринимают микрообъекты, например при изучении биологии. Поэтому они вынуждены искать ответы на возникающие в процессе обучения вопросы, используя мысленную переработку и логическую интерпретацию. Процессы интериоризации имеют важное компенсаторное значение. С помощью активной мыслительной деятельности и речи восполняются обусловленные нарушением зрения пробелы непосредственно чувственного опыта. Учащиеся с очень низким зрением и даже полностью слепые могут получать глубокие знания, используя резервные компенсаторные
возможности мыслительной деятельности. Опираясь на знания, слабовидящие школьники могут делать обобщающие выводы относительно многих предметов, процессов, явлений, которые ими никогда непосредственно не воспринимались (силуэты гор, лесные дали, линия горизонта, звездное небо, морское пространство и т. п.). Опираясь на имеющиеся знания, они уясняют закономерности, причинно-следственные связи между явлениями природы, мысленно воссоздают синтетические образы иделают правильные обобщения и выводы.
Мышление всегда так или иначе связано с чувственным познанием и практической деятельностью детей, т. е. с непосредственным активным восприятием предметов и явлений действительности. Недооценка чувственного познания и предметно-практической деятельности в процессе обучения может привести к формальному усвоению знаний. Опасность формализма при обучении слабовидящих особенно велика. Чтобы избежать формального усвоения знаний, учителю необходимо в процессе обучения умело сочетать словесные и наглядные методы обучения с практической деятельностью слабовидящих учащихся. Мышление должно быть всегда связано с активной наглядно-практической деятельностью детей, особенно на начальных ступенях обучения. Поэтому такая связь необходима для глубокого овладения знаниями и развития приемов мыслительной деятельности.
Слабовидящие осуществляют в принципе те же мыслительные операции, что и нормально видящие. Вместе с тем, как уже отмечалось, при нарушении зрения у детей младшего школьного возраста более замедленно, фрагментарно, иногда многоступенчато протекает анализирующее восприятие. Все это затрудняет развитие у слабовидящих образного мышления. При мысленном расчленении предметов и явлений, выделении тех или иных признаков у слабовидящих отмечаются некоторые особенности фазовой динамики (А. И. Зотов, А. Г. Лит-вак, В. А. Феоктистова и др.). При синтезе изучаемых предметов и явлений у некоторых слабовидящих нередко страдает целостность и одновременность обзора различных признаков, отмечается фрагментарность при воссоздании образа памяти.
Для развития аналитико-синтетической деятельности при обучении слабовидящих имеют важное значение практические занятия и трудовое обучение. Приобуче-
?3
няи труду учащиеся, планируя трудовые операции и реализуя их во время изготовления изделий, осмысливают технологические процессы и способы действия, реально воссоздают целостный предмет, руководствуясь при выполнении трудовых заданий соответствующими поставленной цели представлениями. В ходе практических действий они овладевают приемами теоретического анализа и сиятеза. Огромное значение для развития мыслительных операций анализа и синтеза при обучении слабовидящих имеет направляющая роль даваемых учителем словесных объяснений, сочетающихся с показом приемов выполнения.
Неотъемлемой частью анализа и синтеза являются мыслительные операции сравнения. В процессе сравнения устанавливаются связи между признаками и предметами, определяются сходства и различия в строении, форме, величине, цвете, выделяются наиболее существенные постоянные признаки и свойства, характеризующие изучаемые предметы и явления.
При нарушении зрения не улавливаются многие световые и пространственные признаки сходства и различия. Мыслительные операции сравнения нередко осуществляются ими по ограниченному количеству признаков, что иногда затрудняет обобщение. Наибольшие трудности у слабовидящих детей возникают при оценке пространственных связей и отношений между предметами. Поэтому в ходе обучения следует обращать внимание на формирование пространственных представлений, речи и технического мышления учащихся.
Умственные операции сравнения в ходе обучения развиваются и совершенствуются, особенно, если используются специально направленные коррекционно-воспитательные упражнения. Последние имеют значение также для развития умственных операций сравнения и у нормально видящих школьников начальных классов. При правильном обучении, предусматривающем умелое сочетание словесных, наглядных и практических методов, мыслительные операции сравнения осуществляются полноценно. Слабовидящие школьники свободно классифицируют геометрические фигуры, растения, химические элементы, птиц, животных и т п. (Т. Н. Головина, В. А. Лонина, Б. К. Тупоногов и др.). При изучении литературы учащиеся с нарушением зрения могут широко пользоваться в устной и письменной
речи сравнениями, метафорами, образными выражениями. В этом можно, в частности, убедиться при анализе написанных ими творческих сочинений. При нарушении зрения в принципе не етрадают мыслительные операции абстрагирования При систематизации знаний учащиеся выделяют общие признаки, мысленно отвлекаясь (абстрагируясь) от частных признаков и свойств
Значительное нарушение зрения и даже полная слепота не препятствуют правильному отражению в мозгу предметов и явлений действительности. О правильности отражения действительности при глубоком нарушении зрения свидетельствует воссоздание слабовидящими образов восприятия и образов памяти в рисунках, схемах, чертежах, моделях, самостоятельных конструкциях, самодельных учебных пособиях и приборах (В. А. Бельмер, В П Ермаков, А. Б. Кельмейстер, И Б. Лесин и др.)
На начальных этапах обучения мыслительные операции еще не сформированы полностью, а знания недостаточны; поэтому при оперировании приемами сравнения, систематизации знаний и классификации предметов и явлений у слабовидящих встречаются трудности (И. М. Соловьев, Т Н. Головина и др ).
Нередко среди слабовидящих встречаются дети с временными задержками психического развития. Как правило, замедленность темпов психического развития у таких детей обусловлена другими, не специфическими для слабовидения нарушениями центральной нервной системы. У слабовидящих детей с временными задержками психического развития встречаются большие трудности при необходимости произвести сравнение, систематизацию, обобщение и т п. В связи с этим такие учащиеся не всегда справляются с программным материалом, особенно с овладением теоретическими знаниями по математике, физике, биологии. В частности, школьники с нарушением зрения с временными задержками психического развития испытывают трудности при пользовании системой условных обозначений (по математике, черчению, физике, химии и др.) Оперирование условной символикой требует абстрагирования, обобщения и связано с формированием понятий. Возникающие у слабовидящих детей с временными задержками психического развития в процессе мыслительной деятельности трудности не являются спе-
цифическими для слабовидения. Причины и природа недостатков развития мыслительных операций у этих детей другие: у одних детей недоразвитие сравнения, классификации, обобщения обусловлено нарушением речи; у других — нарушением логической памяти и произвольного внимания; у третьих — недоразвитием операций анализа и синтеза и т. п. Такие дети в условиях обучения в массовой школе в большинстве случаев попадают в число неуспевающих и второгодников Некоторые из них отсеиваются из школы, даже из начальных классов. Дети, которые имеют нарушения зрения, сочетающиеся с временными задержками развития, подлежат переводу в специальные школы для слабовидящих. Им трудно овладеть программным материалом в условиях массовой школы.
Мыслительные операции анализа и синтеза сравнения, классификации и обобщения всегда связаны с конкретизацией, т. е. мысленным выделением из общего отдельного и единичного. Конкретизация общего имеет важное компенсаторное значение при обучении детей с нарушениями зрения. Дело в том, что у таких детей страдает конкретность мысли, что -затрудняет формирование понятий, раскрывающих многообразие характерных для данного предмета или явления признаков и свойств. Конкретизация мыслительной деятельности предполагает опору при обучении слабовидящих детей на непосредственно чувственный опыт и наглядно-практическую деятельность учащихся (Б. Т. Корякин, И. С. Моргулис, Н. С. Царик и др.). Недостатки конкретизации мысли отмечаются и у других детей с сенсорными нарушениями функций — у глухих, слабослышащих, слепоглухих (А. И. Мещеряков, Н. Г- Морозова, И. М. Соловьев, Т. В. Розанова, Ж. И. Шиф и др.). Бедность конкретизации и мыслительной деятельности, как правило, ведет к формально-словесному усвоению знаний. Чтобы избежать формализма при усвоении знаний, во время занятий широко используются приемы конкретизации мыслительной деятельности, реализующиеся на основе развития у слабовидящих наблюдательности, широкого применения средств наглядности, в частности аудиовизуальных учебных пособий, оптических приспособлений и устройств (М. А. Вербук. Б. И. Коваленко, Н. Б. Коваленко, Р. С- Муратов, Л. К. Малштейн и др.). Конкретизация мыслительной
деятельности слабовидящих, предполагающая сознательное усвоение знаний, может широко осуществляться при проведении опытничества в связи с изучением биологии, при организации лабораторных, практических, измерительных, графических и других работ. Важное значение в этом плане приобретают уроки труда, изобразительной деятельности, черчения, географии и др. Следует отметить, что конкретизация мыслительных процессов всегда предполагает формирование понятий, развитие операций обобщения, раскрытие закономерностей, установление причинно-следственных связей. Дидактические основы формирования понятий и сознательного усвоения знаний убедительно описаны М. Н. Скатки-ным. Его рекомендации могут быть широко использованы при обучении слабовидящих детей
Как известно из практического опыта учителей специальных школ, многие слабовидящие дети начальных классов иногда видят в предметах только общее, не выделяя специфическое. Например, при предъявлении им разных видов игрушечных транспортных машин они называют их просто машинами, не указывая названия вида (грузовая, легковая, самосвал, санитарная и т. п.). При предъявлении чучел галки, вороны, воробья учащиеся определяют их словом «-птица» Недостатки конкретизации мысли и обедненный чувственный опыт приводят к расширению объема понятий. В других случаях отмечается сужение объема понятий. В старших классах у слабовидящих обычно не встречается нарушений объема понятий. Опираясь на накопленные знания и сложившиеся ранее понятия, слабовидящие учащиеся оперируют проблематическими суждениями, в частности при написании творческих сочинений Однако у некоторых из них суждения бывают недостаточно обоснованными, что нередко приводит к неправильным выводам и обобщениям. Чтобы предупредить недостатки формирования понятий при нарушении зрения, необходимо обращать внимание на формирование способов обобщения, развитие речи и самостоятельности мысли.
Анализ решения задач слабовидящими показывает, что если они уяснили смысловое и конкретное содержание условия, то их рассуждения, умозаключения не отличаются от нормально видящих школьников. Они успешно осуществляют индуктивные и дедуктивные умозаключения. В этом можно убедиться при анализе знаний
учащихся, в частности, по математике. В связи с переходом к обучению по новым программам и расширением теоретических знаний особое значение приобретает развитие у слабовидящих дедуктивного мышления предполагающего тесную связь с индуктивными умозаключениями, опирающимися на многообразие конкретного наглядного материала.
Важное компенсаторное значение имеет овладение слабовидящими умением делать выводы по аналогии. При формировании знаний, опосредствующих развитие понятий, огромную роль играет речевое общение слабовидящих с окружающими их людьми и использование коммуникативных технических средств (радиопередачи, телевидение, кино, грамзаписи, различные аудиовизуальные пособия). Речь, с помощью которой усваиваются накопленные человечеством в ходе исторического развития знания, имеет огромное значение для коррекции и компенсации нарушенных у слабовидящих функций. Развитие речи способствует формированию активности и самостоятельности мысли.
Содержание понятий должно полно и хорошо раскрываться на наглядном материале, в условиях активной практической деятельности самих учащихся. Во многих случаях определение учителем понятия должно сочетаться с демонстрацией конкретного материала, из которого учащиеся выделяют те или иные существенные признаки. Формы и методы сочетания словесного объяснения с показом и практической деятельностью учащихся массовой школы описаны П. Я Гальпериным, Д. Б. Элькониным, Л. В. Занковым, В. В. Давыдовым, Н. А. Менчинской и др. Результаты проведенных этими авторами исследований в полной мере относятся и к слабовидящим школьникам. Учителю следует систематически контролировать, насколько сознательно и правильно ученики усвоили изучаемый материал. Важное значение для выяснения качества усвоения тех или иных понятий имеют разные формы практических занятий и решение задач.
На основании сказанного можно сделать вывод о том, что осуществляемые слабовидящими мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения и др. принципиально и качественно те же, что и у их нормально видящих сверстников. Слабовидящие, как и нормально видящие школьники, пользуясь
мышлением и речью, могут успешно усваивать знания и умения в полном объеме программ массовой школы. Вместе с тем учителю следует учитывать некоторые специфические особенности развития мышления при нарушении зрения у детей.
Огромную роль при овладении знаниями играет уровень развития сознания, потребностей и личности в целом. Советские авторы, опираясь на марксистско-ленинскую теорию, рассматривают личность как продукт общественно-исторического развития. Многие зарубежные авторы ошибочно утверждают, что качества личности слабовидящего школьника определяются биологическими факторами. Игнорируя социальную природу сознания в развитии личности и ее определяющую роль в формировании целенаправленной общественно-трудовой деятельности и коллектива, защитники биологизатор-ской теории обесценивают компенсаторные возможности слабовидящих школьников.
В действительности личность формируется только в процессе активной общественно-трудовой деятельности (Б. В. Зайгарник, А. В. Запорожец, В. М. Коган, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев и др.), в условиях воспитания учащихся в коллективе. Даже усвоение знаний и успеваемость школьника, как показано Л. И. Божович и Л. С. Славиной, зависят от положения школьника в коллективе. Вот почему так важно установить правильные взаимоотношения слабовидящих и нормально видящих в классном и школьном коллективе.
В массовой школе встречаются слабовидящие дети, у которых нарушение зрения связано с другими нарушениями функций центральной нервной системы. У этих детей отмечаются значительные отклонения в развитии и формировании познавательных процессов.