Физкультурная минутка на рабочем месте
Мы писали и писали Наши пальчики устали | (руки поднять вверх вперед, сжимать и разжимать кисти) |
Мы немного отдохнем | (руки согнуть в локтях, встряхивать кисти) |
И опять писать начнем | (положить руки на стол) |
Карандашик, карандашик, Ты погрей-ка руки наши, | (покатать карандаш между ладонями) |
Пальцы и ладошки. Вот массаж хороший! | (погладить свои ручки) |
IV серия заданий
Задание № 1. «Эскизы»
Цель:выявление беглости и гибкости мышления.
Материал: одна страница альбома.
Инструкция:
«Переверните страницу альбома. Здесь нарисованы круги. Их нужно дорисовать так, чтобы получилась картинка».
Кто закончит выполнять задание, положите карандаш в сторону, чтобы я видела, что вы выполнили задание».
По истечении 3 минут, педагог предлагает всем детям завершить работу.
Задание № 2. «Лесенка»
Цель:изучение самооценки (адекватности, неадекватности), конативного аспекта самосознания.
Материал:одна страница альбома.
Инструкция:
«Все, что вы делали сегодня очень важно для того, чтобы пойти в школу. Пролистайте страницы своего альбома. Вспомните, как вы работали.
На последней странице нарисована лесенка. Сосчитайте ступеньки. На верхней ступеньке находятся все дети, которые успешно выполнили, все задания; на нижней ступеньке, дети, которые не справились с заданием, на средней ступеньке дети, которые справились не со всеми заданиями.
Как каждый из вас справился с заданием? Найдите свое место на этой лесенке, поставь галочку на этой ступеньке.
Заключительный этап
Задание № 1. «Рисунок «Я иду в школу»
Цель: выявление мотивационной готовности и эмоционального отношения ребенка к школе, отношения к себе (когнитивного и эмоционального аспекта самосознания) и определение уровня школьной тревожности.
Время выполнения 20-25 мин.
Материал: цветные карандаши (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный), чистый лист в альбоме, ластик.
Инструкция: «Перед вами лежит лист бумаги и цветные карандаши, ластик. Сейчас каждый нарисует на этом листе рисунок «Я иду в школу».
На все уточняющие вопросы ребенка следует отвечать, что он может рисовать все, как ему хочется.
Дети выполняют задание в разном темпе. По окончании работы ребенок подходит к специалисту, который задает вопросы. «Тебе нравится твой рисунок? Почему?», «Что ты нарисовал?», «А кто еще идет рядом с тобой?», « Что делаешь ты (дети)?», «Тебе (им) весело или скучно, почему?».
Оценка полученных результатов
После проведения диагностики альбомы собираются. Выполнение заданий анализируется в соответствии с приведенными ниже критериями.
Подготовительный этап
Задание «Автопортрет»
Наличие основных деталей автопортрета
Критерии оценки | |
3 балла | Ребенок нарисовал «автопортрет». В нем прорисованы основные части тела: фигура в полный рост (голова, шея, плечи, руки, с кистями и пальцами, туловище, ноги); «бюст» (голова, шея, плечи); Обязательно должны быть нарисованы: глаза, брови, нос, рот, уши, волосы. Соблюдены пропорции и лица и тела. |
2 балла | Ребенок нарисовал «автопортрет». Прорисованы основные части тела (ноги и руки нарисованы в виде прямоугольников, без пальцев и ступней) и лица (отсутствуют брови, уши, шея), нарушены пропорции (голова большая, длинные ноги и т.д.). |
1 балл | Ребенок нарисовал фигуру человека (схематичное изображение). В ней отсутствуют основные части тела и лица. Фигура состоит из отдельных овалов, прямоугольников, сочетания палочек). |
0 баллов | Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно. |
Размер и расположение на листе
Критерии оценки | |
3 балла | Основное внимание уделяется автопортрету. Рисунок занимает большую часть листа, расположен в центре. |
2 балла | Основное внимание уделяется автопортрету. На рисунке представлены и другие объекты (одинакового размера). Фигура занимает не менее 1/3 листа. |
1 балл | Фигурка расположена в одном из нижних углов листа, стоит спиной, небольшого размера, перекрыта другими объектами. Основное внимание в рисунке уделяется другим объектам. |
0 баллов | Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно. |
Качество рисунка
Критерии оценки | |
3 балла | Большое количество деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных дополнительных предметов; в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светлозеленый, голубой и т.д.). Фигура производит впечатление «хорошего ребенка». Настроение - положительное («улыбается», «смеется»). |
2 балла | Рисунок в основном схематичный, включает элементы декорирования. Рисунок сделан небрежно, «на скорую руку». В целом фигура производит впечатление «хорошего ребенка». В рисунке в равной степени присутствуют светлые и темные тона. Настроение - нейтрально-положительное («спокойное», «нормальное»). |
1 балл | В рисунке отсутствуют детали и украшения. Фигура изображена нарочито небрежно (линии прерывистые, тонкие или с сильным нажимом), есть перечеркивания (фигура «зачеркнута», «стерта»). Фигура производит впечатление «плохого (несчастного, конфликтного) ребенка». Рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный). Настроение - «плохое» («грустный», «плачет», «злой»). |
0 баллов | Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно. |
Примечание: баллы суммируются и делятся на 3.
Основной этап
I серия заданий
Задание № 1. «Я и окружающие меня люди»
Баллы проставляются по каждой из трех картинок, суммируются, вычисляется среднее арифметическое значение. Результаты по пробной картинке не зачитываются.
Критерии оценки | |
3 балла | Ребенок правильно выполнил задание: 3 страница – вариант решения № 2; 4 страница – вариант решения № 3; 5 страница – вариант решения № 2. |
2 балла | Ребенок выбрал вариант решения: «Обращение за помощью к взрослому». 3 страница – вариант решения № 3; 4 страница – вариант решения № 2; 5 страница – вариант решения № 3. |
1 балл | Ребенок выбрал вариант решения: «Социально неодобряемый способ поведения» 3 страница – вариант решения № 1; 4 страница – вариант решения № 1; 5 страница – вариант решения № 1. |
0 баллов | Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно. |
Задание № 2. «Шифровка»
*Успешным считается безошибочное заполнение геометрических фигур в соответствии с образцом за период до 2 минут.
Критерии оценки | |
3 балла | Ребенок безошибочно заполняет геометрические фигуры в соответствии с образцом за период до 2 минут. В работе имеются собственные единичные исправления или единичный пропуск заполняемой фигуры. |
2 балла | Ребенок допускает более двух пропусков заполняемых фигур. В работе имеются исправления, более двух ошибок в заполнении, плохая графика заполнения (выход за пределы фигуры несимметричность фигуры и т.п.). |
1 балл | Ребенок допускает более двух ошибок в сочетании с плохой графикой заполнения и пропусками. Задание выполнено правильно, но не полностью. |
0 баллов | Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно. |