Антропософия штейнера, её отражение в вальдорфской педагогике
Учение Штейнера представляет собой синкретическое соединение западных и восточных религиозно-оккультных учений, в котором можно выделить элементы гностицизма, пифагорийской мистики чисел, каббалистики, оккультно истолкованного христианства. Им была разработана целая система ступеней посвящения с обрядами инициации, наподобие масонских. Первые ступени включали танцы, выработку эвритмии, постановку театральных мистерий. Для посвященных читались особые секретные курсы. Человек в соответствии с традициями древнего оккультизма, образует микрокосмос в составе физического, эфирного и астрального тел, причем эфирное тело нисходит на человека с прорезанием коренных зубов (около 6 лет), а астральное - с достижением половой зрелости. Эти сферы отражают три ступени, через которые прошел, по Штейнеру, в своем становлении Мировой Дух; с 1909 года, то есть с открытия антропософии, мир вступил в четвертую фазу, на которой формируется духовное "Я".
Согласно программному документу Европейского совета вальдорфского образования, формообразующим принципом вальдорфской педагогики является антропософия.
Штайнерстремитсяподчинитьпедагогику не конъюнктурным требованиям «позднеиндустриального демократического общества достижений», а потребностямразвитияребёнка. Эти потребности рассматриваются им в свете его антропософских гипотез о триединстве человека, его четырёх сущностях и учения о темпераментах.
Триединство человекаВ человеке соединяются Дух, Душа и Тело, которым соответствуют мысль (интеллектуальные и познавательные способности), чувство (эмоциональная сфера, художественные и творческие способности) и воля («производственные и практические» способности). Поэтому задачей педагогики является не только развитие интеллектуальных способностей, но и эмоциональное взросление и становление воли.
Четыре сущности человекаШтайнер описывает, помимо физического тела, ещё три сущности человека, которые не подлежат непосредственному восприятию (их наличие обнаруживается по действиям, которые они производят). По его представлению, в человеке взаимодействуют:
• Физическое тело,
• Эфирное тело, отвечающее за рост и жизненные силы,
• Астральное тело, отвечающее за проявление психических переживаний.
• Душа ощущающая, благодаря которой у человека возникают чувства, отличные от физических.
• Душа рассудочная, благодаря которой человек может логически мыслить
• Душа сознательная, благодаря которой может осознавать и контролировать свои поведения и поступки
• Я — бессмертная духовная составляющая человека.
Эти сущности «рождаются» в указанной последовательности с семилетними промежутками[29]. Школьный период примерно совпадает с рождениями двух сущностей:
Эфирное тело рождается одновременно с выпадением у ребёнка молочных зубов, то есть примерно в 7 лет. Если до этого ребёнок учился благодаря «подражанию и примеру», то теперь в основу обучения ложатся «следование и авторитет», развиваются душевные силы обучения, образная фантазия и память.
Астральное тело рождается в начале пубертата, то есть примерно в 14 лет (начало третьей семилетки). Начинается интенсивное эмоционально взросление, развитие интеллектуальных способностей: абстрактного мышления, «силы суждения» и «свободной мысли».
Воспитание понимается Штайнером как «содействие развитию», и в этом смысле в 21 год с рождением «Я» начинается саморазвитие.
ТемпераментыШтайнер развивает учение о темпераментах в русле антропософии, соотнося ту или иную сущность с определённым темпераментом (преобладание той или иной сущности означает преобладание соответствующего темперамента):
• Физическое тело — меланхолик,
• Эфирное тело — флегматик,
• Астральное тело — сангвиник,
• Я — холерик.
Каждый человек обладает уникальным смешением темпераментов, что обуславливает его индивидуальность.
Применение этой концепции продуктивно в течение первых трёх лет обучения (например, следует обеспечивать соседство одинаковых темпераментов, тогда они «пресыщаются собой», выравниваются). Впоследствии ребёнок созревает настолько, что может контролировать проявления своего темперамента, и в преподавании можно уже не учитывать темпераменты.