Принципы и условия организации педагогического процесса
Принципы организации педагогического процесса:
1)Воспитание личности в процессе деятельности. Только в процессе специально организованной деятельности детей овладевают определенными культурными и материальными ценностями общества, приобретают навыки общения со взрослыми и сверстниками.
2) Принцип единства требование к ребенку и уважение его личности.
3) Принцип сочетания педагогического руководства и развитие детской инициативы, самостоятельности ребенка.
4) Принцип соотношения воспитания и обучения с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка. Для этого нужно хорошо знать детей, изучать их на каждом возрастном этапе и знать внутренний мир каждого ребенка.
5) Принцип единства решения воспитательных и образовательных задач.
Условия организации педагогического процесса:
1) «Свобода выбора» (как можно меньше прерывать деятельность детей и не мешать естественному саморазвитию личности ребенка.
2) «Открывающая перспектива» - то есть опора на ребенка.
3) «Открытое планирование работ» - то есть выбор содержания работы, которая должна идти от детей, от их желания и уровня развития. Дети должны быть участниками планирование деятельности.
4) Использование гуманных методов и приемов обучения и воспитания - т.е. ненасильственное направления деятельностью детей.
5) Осуществление психотерапевтического ухода. «Психотерапия» в переводе с греч. «уход за душой» - то есть забота о душевном равновесии, его настроении, чувствах, переживаниях.
6) Привлечение родителей как единомышленников.
4.Структура и содержание педагогического процесса
В настоящее время наиболее оптимальным является выделение структуры педагогического процесса на основании типов взаимодействия взрослого с детьми.
По отношению к детям взрослый может занимать принципиально разные позиции:
1) позиция «учителя», который ставит определенные задачи, выбирает способы и средства их решения, оценивает правильность взаимодействия ребенка. Какими бы демократическими не были формы общения при такой позиции воспитатель находиться как бы «над» ребенком;
2) позиция «включенного в деятельность равного партнера», который изнутри этой деятельности вносит свои предложения и демонстрирует разные способы взаимодействие, решает возникшие проблемы «вместе» с детьми;
3) позиция «создателя развивающей среды», когда воспитатель предоставляет ребёнку свободу деятельности в созданном окружающем предметном мире;
4) позиция «психотерапевта», которая заключается в создании условий
для комфортного душевного самочувствия ребенка.
В соответствии с этим весь педагогический процесс может быть условно разделен на 4 блока:
1) блок специально организованного обучения в форме занятий. Здесь достигаются цели по развитию сенсорных и мыслительных способностей, расширению и систематизации знаний детей об окружающем, а также по формированию у них элементов учебной деятельности. Воспитывающий всегда инициатор: он ставит перед детьми задачи, организует и контролирует их решения.
2) блок совместной деятельности воспитателя и детей. Решаются задачи по развитию социальных навыков, освоению разных видов деятельности приобщению к искусству, нравственных ценностей, расширению представлений о мире, по развитию речи, игровой деятельности и т.д. Воспитатель может сам вызывать активность детей, вовлекая их в ту или иную деятельность, демонстрируя собственную увлеченность. Кроме того, воспитатели могут включиться в уже возникшую деятельность детей, направления ее ход изнутри как равный партнер. В этот блок включаются разные виды деятельности: чтение книг, беседы, слушание музыки, рассматривание иллюстраций, игры, труд (совместный), продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование), экскурсии, физические упражнение и др.
3) Блок свободной самостоятельной деятельности. Обеспечивает возможность саморазвития детей. В рамках этого блока развивается творческая активность в разных видах деятельности, свободного экспериментирования с разными материалами. Ребенок получает возможность самореализации, будучи хозяином вещей и взаимодействия он обретает чувство самоуважения, собственного достоинства, познает себя.
Роль воспитателя - создатель развивающей среды, обеспечивающей ребенку выбор направления активности.
4)Блок наблюдения за детьми и анализа их развития. Цель - увидеть и понять психологические трудности и проблемы каждого ребенка и помочь их преодолеть. Этот блок может осуществляться как особая часть деятельности, занимающая определенное время, а может быть включён в другие блоки. Именно он обеспечивает успех всей деятельности, т.к. развитие и воспитание детей возможны лишь в условиях их душевного благополучия.
Рисунок 1. Блоки педагогического процесса.