Занятие по изготовлению кукольной мебели
Демонстрационный материал. Мебель для кукол (столик, стульчик, диванчик), кукла соответствующего размера, дощечки (размер – 3x12 см и 7x28 см), кубики 5x5x5 см, бруски (сечение – 3x3 см, длина – 12 см), одна дощечка с незачищенными краями, пила, наждачная бумага, молотки, гвозди, карандаши.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, давайте смастерим мебель для кукол вот такого размера. (Показывает.) Посмотрите, перед вами мебель, ее сделали ребята, которых мы осенью проводили в школу. А здесь лежат дощечки, с которыми вы будете работать. Есть и бруски, и кубики. Кто сможет догадаться, из каких частей состоит стол? (Ответы детей.) Подберите такие же детали.
Ребенок (отбирает кубик). Из него я сделаю ножку стола, а квадрата, из которого надо сделать крышку, нет.
Воспитатель. Как же нам быть? Посмотри, на столе у нас есть вот такая дощечка. Я ее приложу к крышке кукольного столика. Что у меня получилось?
Дети. И крышка столика, и дощечка одинаковой ширины. Но дощечка длиннее, ее надо отрезать.
Воспитатель. Правильно, ее надо отпилить. Но чтобы не ошибиться, надо сначала отметить. Как это сделать?
Если ребята не догадаются, воспитатель кладет на дощечку столик крышкой вниз и проводит по его краю линию распила.
Воспитатель. А что надо сделать, чтобы край крышки стола был гладким?
Дети. Зачистить край наждачной бумагой.
Воспитатель. Теперь сами отберите заготовки, из которых будете мастерить стульчики, диванчик.
Подобные вопросы педагог задает детям в случае затруднений; когда работа будет закончена, он разъясняет, что каждый инструмент имеет свое место хранения, а место работы необходимо привести в порядок: положить обрезки брусков и дощечек в ящик, сортируя их по формам, смести опилки щеткой на совок. Готовые изделия следует поставить на полочку или в другое указанное воспитателем место. Когда изделия хорошо просохнут, их можно отдать детям для игр.
Для следующих работ можно заранее сделать заготовки, из которых дети смастерят различные предметы.
Так, для игры в детский сад понадобятся вешалки для кукольной одежды и полотенец, раскладные кроватки. Для их изготовления необходимы полоски фанеры, на которые дети прибивают крючочки, брусок для установки вешалки, стояки, на которые будут прибиваться дощечки с крючками, два кубика с отверстиями, в которые будут вбиваться стояки-бруски. Хорошо, если к изготовлению заготовок будут привлечены взрослые.
Процесс изготовления некоторых более сложных предметов можно разделить на ряд операций и распределить процесс изготовления между 3 – 4 участниками. Например, один ребенок распиливает доску, другой – зачищает края, третий – сколачивает изделие. Ребенок, который распилил доску, включается в сборку деталей, поддерживает изделие, подает заготовки и пр. При такой организации работы дети оказываются в условиях взаимозависимости, взаимоконтроля; появляется возможность разъяснять и нормы дружеских взаимоотношений между участниками.
Овладевая навыками согласования своих желаний с желаниями сверстников при распределении работы и в ее процессе, дети осваивают нормы жизни в коллективе, переносят их в самостоятельную деятельность, в которой часто возникает необходимость договариваться и согласовывать свои действия с партнерами (кто какую роль будет выполнять, кого следует назначать водящим, как объяснить свое право на ту или иную роль и пр.).
В выполнении первых работ инициатива исходит от взрослого: он предлагает, какие изделия будут мастерить дети, какие детали необходимо приготовить и т. д. Конечно, на первом этапе овладения навыками работы такие предложения заинтересуют ребят, но затем нужно давать простор детской фантазии.
Чтобы побуждать детей к творчеству, надо вместе с ними рассматривать обрезки дерева, составлять композиции, вызывать у них желание фантазировать, самим придумывать будущие изделия. Можно предложить, например, смастерить мебель для трех медведей: здесь детям надо учитывать размеры каждого предмета, соотносить их с ростом Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки. Больше фантазии понадобится, чтобы смастерить дом Бабы-яги или пряничную избушку. Для их изготовления можно предложить детям использовать и природный материал. Например, на крышу пряничной избушки наклеить чашечки желудей или чешуйки шишки, а дом Бабы-яги поставить на несколько корявых сучьев и т. д.
Очень интересной становится работа детей с древесиной, если им предлагается панорама какого-либо объекта. Например, воспитатель делает из папье-маше панораму луга, по которому протекает река, бежит проселочная дорога и т. д. Детям предлагается «оживить» эту панораму: построить мостики через реку, на берегу реки выстроить палаточный лагерь для школьников, а неподалеку – деревушку и т. д. Пусть ребята сами придумают, что еще будет расположено на этой панораме.
Эффективным средством, побуждающим детей к творчеству, является создание на участке детского сада искусственного ручейка. Дети любят играть с водой, с удовольствием пускают лодочки, кораблики, разворачивают вокруг них игры. Если в детском саду налажена работа детей с древесиной, изготовление всего необходимого для игр с водой станет делом самих ребят. Задача взрослых – не только организовать устройство ручейка, но и расширить содержание игр с водой, пробудить воображение детей. Вначале их удовлетворяет лишь пускание лодочек: они бегут за ними, останавливают, могут сажать на них мелкие игрушки и вылавливать утонувших мишек, зайчиков, кукол.
Расширению содержания труда детей будут способствовать экскурсии к реке, рассматривание картин, чтение рассказов. Такие приемы побуждают ребят к сюжетным играм, а в играх возникает потребность в изготовлении разных предметов. Например, воспитатель рассказывает детям о том, как он отдыхал у Черного моря, показывает фотографии или иллюстрации берега моря. Рассматривая изображение пляжа, дети отмечают, что на нем есть лежаки, на которых люди загорают, тенты для отдыха в тени, кабинки для переодевания. И развертывается игра возле ручейка: куклы купаются в реке. Но у них нет ни тентов, ни лежаков. Так появляется необходимость в изготовлении этих предметов.
Экскурсии расширяют знания детей о жизни возле реки: по ней плывут пароходы, которые останавливаются, причаливают к пристани, через реку перекинуты мосты. Такие наблюдения тоже побуждают к труду, в котором закрепляются необходимые навыки работы с пилой, молотком и одновременно появляются новые детские сюжетно-ролевые игры.
Экскурсия может быть проведена в форме игры. Например, воспитатель предлагает детям «прокатиться на пароходе по реке». Составляются стулья, дети-пассажиры садятся вместе со своими куклами. Педагог берет на себя роль экскурсовода: «Вот на этом месте будет строиться мост. Когда он будет готов, жители деревни смогут быстрее добраться до города. (Показывается рисунок с изображением моста.) Как вы думаете, с чего начнется строительство, что понадобится строителям?»
Совместно с детьми обсуждается вопрос, какие материалы понадобятся, какой высоты должен быть мост через ручеек, его длина, какие измерения надо сделать и т. д. Такое обсуждение подскажет ребятам, какие надо отобрать дощечки, бруски для строительства моста через ручеек, в какой последовательности вести строительство. Так игра побуждает к труду, а изготовление игрушек обогащает ее.
Разумеется, детям необходимо овладеть и приемами уборки оборудования и рабочих мест, что позволит поддерживать порядок и чистоту в комнате и на участке: дети учатся протирать бортики «ручейка», его дно, убирают мусор, попавший в ручеек и загораживающий путь лодочкам, корабликам.
Ручной труд может быть связан с оказанием помощи взрослым, с ремонтом игрушек и пособий. Так, если взрослый ремонтирует физкультурное оборудование на участке, дети могут не только подавать гвозди или молоток, но и убрать стружки, укрепить расшатавшуюся ступеньку лесенки, спинку скамейки. Конечно, такая работа должна проходить только под наблюдением взрослого.
Целесообразно научить детей приемам работы, связанным с ремонтом книг и пособий. Отдельные приемы могут быть показаны на занятии.
Занятие в старшей группе
Тема. Как отремонтировать книгу.
Цель. Показать детям приемы приклеивания обложки к книге. Закрепить представления о необходимости определения цели работы и ее последовательности, о бережном отношении к книге.
Оборудование. Книги с потертым корешком (по количеству детей), цветная и белая бумага, разлиновать полосками шириной в 4 – 5 см, ножницы, клей, клеенки, тряпочки для вытирания лишнего клея.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, когда люди читают книги, те могут постепенно терять свой внешний вид. Посмотрите, корешок книги потерт, края загнулись, обложка может оторваться от книги. Что надо сделать, чтобы книга прослужила дольше? (Ответы детей.) Правильно, надо подклеить корешок, уголки, обложку. Посмотрите на эту книжку. (Показывает отремонтированную книгу.) Ее починили умелые руки. Она стала снова нарядной, ее приятно брать в руки, рассматривать картинки. Давайте и мы с вами отремонтируем наши книги, а заодно приведем в порядок книги для малышей. Что нам понадобится? (Ответы детей.) Теперь рассмотрим, как работали эти умелые руки, что они делали сначала, а что – потом.
Совместно с детьми определяется последовательность работы.
Воспитатель. А что для этой работы понадобится? Правильно, сначала надо подобрать бумагу по цвету обложки. Почему? А потом отрезать от нее полоску. Что понадобится для этого? Что будем делать дальше? Правильно, такие же полоски отрежем от белого листа бумаги. Теперь я покажу вам, как нужно подклеить сначала корешок, а затем обложку к книге. Смотрите. (Показывает отремонтированную книгу.) Цветная полоска сначала складывается по длине пополам, затем наносится клей на внутреннюю сторону полоски, далее полоска аккуратно накладывается на верхнюю сторону обложки, а затем на нижнюю. Она подклеена аккуратно, тщательно, чтобы не отклеивалась. Теперь рассмотрим, как подклеивать внутри верхнюю и нижнюю обложки к книге.
Педагог побуждает детей к догадкам. Дети высказывают свое мнение. Происходит совместное обсуждение.
Воспитатель. Верно, только надо добавить, что белая полоска бумаги намазывается клеем не по внутренней стороне, а по внешней. Почему?
Дети. Чтобы лучше приклеилась.
Воспитатель. Ну а теперь очень просто догадаться, как укрепить уголки книги. Кто скажет, как это сделать?
Ребенок. Надо вырезать квадрат из цветной бумаги, разрезать его по диагонали пополам, каждый треугольник приклеить к уголкам.
Воспитатель. А теперь приступайте к работе.
В процессе деятельности детей воспитатель напоминает о последовательности работы, о необходимости вытирать лишний клей и пр. Отремонтированные книги выставляются на витрину.
Воспитатель. Вспомните, что мы с вами хотели сделать?
Дети. Подклеить книгу.
Воспитатель. В какой последовательности мы выполняли свое дело? Что у нас вышло? Достигли ли мы с вами цели? Порадуются ли малыши нашей работе? (Ответы детей.) Теперь вы научились «лечить» книжки. И дома вы тоже сможете привести в порядок свою библиотеку. А если кто-то из вас увидит в нашей библиотеке потрепанную книгу, то сможет сразу ее отремонтировать. И наша библиотека будет всегда аккуратной.
Организация труда детей
В разработке теории и методики воспитания и обучения отечественная педагогика опирается на ведущий принцип воспитания ребенка в трудовой деятельности.
Трудовая деятельность содержит в себе большие возможности для формирования личности. Дошкольник, включаясь в элементарные трудовые действия, приобретает навыки, разнообразные знания о предметах и их свойствах, о зависимости между ними, о росте и развитии растений и животных. У ребенка развиваются умственные способности, обогащается речь. Он учится обращаться с разными инструментами, проявляет умственную и двигательную активность, ощущает результаты своих усилий, начинает осознавать их необходимость и важность. Преодоление трудностей позволяет ребенку убеждаться в своих возможностях, а радость успеха сочетается с радостью победы над собой, своей неуверенностью, формирует волю. Развивается способность к мобилизации усилий, стремление к достижению результата.
В процессе труда у детей формируется представление об основной цели труда – удовлетворении потребностей людей, об особенностях этой деятельности: о необходимости прилагать усилия, о получении результата труда как итога вложенных усилий, о некоторых правилах экономии.
В процессе труда у ребенка формируется представление о своей независимости, о возможности проявления самостоятельности, что побуждает к овладению новыми навыками. Дошкольник становится субъектом деятельности. Именно в работе может быть ликвидирован формализм в знаниях о труде.
В труде детям предоставляется возможность продемонстрировать свои умения сверстникам, что имеет большое значение для старших дошкольников, которым небезразлично мнение окружающих, а также благоприятное положение в группе.
Совместный труд позволяет воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, гуманные чувства, осознание ребенком себя членом детского сообщества, приносит радость от общения со сверстниками.
Труд детей пронизывает всю жизнь в детском саду. Каждый день возникают ситуации, вызывающие необходимость выполнения каких-либо трудовых действий. Содержание труда достаточно полно освещено в ряде программ воспитания и обучения дошкольников, и потому нет необходимости подробно рассматривать этот вопрос.
В практике дошкольных учреждений используются три формы организации труда детей: поручения индивидуальные и общие, дежурства, коллективный труд. В чем их суть? Какие задачи воспитания решаются в их процессе? Прежде чем обсуждать эти вопросы, необходимо определить основные педагогические условия организации труда, наличие которых и создает достаточные возможности для воспитания детей.
Педагогические условия организации труда дошкольников. Организация труда детей позволяет исключить возможность появления «нравственного формализма», то есть такого положения, при котором дети правильно оценивают значение труда взрослых, приводят примеры ответственного отношения к труду, говорят о ценных нравственных качествах, характеризующих труженика, но в реальной жизни не следуют таким примерам, не проявляют желания помочь взрослым, уклоняются от участия в труде. Но не следует думать, что если воспитание осуществляется в трудовой деятельности, то, организуя труд, педагог автоматически достигает воспитательной цели, так как даже усвоенные детьми правила, регулирующие отношение к деятельности и партнерам, могут оставаться лишь «знаемыми», но не «реально действующими» (Я. 3. Неверович), то есть не оказывающими достаточного влияния на формирование у дошкольников трудолюбия, не обеспечивающими развитие стремления оказывать помощь нуждающимся, не требующими самостоятельного включения в трудовые действия при обнаружении их необходимости.
Для того чтобы трудовая деятельность стала средством воспитания, необходимо организовать ее таким образом, чтобы создать максимум условий, позволяющих реализовать ее возможности для воспитания. Только при наличии таких условий ребенок учится соотносить известные ему правила с возникающими ситуациями. Он использует эти правила в качестве оценки и регуляции собственного поведения и поступков сверстников в каждом конкретном случае, ориентируется на них при определении своих поступков в складывающихся ситуациях.
Какие же условия необходимо создавать при организации трудовой деятельности детей?
1. Систематическое приобщение к труду каждого ребенка.
В практике дошкольных учреждений, особенно в младших группах, к участию в труде нередко привлекаются дети более самостоятельные, организованные, не требующие дополнительного внимания педагога к себе. Дети стеснительные, неуверенные в себе, медлительные или неорганизованные намного реже выполняют трудовые поручения. Это приводит к неравномерному формированию трудовых навыков ребят, воспитанию желания трудиться.
Даже самые неорганизованные проявляют большую настойчивость и дисциплинированность при выполнении поручений взрослого. Именно такие дети хорошо справляются с заданиями, так как они дают им возможность направить в нужное русло свою активность, занять себя полезной деятельностью.
Для наглядности можно воспользоваться таблицей.