Школьный тест умственного развития (ШТУР).
ШТУР предназначен для диагностики умственного развития подростков – учащихся 7-9 классов. Авторами теста являются К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова. Тест состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий. Тест разработан в двух параллельных формах А и Б. два первых теста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия. Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии. Четвертый – логические классификации. Пятый – логические обобщения. Шестой – нахождение правила построения ряда. Тест является групповым и предполагает ограничение времени на выполнение каждого субтеста.
Пример 1: Субтест № 1 А
(фрагмент).
1. Начальные буквы имени и отчества называются …?
А) вензель; б) инициалы; в) автограф; г) индекс; д) анаграмма.
2. Гуманный – это … ?
а) общественный; б) человечный; в) профессиональный; г) агрессивный; д) пренебрежительный.
3. Система взглядов на природу и общество есть … ?
а) мечта; б) оценка; в) мировоззрение; г) кругозор; д) иллюзия.
4. Одинаковыми по смыслу являются слова «демократия» и … ?
а) анархия; б) абсолютизм; в) народовластие; г) династия; д) классы.
5. Наука о выведении лучших сортов растений и пород животных называется … ?
а) бионика; б) химия; в) селекция; г) ботаника; д) физиология.
6. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада – это … ?
а) абзац; б) цитата; в) рубрика; г) отрывок; д) конспект.
Краткая графическая запись состояния обученности и обучаемости конкретного ученика, применимая при фронтальной экспресс - диагностике
(по А.К.Марковой)
Ф.И._____________________класс________________уч. год_________
Знания
Полный запас знаний, близкий к школьной программе | Запас знаний ограничен |
Владеет понятиями, терминами, законами, теорией | Владеет только конкретными знаниями о фактах |
Знания понимает, умеет переформулировать своими словами | Знания воспроизводит дословно и буквально |
Знания гибко переносятся и применяются в новых услових | Знания лежат «мертвым грузом» без применения |
Умение учиться (учебная деятельность)
Понимает смысл учебных заданий и сам ставит учебные задачи | Не ставит сам учебных задач и ориентируется на готовые задачи от учителя |
Владеет учебными действиями (изменения, сравнения, моделирования иного материала) | Сам активных действий с материалом не выполняет и заучивает готовые формулировки правил |
Умеет находить несколько способов решения задачи и сопоставлять их | Ограничивается выполнением одного способа решения для получения правильного ответа |
Выполняет учебные действия быстро в свернутом виде | Нуждается в развернутом и постепенном выполнении всех действий и операций |
Умеет приемами самоконтроля проверить себя в середине работы и до неё | Умеет себя проверить только после окончания работы |
Адекватно оценивает свои возможности в учебной работе | Завышает или занижает свои возможности в учебной работе |
Умеет оценить свою учебную работу по частям, увидеть свои плюсы и минусы | Может оценить свою работу только в целом и приблизительно |
Выполняет учебные и контрольные действия в уме | Нуждается в опоре на наглядность (рисунки, схемы) |
Возможности дальнейшего обучения
(обучаемость и умственное развитие)
В новых условиях активно осуществляет ориентировку | В новых условиях пассивен |
Готов к принятию дозированной помощи взрослого и продвигается в решении после этой помощи | Помощь взрослого не помогает (мало помогает) |
Ставит самостоятельные задачи самообучения | Самостоятельно задач не ставит, ориентируется только на задачи извне |
Проявляет познавательную инициативу, выходит за пределы обязательных заданий | Инициативу не проявляет |
Осознает ход и смысл решения (есть рефлексия в учебной деятельности) | Способы решения не осознает (низкий уровень рефлексии) |
Умеет переходить самостоятельно от одного этапа работы к другому (есть самоорганизация, произвольность) | Не умеет без указания взрослого переходить к другим этапам работы, низкий уровень самоорганизации |
Работает экономично в быстром темпе; работоспособен, вынослив | Медлителен, быстро истощается, устает |