Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст представляет собой период максимальных
возможностей для развития творческого потенциала. Важным условием формирования интеллекта, творчества, психического
развития является развитие воображения.
И на протяжении всего младшего школьного возраста оно превращается в самостоятельную внутреннюю деятельность. Которая позволяет осуществлять словесное и художественное творчество. Это и выдумывание сказок, сочинение стихов, продолжение различных историй, а также, иллюстрирование, конструирование, изготовление, например,книжек-малышек, аппликация, лепка.
Резко и ярко образы детского воображения расходятся с опытом взрослого человека. В воображении ребенка живут реально не существующие персонажи, причем он не заботится о реальной возможности существования всего того, что находится в этом воображении.
Педагогам дополнительного образования, работающим с детьми начальной школы, необходимо знать азы возрастной и педагогической психологии. Вопросы возрастной и педагогической психологии интересовали многих учёных, в их числе признанные во всем мире наши соотечественники: Л.С. Выготский, Д.В. Эльконин, В.В. Давыдов. Ими проведено большое количество научных исследований, в которых заложен теоретический фундамент для педагогической психологии. Задача педагогов –практиков использовать научные знания непосредственно в своей работе при написании авторских программ, подборе объектов труда, планирования структуры занятия[5].
Только знание возрастных особенностей учащихся позволяет сделать обучение интересным для детей, развивающим по своей сути, при выборе практических
занятий педагогом должны подбираться не слишком тяжелые и не слишком легкие задания, то есть они должны быть ориентированы на ближайшую зону развития ребенка. В возрасте 7 лет на активное внимание детей данной возрастной группы приходится всего 10–15 минут. Это необходимо учитывать при объяснении нового материала. Чем младше учащийся, тем больше требуется опора на наглядность при объяснении нового материала. В этом возрасте так же необходим пооперационный контроль при выполнении любого задания, а не контроль по конечному результату.
Необходимо помнить, что внимание детей младшего школьного возраста отличается способностью к отвлечению. Объясняется это тем, что в данном возрасте в нервной системе преобладает процесс возбуждения. Реакция на всё новое и яркое очень сильное, что необходимо использовать при подборе объектов труда.
Объекты труда должны быть яркими, простыми в изготовлении, чем младше ребенок, тем объект проще. Практическая работа должна выполняться с обязательным перерывом, по возможности с переключением с одного вида деятельности на другой.
Следует отметить, что внимание в младшем школьном возрасте тесно связано с эмоциями и чувствами. Всё что вызывает у детей переживания и эмоции, привлекает их внимание, что необходимо использовать при объяснении нового материала. Внимание учащихся этого возраста постепенно приобретает произвольный целенаправленный характер, память становиться более интеллектуальной.
Основным новообразованием к концу начальных классов является произвольность, когда ребёнок может
управлять процессом восприятия, памяти, то есть
может концентрировать внимание на малоинтересных объектах, запоминать то, что нужно. В этом возрасте активно используются все операции мышления: анализ, синтез, абстракция, конкретизация. Особо важным для развития любого вида мышления является воображение. Воображение –это создание новых образов на основе переработке прежнего опыта. При решении технических задач бывает так, что не хватает многих данных. В данном случае логическое мышление бессильно без активной работы воображения. Л.С. Выготский считал, что именно воображение характеризует умственную деятельность ребенка. Педагогу, который занимается техническим творчеством с учащимися начальных классов, необходимо использовать разнообразные упражнения и развивающие игры для развития воображения и фантазии детей. Используя, это в своей работе при построении занятий педагоги дополнительного образования значительно улучшат, восприятия новых тем и качественного выполнения заданий.
Учебная мотивация младших школьников имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые выделил Максимчук Н.Н.. К положительным сторонам можно отнести следующее: любознательность, положительное отношение ребенка к школе, широта интересующих явлений. К отрицательным сторонам относится: утомляемость, вызванная заданиями; малоосознанность интересов; ориентировка исключительно на результат [6]. Ориентировка на результат предполагает получение оценок, которые играю важную роль для младших школьников. Следует отметить, что структура учебной мотивации включает в себя целую систему мотивов, которые так же являются побудителем учебной деятельности. Мотивы учебной деятельности − все факторы, обуславливающие проявление в учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы, идеалы и др. .
ассматривая учебные мотивы младших школьников, следует отметить их особенности: неустойчивость, неосознанность, слабое их обобщение, имеют ориентировку на результат-знания.
С того момента, когда ребенок стал учеником, основным видом деятельности становится учение, которое требует от него, в первую очередь, организованности, соблюдения дисциплины и выработку волевых усилий. Все это способствует определению развития способностей, расширению круга интересов и образованию характера, что значительно влияет на формирование личности в целом.
Огромную роль в становлении личности играет общение. В этом возрасте для ученика наиболее важной фигурой становится учитель, к общению с которым обычно стремится школьник, особенно в первом классе, так как с коллективом искренних взаимоотношений еще совсем нет. В последующих классах педагог становится уже менее авторитетным, так как начинают складываться определенные небольшие группы, объединяемые общими интересами между сверстниками, то есть зарождаются первые межличностные отношения между школьниками.
Посредством развития социализации ребенка в школе происходит складывание общественной направленности личности, усваиваются основные моральные нормы поведения, формируются его характер и нравственное сознание, которое заметно проявляется в период с первого по четвертый классы.
Касательно характера младшего школьника, то здесь следует отметить, что на момент прихода в школу у ребенка проявляются такие черты как неустойчивость и противоречивость, а поведение характеризуется замкнутостью, импульсивностью, застенчивостью и недисциплинированностью. Но благодаря наличию таких позитивных качеств личности как отзывчивость, непосредственность, доверчивость и склонность к подражанию, педагог в ходе своей преподавательской и воспитательной деятельности имеет возможность устранить все негативные проявления характера учащегося. Еще одна черта поведения - эмоциональность, которая свойственная школьникам первого и второго классов, что связано с неспособностью в полной мере сдерживать свои чувства и контролировать моменты удовольствия и неудовольствия. Волевая регуляция, предоставляющая возможность детям держать свои эмоции и чувства под полным контролем, формируется в третьем классе.
В четвертом классе у детей заметно начинает выстраиваться уровень ответственности и чувства долга.
Как и у каждого человека в процессе его жизни, любой деятельности, общения с людьми у школьников на данный период складывается самооценка. В основном это происходит под влиянием оценки окружающего его коллектива и педагога и сравнения результатов своей деятельности с результатами деятельности одноклассников, с образцом. Зачастую, самооценка у детей не совсем соответствует их реальным результатам и возможностям в разных видах деятельности.
Таким образом, формирование личности в младшем школьном возрасте включает в себя важные процессы для развития ребенка: изменение и формирование его познавательной сферы; развитие у школьника нового познавательного взгляда на реальность, определяющего переход к более сложным формам мышления; развитие нового уровня потребностей ребенка, дающего ему возможность правильно выстраивать свою деятельность, направленную на достижение сознательно поставленной цели; появление достаточно постоянных форм поведения и деятельности ребенка, которые будут служить образующей основой формирования его характера; развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; усвоение социальных норм, нравственного развитие; становление адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим.