Педагогические игры и их роль в обучении
В настоящее время в рамках учебно-воспитательного процесса все больше внимания уделяется активизации познавательной деятельности учащихся с целью повышения их мотивации к учебе. По различным предметам проводятся олимпиады, соревнования, конкурсы, тематические мероприятия, что приводит к активизации и интенсификации деятельности учащихся. Под целенаправленным педагогическим воздействием при грамотной организации педагогической среды и выборе верных педагогических технологий такая работа приводит к достаточно высоким результатам. Педагогические игры и игровые технологии способствуют активизации познавательной деятельности учащихся на уроках, повышая уровень их мотивации.
Феномен игры в педагогической науке - это компонент педагогической культуры, который является способом организации обучения, воспитания и повышения мотивации учащихся.
Игровые педагогические технологии - широкое понятие, включающее в себя комплекс методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью, четко сформулированной целью обучения и направленностью на определенный педагогический результат.
Значение педагогических технологий и игр феноменально: поскольку они являются не только и не столько развлекательно-рекреативным видом деятельности, но и моделью, используемой в обучении, творческой деятельности, построении человеческих взаимоотношений и проявлений в труде, в то же время способствуют эмоциональной разрядке и заряжают новой позитивной энергией [1].
Игровая деятельность выполняет следующие функции: развлекательную, диагностическую, коррекции, самореализации, социализации, межнациональной коммуникации (интеграционную), игротерапевтическую.
С.А. Шмаков считал, что большинству игр присущи следующие черты: свободная развивающая деятельность, творческий характер, эмоциональная приподнятость деятельности, наличие прямых или косвенных правил .
Педагогические игры можно классифицировать: по характеру педагогического процесса, по виду деятельности, по характеру игровой методики, по игровой среде.
Игровые технологии можно использовать на всех этапах обучения по различным предметам в качестве элемента или целого урока с целью введения темы, объяснения, закрепления или контроля ключевых понятий по теме; при планировании внеклассной работы или самостоятельной технологии при освоении темы или раздела.
Педагогическая игра характеризуется учебно-познавательной ориентацией, поэтому у нее должны быть цели, направленные на определенный педагогический результат.
Как связать реализацию игровых приемов, выполнение дидактического задания с успешным результатом в рамках урочной формы занятий? Для выполнения поставленной задачи следует помнить, что учебная деятельность подчиняется правилам игры, а учебный материал- ее средство. Дидактическая цель занятия дается учащимся в игровой форме, в учебную деятельность при этом следует ввести элемент соревнования (индивидуального или командного), - таким образом, дидактическая задача перейдет в игровую, а успешно выполненное игровое задание будет напрямую связано с дидактическим заданием и положительным результатом.
Игра является важнейшим средством воспитания и обучения школьников. При применении педагогических игр и игровых технологий на уроках следует делать их доступными для восприятия учащимися того возраста, для которого они предназначены; не забывая о традиционной форме урока, вносить элементы новизны с целью активизации познавательной деятельности учащихся, таким образом, чтобы при этом учебно-воспитательные цели урока были реализованы в полном объеме.
Анализ научной и психолого-педагогической литературы позволил понять, что : по мнению Е Борисовой О.М., игра - это основной источник знаний для ребенка, она выполняет две главные функции: во-первых, через игру ребенок познает мир и развивает умственные способности; во-вторых, во время игры находят выход энергия и эмоции ребенка[2]. В исследованиях Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько утверждается, что возраст 6-7 лет идеально подходит для сюжетно-ролевых индивидуальных и коллективных игр.
Спортивные игры развивают психомоторные способности ребенка [3]. Разгадывая ребусы, загадки и кроссворды, дети развивают внимательность память, расширяя свой словарный запас. Мозаика и конструкторы развивают аналитические способности ума и моторику пальцев. Мастеря игрушки, дети развивают воображение и творческие способности .
К.Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он писал: «Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а равно число и разнообразие следов, оставленных ею в душе дитяти, с подобными же влияниями учения первых четырех-пяти лет, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры». Далее он указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.
Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А.П.Усова утверждала, что: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность» [4].
Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:
Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения. Можно согласиться с Л.С.Выготским, который считал, что в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. По его мнению, она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде.
Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно.
Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. А дидактические игры как раз способствуют развитию у детей психических процессов.
4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той
деятельности, которую он должен выполнить в школе. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе .
Таким образом, роль игры в обучении младших школьников заключается в том, что она служит средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства личности. Так же формируется устойчивый интерес к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму. Анализ показал, что ребенок в процессе игры овладевает общеучебными умениями, навыками учебной и самостоятельной работы, также формируются адекватные взаимоотношения и освоение социальных ролей, то есть особое отношение личности.