Глава 1.:Понятие и роль игр в деятельности младшего школьника

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.:Понятие и роль игр в деятельности младшего школьника…………...5

1.1.Педагогические игры и их роль в обучении………………………………...5

1.2.Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста…………………………………………………………………………….9

Глава 2.:Особенности обучения младшего школьника в процессе игры……………………………………………………………………………….14

2.1.Особенности игровых ситуаций при обучении младших школьников………………………………………………………………………14

2.2.Дидактическая игра как способ повышения внутренней мотивации учения в младшем школьном возрасте…………………………………………………20

Заключение……………………………………………………………………….24

Список литературы………………………………………………………………27

Введение

Первостепенными причинами школьных трудностей является недостаточный уровень развития таких познавательных функций, как организация деятельности, память и мышление, восприятие, внимание,мелкая моторика и другие или их отсутствие. В связи с развитием информационных технологий ребёнок рано начинает работать с компьютером и телефоном. Всё это оказывает негативное влияние на неокрепшую психику, нагрузку на глаза. У младших школьников чаще всего преобладает непроизвольное внимание, ребенок привык заниматься тем, что ему интересно и наиболее привлекательно для него и отказывается заниматься тем, что будет способствовать развитию его внимания. В образовательном же процессе необходимыми факторами развития внимания являются произвольное внимание и его свойства. От степени его развития зависит развитие и формирование всех других когнитивных процессов. На развитие произвольного внимания у младшего школьника значительное влияние оказывает построение учителем учебного процесса. Совершенствовать и развивать внимание так же важно, как и учить чтению, письму, счету. В развитии и воспитании ребенка и коллектива детей значительная роль при­надлежит игре. Игра является важнейшим видом детской деятельности на протя­жении всего дня в школьном учреждении. От профессионального мастерства педагога зависит воспитательное значение игры. Воспитатель, знающий методи­ки организации и проведения игр, легко сможет войти в созданную ребенком иг­ру, не разрушая ее, помочь в реализации игрового замысла и в поиске средств его исполнения .

На сегодняшний день игровая деятельность видоизменена. Старые добрые игры в большинстве своем заменены на современные гаджеты. У многих детей дошкольного возраста в свободном доступе имеется телефон или планшет со все­возможными играми. Зачастую родители не отслеживают, какую именно игру за­грузил ребенок. Стоит отметить что игра имеет огромную роль в развитии личности ребенка, она помогает ему социализироваться, развить определенные качества и стороны личности.

Соответственно темой нашего изучения мы выбрали «роль игры в формировании личности младшего школьника».

Объект исследования: формирование личности я младших школьников.

Предмет исследования: формированиеличности младшего школьника в процессе игры.

В соответствии с объектом, предметом были сформулированы следующие задачи исследования:

1.Изучить педагогические игры и их роль в обучении.

2.Дать психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста.

3.Проанализировать особенности игровых ситуаций при обучении младших школьников.

4.Рассмотреть дидактическую игру как способ повышения внутренней мотивации учения в младшем школьном возрасте.

Методологическую основу исследования составили теоретические

положения возрастной психологии Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина; взгляды зарубежных отечественных психологов в области развития внимания Э. Титченер, Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применен комплекс методов исследования:-теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта;

Глава 1.:Понятие и роль игр в деятельности младшего школьника

Глава 2.:Особенности обучения младшего школьника в процессе игры

Заключение

Феномен игры в педагогической науке - это компонент педагогической культуры, который является способом организации обучения, воспитания и по­вышения мотивации учащихся.

Игровые педагогические технологии - широкое понятие, включающее в себя комплекс методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которые характеризуются учебно-позна­вательной направленностью, четко сформулированной целью обучения и направленностью на определенный педагогический результат.

Значение педагогических технологий и игр феноменально: поскольку они являются не только и не столько развлекательно-рекреативным видом деятель­ности, но и моделью, используемой в обучении, творческой деятельности, по­строении человеческих взаимоотношений и проявлений в труде, в то же время способствуют эмоциональной разрядке и заряжают новой позитивной энергией.

Игровая деятельность выполняет следующие функции: развлекательную, диагностическую, коррекции, самореализации, социализации, межнациональной коммуникации (интеграционную), игротерапевтическую.

Педагогические игры можно классифицировать: по характеру педагогиче­ского процесса, по виду деятельности, по характеру игровой методики, по игро­вой среде.

Игровые технологии можно использовать на всех этапах обучения по раз­личным предметам в качестве элемента или целого урока с целью введения темы, объяснения, закрепления или контроля ключевых понятий по теме; при плани­ровании внеклассной работы или самостоятельной технологии при освоении темы или раздела.

Педагогическая игра характеризуется учебно-познавательной ориентацией, поэтому у нее должны быть цели, направленные на определенный педагогиче­ский результат.

Как связать реализацию игровых приемов, выполнение дидактического за­дания с успешным результатом в рамках урочной формы занятий? Для выполне­ния поставленной задачи следует помнить, что учебная деятельность подчиня­ется правилам игры, а учебный материал- ее средство. Дидактическая цель заня­тия дается учащимся в игровой форме, в учебную деятельность при этом следует ввести элемент соревнования (индивидуального или командного), - таким обра­зом, дидактическая задача перейдет в игровую, а успешно выполненное игровое задание будет напрямую связано с дидактическим заданием и положительным результатом.

Игра является важнейшим средством воспитания и обучения школьников. При применении педагогических игр и игровых технологий на уроках следует делать их доступными для восприятия учащимися того возраста, для которого они предназначены; не забывая о традиционной форме урока, вносить элементы новизны с целью активизации познавательной деятельности учащихся, таким об­разом, чтобы при этом учебно-воспитательные цели урока были реализованы в полном объеме.

Спортивные игры развивают психомоторные способности ребенка. Разгадывая ребусы, загадки и кроссворды, дети развивают внимательность память, расширяя свой словарный запас. Мозаика и конструкторы развивают аналитические способности ума и моторику пальцев. Мастеря игрушки, дети развивают воображение и творческие способности .

К.Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он писал: «Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а равно число и разнообразие следов, оставленных ею в душе дитяти, с подобными же влияниями учения первых четырех-пяти лет, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры». Далее он указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим .

Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А.П.Усова утверждала, что: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность» .

Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения. Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).

Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. А дидактические игры как раз способствуют развитию у детей психических процессов.

Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той
деятельности, которую он должен выполнить в школе. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе .

Таким образом, роль игры в обучении младших школьников заключается в том, что она служит средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства личности. Так же формируется устойчивый интерес к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму. Анализ показал, что ребенок в процессе игры овладевает общеучебными умениями, навыками учебной и самостоятельной работы, также формируются адекватные взаимоотношения и освоение социальных ролей, то есть особое отношение личности.

Список литературы:

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М., 1985.-387с.

2. Абакумова Л.Б., Абдулина Е.К. - Игровые системы КОВР как факторактивизации познавательной деятельности/ Образование и наука: современное состояние и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практическойконференции 31 августа 2015 г. Том 4. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. – 184

3. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник / З.Е. Александрова. - М.: Рус. яз., 1989.

4. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М.Т. Баранов. - М.: Просвещение, 1995.

5. Богомолова Н.Н. Ситуационно-ролевая игра, как активный метод социально-психологической подготовки // Теоретические и методологиче­ские проблемы социальной психологии. - М.: МГУ, 2015.-441с.

6. Борисова О.М. Успех в играх и учебная деятельность младших школьников.\\ Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 5-4. С. 117-119.

7. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся // Начальная школа. - 1991. - №1. - С. 23.

8. Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах / В.В. Волина. -М.: Аст, 1996.

9. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика-Пресс, 2014. 400 с.

10.Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и выс­ших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько. - 4-е изд. - М.: Издательский центр Академия, 2015. - 288 с.

11.Горева О.М. Современное состояние института семьи: проблемы и пер­спективы / О.М. Горева, Л.Б. Осипова, Е.А. Сербина // Историческая и соци­ально-образовательная мысль. - 2014. - Т. 6. - №6-2 (28). - 310 с.

12.Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Текст] / Отв. Ред. И сост. П.В.Алексеев / С.И Гессен. – М.: Школа-Пресс, 2015. – 448 с.

13.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. -М.: Рус. яз., 1999.

14.Дубровина И. В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей / И. В. Дубровина - М. : Просвещение, 20013. - 315 с.

15. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. М.: 2015. – 272 с.

16.Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии / В.Ф. Иванова. - М.: Про­свещение, 1988. - С. 172

17.Карягина Н.Н. Развитие орфографической грамотности младших школь­ников / Н.Н. Карягина, Е.Н. Перепелицина. - Волгоград, 2008.

18.Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. 1-4 классы / Н.А. Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2007.

19.Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 1988.-387с.

20.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2012. - 215 с.

21.Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. - М. : Педагогика, 2015. - 200 с.

22.Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в активные методы обуче­ния / Д.Н. Кавтарадзе. - М., 2014. - 322 с.

23.Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М.: Просве­щение, 2015. 96 с.

24.Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. - М.,2015.-441мс.

25.Крупская Н.К. Дети - наше будущее. - М., 1984.

26.Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общ. ред. Л.В. Шапковой. - М., 2012. - 257 с.

27.Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе/ Т.П. Лакоце-нина. - Ростов н/Д: Учитель, 2008.

28.Львов М.Р. Основы обучения правописанию в начальной школе / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1988. - С. 63.

29.Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания. М.: Изда­тельство ГНОМ и Д, 2011. 32с.

30.Лешли Д. Работать с маленькими детьми. - М.: Просвещение, 2013.-287с.

31.Матвеева А.Н. Преемственность и перспективность в обучении рус­скому языку / А.Н. Матвеева. - М.: Просвещение, 1982.

32.Максимчук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению / Н.Н. Мак-симчук. - М.: Вако, 2004.-441с.

33.Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. –М.,2015.-441с.

34.Орлова Н.П. Народная игра как средство воспитания основ патриотизма младших школьников: Дис. канд. пед. наук. - Киров, 2015. - 56 с.

35.Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. - 3-е изд. - М., 2014. - 215 с.

36.Степаненкова Э.Я. Творческая направленность деятельности детей в по­движных играх / Э.Я. Степаненкова // Семинарские, лабораторные и практиче­ские занятия по курсу «Теория и методика физического воспитания детей» / Под ред. А.В. Кенеман. - М.: Просвещение, 2015. - 119 с.

37.Эльконин Д.Б. Психология игры. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. -360 с.

38.Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. - М., 2015.-387с.

39.Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М.: Просвещение, 2015.-578с.

40.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М., 2015.-298с.

41.Степанова О.А. Психолого-педагогический потенциал детской иг­ры: ретроспектива и современные подходы к изучению // Начальная школа плюс до и после. - 2015. - №11. - С. 3-11.

42.Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 2015. – 387с.

43.Ушинский К.Д. Детский мир и Хрестоматия / К.Д. Ушинский. -Ленинград: Издательство Академии педагогических наук, 1948. - С. 516.

44.

45.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 2015.-687с.

46.

[1] Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М., 1985.-С.115.

[2] Борисова О.М. Успех в играх и учебная деятельность младших школьников.\\ Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 5-4. С. 117.

[3] Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 1988.-С.119.

[4] Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 2015.С.102.

[5] Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. - М. : Педагогика, 2015.С.56.

[6] Максимчук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению / Н.Н. Мак-симчук. - М.: Вако, 2004.-С.87.

[7] Эльконин Д.Б. Психология игры. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014.С.112.

[8] Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. - М., 2015.-С.187.

[9] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М., 2015.-С.119.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.:Понятие и роль игр в деятельности младшего школьника…………...5

1.1.Педагогические игры и их роль в обучении………………………………...5

1.2.Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста…………………………………………………………………………….9

Глава 2.:Особенности обучения младшего школьника в процессе игры……………………………………………………………………………….14

2.1.Особенности игровых ситуаций при обучении младших школьников………………………………………………………………………14

2.2.Дидактическая игра как способ повышения внутренней мотивации учения в младшем школьном возрасте…………………………………………………20

Заключение……………………………………………………………………….24

Список литературы………………………………………………………………27

Введение

Первостепенными причинами школьных трудностей является недостаточный уровень развития таких познавательных функций, как организация деятельности, память и мышление, восприятие, внимание,мелкая моторика и другие или их отсутствие. В связи с развитием информационных технологий ребёнок рано начинает работать с компьютером и телефоном. Всё это оказывает негативное влияние на неокрепшую психику, нагрузку на глаза. У младших школьников чаще всего преобладает непроизвольное внимание, ребенок привык заниматься тем, что ему интересно и наиболее привлекательно для него и отказывается заниматься тем, что будет способствовать развитию его внимания. В образовательном же процессе необходимыми факторами развития внимания являются произвольное внимание и его свойства. От степени его развития зависит развитие и формирование всех других когнитивных процессов. На развитие произвольного внимания у младшего школьника значительное влияние оказывает построение учителем учебного процесса. Совершенствовать и развивать внимание так же важно, как и учить чтению, письму, счету. В развитии и воспитании ребенка и коллектива детей значительная роль при­надлежит игре. Игра является важнейшим видом детской деятельности на протя­жении всего дня в школьном учреждении. От профессионального мастерства педагога зависит воспитательное значение игры. Воспитатель, знающий методи­ки организации и проведения игр, легко сможет войти в созданную ребенком иг­ру, не разрушая ее, помочь в реализации игрового замысла и в поиске средств его исполнения .

На сегодняшний день игровая деятельность видоизменена. Старые добрые игры в большинстве своем заменены на современные гаджеты. У многих детей дошкольного возраста в свободном доступе имеется телефон или планшет со все­возможными играми. Зачастую родители не отслеживают, какую именно игру за­грузил ребенок. Стоит отметить что игра имеет огромную роль в развитии личности ребенка, она помогает ему социализироваться, развить определенные качества и стороны личности.

Соответственно темой нашего изучения мы выбрали «роль игры в формировании личности младшего школьника».

Объект исследования: формирование личности я младших школьников.

Предмет исследования: формированиеличности младшего школьника в процессе игры.

В соответствии с объектом, предметом были сформулированы следующие задачи исследования:

1.Изучить педагогические игры и их роль в обучении.

2.Дать психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста.

3.Проанализировать особенности игровых ситуаций при обучении младших школьников.

4.Рассмотреть дидактическую игру как способ повышения внутренней мотивации учения в младшем школьном возрасте.

Методологическую основу исследования составили теоретические

положения возрастной психологии Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина; взгляды зарубежных отечественных психологов в области развития внимания Э. Титченер, Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применен комплекс методов исследования:-теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта;

Глава 1.:Понятие и роль игр в деятельности младшего школьника

Наши рекомендации