Конструирование из готовых форм.

Готовые формы – коробки, катушки, шпульки, пробки.… В качестве дополнительного материала используется: цветная бумага, нитки, кусочки ткани, тонкая проволока. Все детали скрепляются казеиновым клеем.

Способы работы:

1. Соединение готовых форм без изменения их с добавления небольших деталей. Например: по разному склеивая коробки можно получить письменный стол, пианино, тележку, вагон.… Затем готовые формы обклеиваются тонированной бумагой.

2. Частичное изменение готовых форм. Чтобы придать поделке более реальный вид, форму коробок предварительно изменяют: надрезают ножницами и удаляют часть. Например: кормушка (используется пакет из под молока), вагончики.

3. Изготовление и присоединение подвижных частей. Некоторые игрушки будут более интересными, если каким-либо частям придать подвижность. Например: к вагону, машине приделать колёса; шлагбаум, весы также можно сделать подвижными.

Конструирование из природного материала.

В качестве природного материала используют: шишки (еловые, сосновые), желуди, семена деревьев, цветы, ягоды, мох, кору, солому, перья птиц, яичную скорлупу, ветки, ракушки… Дополнительным материалом служит: бумаги, картон. Для скрепления используют казеиновый, столярный клей, нитки, тонкая проволока. Инструменты и приспособления: ножницы, молоток, шило, иголки.

Для обучения детей конструированию используются следующие методы и приёмы работы:

· Наблюдение натурального объекта;

· Показ и анализ образца;

· Объяснение последовательности и способа выполнения постройки, игрушки;

· Постановка перед детьми задач, требующих самостоятельного решения проблемы.

Способы обследования предметов:

· Целостное восприятие предмета с общей характеристикой (например: мост длинный, с плавными спусками, здание школы большое – у него много окон…).

· Определение общей формы предмета (например: форма здания напоминает большой брусок, поставленный вертикально или горизонтально; выделение основных его частей, определение их формы, величины).

· Выяснение пространственного размещения частей относительно друг друга (сверху, внизу, выше, ниже, слева, справа).

· Выделение более мелких частей и расположение их к основным; уточнение материала, из которого выполнены предметы (уточнение названия деталей строителя, природного материала, его качества).

· Повторное восприятие предмета в целом (например: вот какой высокий, двухэтажный дом мы будем строить…).

Содержание, общие и специальные задачи работы по ознакомлению с окружающим миром дошкольников с ТНР.

Ознакомление дошкольников с природой ― это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.

Ознакомление детей с природой является частью единого педагогического процесса. У детей дошкольного возраста формируются знания о природе, умения, навыки, воспитывается бережное отношение к природе, формируется эстетическое восприятие, эстетические чувства.

Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в частности природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию (Л. Шлегер, В.Шмидт, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А. Суровцева) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С. Шацкий, П. Блонский, Е. Архин, К. Корнилов и др.). Доклады по этим вопросам делались специалистами, деятельность которых не ограничивалась узко-методическими исканиями, они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми (Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Рушель, Н. Долманова и др.).

Задачи:

· побуждать в каждом ребёнке чувство радости от осознания себя живущим, частью живой природы;

· развивать интерес детей к природе, природным явлениям, стремление к ее познанию;

· воспитывать уважительное отношение к живому миру, формировать представления об общевитальных признаках у человека: чувствительности, движении, питании, дыхании, росте, размножении;

· воспитывать эмпатию, бережное отношение к животным, растениям, уважение к их жизни, потребностям;

· вызывать радость от общения с животными и растениями, желание заботиться о них;

· формировать представление об общевитальных проявлениях у животных и растений: движений, питании, дыхании, росте, размножении, чувствительности, о роли света, тепла, влажности, питательной почвы в жизни растений, человека, животных;

· развивать умение общаться с животными, ухаживать за ними;

· воспитывать бережное отношение не только к животным, но и к их среде обитания, стремление оберегать природу;

· формировать понятие о целостности и неповторимости природных сообществ, о взаимосвязи и взаимозависимости живой природы и неживой природы;

· обогащать представления детей об объектах неживой природы с помощью всех органов чувств;

· формировать представления о взаимосвязи живой и неживой природы.

В процессе ознакомления детей с природой используются разнообразные методы:

1. наглядные (наблюдения, рассматривание картин, использование диа- и кинофильмов);

2. практические (игровой метод, труд, элементарные опыты);

3. словесные (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы)

Наглядные методы:

Наблюдения – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира.

Организуя наблюдения, воспитатель в комплексе решает ряд задач:

· формирует у детей знания о природе;

· учит наблюдать;

· развивает наблюдательность;

· воспитывает эстетически.

В процессе наблюдения используются кратковременные наблюдения (знания о свойствах и качествах предмета и явлений, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, с животными, характер движений, звуков).

Длительное наблюдение – используется для накопления знаний о росте, развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети учатся сравнивать наблюдаемое состояние с тем, что было раньше.

Наблюдения организуются при ознакомлении детей с растениями, животными, трудом взрослых в природе. Они проводятся на занятиях, экскурсиях, прогулках, в уголке природы.

Рассматривание картин, использование ТСО

Рассматривание картин – картины дают возможность подробно рассматривать явления природы, длительно сосредоточить на них внимание. Многие явления не доступны для непосредственного наблюдения. Например: дикие звуки, животные южных и северных стран. Используются дидактические, сюжетные, предметные, художественные картины. Дидактические картины – они созданы как наглядное пособие для обучения детей («Четыре времени года», «Домашние животные», «Дикие звери», «Травянистые растения»). В работе детских садов используются художественные картины: «Золотая осень», «Сирен» Левитана, «Грачи прилетели» Саврасова, «Зелёный шум» Рылова, «Мак» Кончаловского, «Зима» Шишкина.

Цель, используя эти картины – сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие цвета выразительности. При рассматривании картин можно использовать слушание музыки.

Кинофильмывызывают у детей особое эмоциональное отношение, интерес и способствуют успешному усвоению знаний.

Диапозитивы, диафильмы: «Растения в разные времена года, охрана природы, лес и его обитатели, домашние животные в разное время года» используются в разных возрастных группах.

Практические методы:

Игра. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют знания о предметах и явлениях в природе, растениях, животных.

а) Предметные игры – игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами («Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке»). Конкретизируются, обогащаются знания детей.

б) Настольно-печатные игры: («Зоологическое лото», «Ботаническое лото», « Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья»). Они систематизируют знания детей.

в) Словесные игры: (Кто летает, бегает, прыгает. В воде, воздухе, на земле. Нужно – не нужно.) Проводятся с целью закрепления знаний, развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

г) Подвижные игры: природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни («Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы»), эти игры углубляют знания детей, увеличивают интерес к природе).

д) Творческие игры: в игре отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых в природе. Эти игры формируют положительное отношение к труду взрослых в природе.

Труд в природе:

Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе. Труд в природе развивает сенсорику ребёнка. Он различает характерные признаки предметов, так чтобы определить нуждается ли растение в поливе. Труд в природе развивает наблюдательность.

Формы организации труда:

· индивидуальные поручения (применяются во всех возрастных группах.)

· коллективный труд (даёт возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей.)

· элементарные опыты. Опыт – это наблюдение проводимое в специально организованных условиях. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается взрослым или же детьми. Она должна быть ясно и четко сформулирована. Опыт может проходить длительно и кратковременно.

В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт. Опыты носят поисковый характер: где лучше будет расти овёс в темном месте или светлом? Может ли растение расти в холодном месте? Что будет с водой, если её вынести на мороз? Что будет со снегом в помещении? Перед кошкой лежат: хлеб, капуста, Что будет есть?

Словесные методы:

При ознакомлении с природой используют рассказ, чтение художественных произведений, беседу. Словесными методами решаются ряд задач: конкретизируются, пополняются, уточняются знания детей.

Рассказдолжен быть занимательным, иметь яркий динамичный сюжет, быть эмоциональным. Яркость, образность, конкретность языка – обязательное требование к рассказу взрослого. Рассказывать можно с разными целями:

- для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях;

- для ознакомления с новыми явлениями, фактами.

Для рассказа взрослый использует разнообразный материал: собственные наблюдения из жизни природы, деловые очерки о природных явлениях, записки и рассказы натуралистов, научные материалы.

Беседабывает двух видов:

Предварительная – используется перед наблюдателем, экскурсией. Цель– уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с именующимися знаниями.

Сопровождающая беседа - используется воспитателем во время деятельность детей. Такая беседа направлена на пояснение какого-либо опыта детей, знакомство детей с новыми, ранее неизвестными названиями предметов или каких-либо действий детей.

Итоговая – направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.

Беседа бывает разного уровня: одни беседы проводятся после наблюдения (перелетные птицы), другие затрагивающие более широкий круг наблюдаемых объектов, явлений (о сезонах), для систематизации знаний о явлениях живой и не живой природы, о жизни растений, животных, о труде людей.

Чтение художественной литературыимеет большую познавательную ценность. Природоведческая книжка раскрывает детям явления в природе, помогает установить связь и отношения, существующие в природе (Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поёт?», «Чей нос лучше?», «Хвосты»). Они помогают раскрыть обусловленность строения того или иного органа. Воспитатель использует произведения Бианки для того, чтобы показать ребёнку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии.

Формы ознакомления с природой:

1. Занятияпроводятся во всех возрастных группах:

в мл.средней – 2 занятия в месяц;

в ст. средней – по одному занятию каждую неделю.

Начиная со средней группы, организуются экскурсии. Дополнительно к занятиям во всех группах проводятся целевые прогулки. В программное содержание включается две группы задач:

образовательные задачи – это тот объём знаний, который необходимо дать детям. Эти задачи развивают память, мышление, восприятие, отдельные мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, обобщать), развитие речи, формирование навыков учебной деятельности (умение слушать товарищей, действовать по слову воспитателей).

воспитательные задачи, решаемые на занятии, направлены на формирование положительного, бережного, заботливого отношения к природе, развития эстетического отношения к ней.

2. Экскурсии– один из видов знаний по ознакомлению с природой. Преимущества экскурсий – дети имеют возможность видеть растения, животных.

Экскурсии бывают природоведческие (парк, лес, луг, река, зоопарк, ботанический сад) и на сельскохозяйственные объекты (сад, огород, в поле, на птицефабрику) с целью ознакомления с трудом взрослых.

СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

У детей всех возрастных групп необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше. Задачи и содержание знаний о природе, навыки и умения детей расширяются и усложняются от одной возрастной группы к другой. На каждой возрастной ступени совершенствуется достигнутое.

Систематически знакомить детей с природой начинают в первой и второй младших группах. В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний, то есть конкретных представлений, об отдельных объектах природы: о природном материале (песок, вода, снег, лед) и его свойствах, о строении растений (стебель, лист, цветок) и их потребностях во влаге, о внешнем виде животных (рыбы, птицы, млекопитающие) и их способах передвижения, питании. Детей знакомят с детенышами некоторых животных: с котенком, щенком, крольчатами, цыплятами. Им дают первые знания об отличительных признаках сезонов. Младшие дошкольники должны понимать некоторые связи между явлениями природы: дует ветер — качаются деревья. Воспитатель учит малышей наблюдать за объектами и явлениями природы. При этом детям предлагаются задача наблюдения и план, которого следует придерживаться. По ходу наблюдения воспитатель учит детей обследовательским действиям. Очень важно приучить малышей рассказывать о результатах наблюдения. Задача воспитателя — формировать у ребят эмоционально-положительное, бережное отношение к природе (умение радоваться при виде цветка, птички, солнышка).

В средней группе представления детей о свойствах и качествах предметов неживой природы расширяются и конкретизируются (например, вода — прозрачная жидкость, которая течет; одни предметы плавают в воде, другие — тонут; снег и вода меняют свои свойства в зависимости от температуры воздуха). У детей формируются представления о том, что растения нуждаются в тепле и влаге, а животные не могут жить без разнообразной пищи, воды, теплого жилища. Дети усваивают обобщенные понятия. Детей учат определять задачу наблюдения, они овладевают обследовательскими действиями, пытаются сравнивать, связно рассказывать о наблюдаемом, делать выводы.

В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями.

В подготовительной к школе группе основной задачей является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях явлений неживой природы, дальнейшая их систематизация и обобщение. Необходимо сформировать представления о смене сезонов, о нарастании (или уменьшении) продолжительности дня и ночи, о закономерных изменениях температуры воздуха, характера осадков.

Усложнение знание требует совершенствования умственной деятельности детей. Их учат ставить задачу наблюдения, элементарно планировать его, пользоваться разными способами наблюдения. Формируются первые навыки поисковой деятельности, умения анализировать ситуацию, принимать или ставить несложную задачу, высказывать предположение, сопоставлять накопленные факты, делать выводы. В процессе труда у детей формируются умения видеть необходимость той или иной работы, планировать ее последовательность, взаимодействовать со сверстниками. Усвоенные знания и умения способствуют формированию отрицательного отношения к проявлению небрежности или жестокости при контакте с природой, вызывают желание охранять ее.

Таким образом, к концу дошкольного возраста дети усваивают элементарную систему знаний о природе, что способствует развитию умственной деятельности и формированию стойкого положительного отношения к природе. Ребенку-дошкольнику предстоит ознакомление с миром природы, окружающим его.

Знания о природе, которые ребенок должен приобрести в дошкольном возрасте, сформулированы по группам:

1. Знания о неживой природе - знания о смене дня и ночи, о типичных погодных явлениях, характерных для местного края; формируются представления об агрегатном состоянии воды и его зависимости от температуры воздуха; дети знакомятся с почвой, с ее обработкой, подготовкой к выращиванию растений; у ребят формируют представления и о некоторых космических телах: о Луне, звездах, Солнце. Система знаний о неживой природе лежит в основе понимания взаимосвязей между живой и неживой природой.

2. Знания о растениях - необходимо учить детей различать растения, наиболее типичные, часто встречающиеся в данной местности, части растений; детей знакомят с различными способами ухода за комнатными растениями, а также за растениями огорода и цветника.

3. Знания о животных - детей знакомят с наиболее часто встречающимися представителями млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, рыб, земноводных и насекомых. Им рассказывают о домашних животных и диких зверях родного края.

4. Знания о труде взрослых

19.

Одной из особенностей психического развития детей с ТНР является изменение характера их взаимодействия с окружающим миром. У детей отмечаются недостаточность представлений об окружающем мире, бедность личного практического опыта, трудности в анализе природных и социальных явлений, переносе знаний в другие ситуации. В результате этого ребенку трудно определиться в социуме, занять достойное положение в системе межличностных отношений.

В процессе ознакомления детей с окружающим миром решаются следующие задачи:

-формирование, уточнение и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающей действительности;

-обогащение эмоционального, социально-бытового, познавательного, игрового опыта детей.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром направлены на расширение кругозора, обогащение чувственного и практического опыта детей, активизацию мыслительной деятельности и развитие речи.

Ознакомление детей с окружающим миром происходит на занятиях, в разных видах детской деятельности, во время режимных моментов, в процессе индивидуальной коррекционной работы, в повседневной жизни.

На занятиях дети усваивают определенные знания о предметах и явлениях, которые формируются и выражаются с помощью речи. Интерес детей к окружающему миру способствует усвоению новых знаний и закреплению их через слово. Слово по мере усвоения его лексического значения закрепляется в

понятии о предмете.

Для развития речи как средства общения с окружающими на каждом занятии осуществляется работа по развитию понимания речи и активизации собственно речевой активности детей. В процессе ознакомления с окружающим миром формируется предметная соотнесенность слов.

Развитие речи в процессе ознакомления детей с окружающим миром осуществляют планомерно с учетом уровня развития коммуникативных навыков детей. Материал в рамках изучения лексической темы уточняется, расширяется и закрепляется из года в год, содержание педагогической работы усложняется.

На занятиях широко используются следующие приемы: показ, называние и рассматривание предметов с участием различных анализаторов (потрогать предмет, сжать его, послушать, какой издает звук, понюхать, попробовать на вкус (если это продукт питания)); выполнение действий с предметом и их

комментирование (Что ты делаешь? — Я качу мяч. Что делает мяч? — Мяч катится); совместное выполнение действий; выполнение просьб и поручений (дай машину, принеси кубики); повторение слов, словосочетаний, предложений; многократное индивидуальное и хоровое проговаривание речевого материала.

Изучение предметов осуществляется в определенной последовательности. Сначала детям предъявляются натуральные предметы, которые они рассматривают, анализируют, определяют назначение, учатся действовать с ними. Затем сравнивают предметы по разным признакам, устанавливают пространственные и причинно-следственные связи, учатся делать простые выводы и обобщения. Дети упражняются в назывании и показе предмета в разном пространственном расположении, соотносят натуральные предметы с графическим изображением (цветные, черно-белые, силуэтные картинки), составляют предложения, рассказы об изучаемом объекте.

Полученные знания закрепляются в процессе различных действий детей с натуральными предметами, практических работ, опытов, наблюдений, рассматривания картин, чтения художественных произведений, бесед, моделирования проблемных жизненных ситуаций.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром создается эмоционально благоприятная среда, поддерживается речевая активность детей и стремление применять полученные знания

в повседневной жизни.

Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.

Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся и наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя, — рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений.

Методы и приемы, используемые педагогом в работе, соединяются, например наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д.

Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество различных приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением воспитатель «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и т. п.

Во время наблюдения ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.

Преимущества наблюдений-занятий и в том, что здесь ребята имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Наблюдение помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.

Наблюдения в лес, в поле, на берега рек и озер привлекают внимание ребят, предоставляют возможность под руководством педагога собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. На наблюдения у ребят развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы.

По содержанию наблюдения условно делят на два вида: природоведческие — в парк, в лес, на реку, на луг и т. д., а также в зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны); наблюдения на сельскохозяйственные объекты — в поле, на птицефабрику, в сад, огород и т. д. в целях ознакомления с трудом взрослых.

Организация наблюдений.

Наблюдение как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах. Для каждой наблюдения определяют программное содержание, обязательное для усвоения всеми детьми.

Природоведческие наблюдения проводят в определенной системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, в весенний сезон с детьми старшего дошкольного возраста следует провести 3 наблюдения в парк с постепенным усложнением задач. Цель этих наблюдений — знакомить с весенними изменениями, развивать умение видеть их и понимать причину происходящего в природе.

Сельскохозяйственные наблюдения проводят для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Организовать наблюдение значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки

Дидактическая игра

Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.

В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки.

Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности.

Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время. Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.

Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы.

В младших группах игра обычно занимает все занятие, всредней, старшей и подготовительной к школе группах она чаще всего является частью занятия и продолжается от 5 до 20 минут.

В младших группах проводят игры, в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду. Организуя такую игру, воспитатель поручает детям принести лист, цветок, морковь, свеклу, картофель и т. д.

В средней группе, играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь. К таким играм относятся «Угадай, что в мешочке?», «Узнай, что в руках?».

У детей необходимо воспитывать сознательное отношение к труду, требовать, чтобы они осмысливали производимую работу, понимали ее цель. Очень важно, чтобы дети не только усвоили тот или иной прием, но и поняли, зачем он нужен. Поэтому, показывая посев семян, посадку черенков, доливку воды в аквариум и другие трудовые операции, совершенно необходимо сопровождать их пояснениями.

Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке.

Занятия. Это основная форма организации детей в ознакомлении их с природой. Проводятся они в определенные часы по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые сведения, но уточняет и закрепляет уже имеющиеся у них знания.

Занятия строят так, чтобы в процессе ознакомления с природой осуществлялось развитие познавательных способностей (наблюдательность, мышление) и речи детей, обогащение их словаря, воспитание интереса и любви к природе.

Главное в занятии — это усвоение всеми детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы — наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и др.

Занятия тесно связаны с другими формами работы. Так, например, полученные на занятиях знания и умения дети применяют в повседневной деятельности (в играх и труде), а накопленные представления во время прогулок, работы и наблюдения на участке уточняются, систематизируются на занятиях.

Готовясь к занятиям, воспитатель по программе намечает объект, с которым будет знакомить детей. После чего определяет методы и приемы, которые целесообразно применить, какие наглядные пособия использовать{7;40}.

Экскурсия — это занятие, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема и т. д. Экскурсии проводят в часы, отведенные для занятий.

На экскурсиях осуществляется определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всех детей группы, что отличает экскурсии от повседневных прогулок. Воспитательно-образовательное значение экскурсий очень велико, так как они поднимают интерес к родной природе, способствуют воспитанию эстетических чувств.

Пребывание на свежем воздухе в лесу или на лугу среди душистых цветов, движение и радостные переживания, обычно с этим связанные, благотворно сказываются и на физическом развитии детей. Выбор места для экскурсии зависит от ее задач и возраста детей.

Экскурсии за пределы детского сада проводятся со средней, старшей и подготовительной к школе группами. С младшими группами рекомендуются наблюдения природы на земельном участке дошкольного учреждения и только во вторую половину года — короткие экскурсии па луг, в парк (лес). Выбирая для этого место, надо избегать дорог, на которых встречаются крутые подъемы и спуски.

Учитывая физические возможности дошкольников, для экскурсий нужно, прежде всего, использовать ближайшие места. В городах— это бульвары, сады, парки, пруды, где можно наблюдать сезонные изменения в жизни растений, птиц, насекомых, а также труд людей. В сельских условиях такими местами будут лес, поле, луг, река, птичник, скотный двор.

Экскурсии в одни и те же места целесообразно проводить в разное время года. Это значительно облегчает детям наблюдение сезонных изменений, которые происходят в природе.

Готовясь к экскурсии, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. Здесь он решает, исходя из программы, что можно показать детям, что надо взять с собой для различных сборов, как организовать наблюдение (вопросы, задания для детей), какие провести игры, где устроить отдых.

Детей накануне предупреждают о предстоящей экскурсии, сообщая, куда они пойдут, что будут наблюдать, что должны взять с собой для сбора и переноса растений и животных, как одеться. Такое предварительное пятиминутное сообщение создает хороший настрой у детей, возбуждает интерес, привлекает их внимание к намеченной экскурсии. В проведении экскурсии большую роль играет организация детей. Перед выходом проверяют, все ли необходимое они взяли. Затем напоминают детям, как они должны вести себя. Придя на место, можно разрешить детям подвигаться, побегать, посидеть. Очень важно, чтобы они почувствовали природу. Для этого надо привлекать их внимание к осенним краскам леса, к его зимнему убору, простору полей и лугов, аромату цветов, пению птиц, стрекотанию кузнечиков, шелесту листьев и т. д. Нельзя, однако, допускать, чтобы дети перегружались впечатлениями.

Центральным моментом всякой экскурсии является плановое наблюдение, которое проводится со всеми детьми.

Прогулки. Ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдения за погодой, сезонными изменениями в жизни растений и животных.

На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному па основе программы и с учетом местных условий. Программное содержание плана осуществляется на ряде прогулок в то время, когда проявляются те или иные явления природы.

На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала (песка, снега, воды, листьев), игрушек, приводимых в движение ветром, водой, в процессе которых дети накапливают чувственный опыт, познают различные качества предметов природы.

Для игр во время прогулок па земельном участке нужно иметь ящик с песком, небольшой бассейн, водоплавающие игрушки и игрушки, приводимые в движение ветром и водой. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, вскапывают землю для грядок, поливают и пропалывают растения.

Работа на земельном участке. На земельном участке дети работают преимущественно после дневного сна. Так же как и в уголке природы, работа эта сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков иумений, воспитанию трудолюбия. Организация труда зависит от вида работы, возраста детей и времени года. Некоторые работы на земельном участке можно проводить в форме занятий со всей группой (или подгруппой), но формирование трудовых умений и навыков должно осуществляться в повседневном труде детей. Различного рода поручения (эпизодические или длительные) дают отдельным детям, маленьким группам их или всей группе. В старшей и подготовительной к школе группах вводят дежурства детей по огороду и цветнику{9;83}.

Работа в уголке природы. Работа в уголке природы проводится ежедневно в часы, отведенные для труда. Дети наблюдают за растениями и животными и привыкают к бережному отношению к ним, овладевают элементарными трудовыми навыками, приучаются к совместному труду со взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно. Организация труда детей зависит от их возраста. В первой младшей группе дети только наблюдают, как воспитатель ухаживает за растениями, а во второй младшей группе они сами участвуют в этой работе. В средней группе все дети выполняют отдельные поручения воспитателя. В старших группах их выполняют дежурные под наблюдением воспитателя. В подготовительной к школе группе, кроме дежурств, дети ведут индивидуальные наблюдения за растениями и животными.

Периодически можно проводить совместные работы всех детей по уборке в уголке природы.

20.Трудовое воспитание детей дошкольного возраста предусматривает формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, общетрудовых умений и навыков.

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания является одним из важных направлений работы с детьми дошкольного возраста, которое содействует

Наши рекомендации