Тема. Моделирование из готовых форм природного материала по собственному замыслу

Цель: расширить представления о вариативности использования природного материала;

способствовать развитию внимания, памяти, сообразительности;

создавать условия для формирования трудолюбия, желания оказывать помощь друг другу.

Оборудование: учебник, карта-инструктаж по технике безопасности, опоры, фотографии готовых изделий.

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, инструктаж), наглядные

(демонстрация, наблюдения, иллюстрация),практические

(самостоятельная работа).

План урока

1. Организационный момент.

2. Формулировка темы и целей урока. Беседа. Бережные отношения к природе.

3. Физкультминутка.

4. Основная часть:

¾ Беседа про ракушки и камешки.

¾ Путешествие по истории.

5. Объяснение технологий изготовления изделий из ракушек и камешков. Демонстрация приемов соединения деталей изделия при помощи пластилина.

6. Практическая часть:

¾ Деления на группы.

¾ Самостоятельная работа.

¾ Индивидуальная помощь детям с особенностями развития.

7. Подведение итогов урока:

¾ анализ выполнения работ,

¾ самооценка,

¾ взаимооценка,

¾ выставление оценок.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель приветствует детей, желает хорошего настроения, просит улыбнуться друг другу, выясняет готовность класса к уроку.

2.Формулировка темы и целей урока. Беседа «Бережное отношение к природе».

Учитель: Фантазия художника щедра
Она нам дарит столько неожиданного.
Представь: насколько б жизнь была бедна,
Коль не было бы в ней чудес невиданных.
Учитель: Что дарит нам фантазия художника?
Учитель: Она нам дарит чудеса, сказку, красоту. Красоту люди хотят видеть везде:
в быту, в обществе, стараются уловить красивое в природе и использо-
вать в своих работах.
Ученик: Мир природы так велик,
Красочен и многолик.
Он цветет, живет и дышит,
Нас с тобой он видит, слышит…
Будь и ты старательным,
Наблюдай внимательно.
Каждый шелест, каждый звук,
Зверя, небо иль траву.
Примечай, мой юный друг.
С. Пятерикова.
Учитель: Природа дарит нам разнообразный материал для творчества. Это шишки, желоди, веточки, яичная скорлупа, камни, ракушки и мн. другое.
- Как надо заготавливать природные материалы, чтобы не преченить вреда природде? (Ответы детей).
Ученики рассказывают «Лесные правила» (И. Дельянов).
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь!
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать!
Да цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять -
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги.
Ведь они нам не враги!
Чтоб могли леса цвести
И сады, и реки,
Все живое береги
Ты на этом свете.
Ты природу полюби,
Каждую травинку,
С птицами давай дружи,
Береги былинку.
Мусор, друг, не оставляй
В лесу на полянке,
Реки ты не засоряй,
Бой объявим склянке.
Не неси домой ежа,
Бабочку не трогай.
Школьник, помни ты всегда -
Их не так уж много.

Физкультминутка.
Учитель читает четверостишие, ученики выполняют движение.


Утром бабочка проснулась.
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два - изящно покрутилась,
Три – нагнулась и присела.
А четыре – улетела.


3. Вступительная беседа. Основная часть.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем работать с природным материалом (ракушками и камешками).
- Где их можно встретить в природе?

- Посмотрите на образцы которое вы принесли и на фотографии учебника на

стр. 22.

- Одинаковой ли формы камешки, ракушки?

- На что похожи? Какого цвета?

- Какие поделки получатся из камешков и ракушек?

Учитель: Во время раскопок в Средней Азии были обнаружены мозаики из раковин и лазурита. Их возраст около 4600 лет. В Древнем Риме богатые горожане украшали полы и стены своих домов мозаиками из пластинок цветного камня. Мозаики необыкновенной красоты были созданы в Византии. Они являлись частью живописного убранства храмов. В настоящее время мозаичные работы можно увидеть на домах, соборах, на станциях метро.


4. Объяснение технологий изготовления изделия из ракушек и камешков.

Демонстрация приемов соединения деталей изделия при помощи

пластилина.

Теперь попробуйте самостоятельно сделать поделки из камешков и ракушек. Я думаю, что в своей работе вы будете руководствоваться девизом «Сделал сам, помоги другому!». Но сначала повторим правила техники безопасности и правила посадки.
Чтобы работа не получилась однообразной дети делятся на группы. Каждой группе дается индивидуальное задание с использованием стихотворения.

1. Лягушонок.

Лягушка веселилась
И в яму провалилась.
Сидит лягушка в,
А очень хочет к маме.
Вот мы достанем крошку
И пустим на дорожку.

2. Кошка.

Через форточку в окошко

К нам пришла чужая кошка.

Форточка открыта,

Кошка вся немыта.

Мы сказали:

- Здравствуй, кошка,

Поживи у нас немножко.

3. Орел.

Я за столом сидел и ел,

Когда в окно Орел влетел

И сел напротив, у стола,

Раскинув два больших крыла.

Сижу. Дивлюсь.

Не шевелюсь.

И слово вымолвить боюсь,

Ведь прилетел ко мне за стол

Не чижик-пыжик, а Орел!

4. Морж.

Морж спросил у Кенгуру:

- Как выносишь ты жару? –

Я от холода дрожу! –

Кенгуру сказал Моржу.

5. Щенок.

У меня пропал носок

Утащил его … (щенок).

6. Краб.

Учитель: Основные правила.

1. Положить на стол клеенку.

2. Соединять детали при изготовлении изделий с помощью пластилина.

3. При работе с пластилином следует пользоваться стеками для лепки.

4. После окончания работы необходимо вымыть руки с мылом.

5. Практическая часть.

Каждая группа получает опору. Нуждающиеся в помощи ребята работают с опорой и с иллюстрацией учебника. Или высказывают собственные идеи поделок. Наиболее типичные ошибки:

1. Использование чрезмерного количества пластилина при выполнении соединений, вследствии чего работа выглядит неопрятно. Для предупреждения такой ошибки следует напомнить, что необходимо использовать небольшое количество пластилина и перед выполнением соединения его нужно скатать в шарик.

2. Недостаточная прочность скрепления элементов фигурки, приводит к ее разрушению. Чтобы предупредить подобную ошибку, нужно обратить внимание на необходимость выполнения прочного соединения, посоветовать использовать немного больше пластилина. Иногда когда невозможно скрепить детали с помощью пластилина, допускается использование клея.

6. Подведение итогов.

Проводится самопроверка, взаимопроверка работ по следующим критериям:

ü самостоятельно,

ü красиво,

ü правильно,

ü аккуратно.

- Где мы сможем применить умение полученные на уроке?

- Где мы сможем использовать свою поделку? (Как сувенир, украшение, подарок).

В мире слов разнообразных,

Что блестят, горят и жгут –

Золотых, стальных, алмазных –

Нет священней слова «труд»!

И, окончив день, усталый,

Каждый щедро напряжен,

Если труд, хоть скромный, малый,

Был с успехом завершен.

(Валерий Брюсов).

- Благодарность за урок

Тема: Конструирование изделий из картона.

Цель:изготовление рамки для фотографий

Задачи: научить выполнять разметку деталей прямоугольной формы при помощи линейки; совершенствовать навыки резания картона; обучить приему резания деталей по внутренним контурам; содействовать развитию внимания, наблюдательности; создавать условия для проявления старательности, аккуратности.

Оборудование: учебник, картон, клей, ножницы, цветная бумага, карандаш, линейка, фотографии, образец изделия, магнитофон.

Ход урока

Организационный этап

Учитель выясняет готовность класса к уроку.

Наши рекомендации