Вопрос 27.Монологическая речь
Монолог – это форма говорения. В рамках диалога может быть переход к монологу. Монолог в чистом виде встречается редко. По мнению Гез монолог – это организованный вид речи, который представляет собой продукт индивидуального построения и представляет собой высказывания одного лица. Монолог – форма речи, кот. выстраивает сам человек, выбирая структуру, композиции и средств (Рогова). Особенности монологической речи:
- Мотивированна, стимулирована. Стимул выходит из ситуации.
- Монолог.речь автономна от ситуации. Ситуация лишь отправной начальный пункт высказывания.
- Монолог.речь создаёт свою собственную среду, контекст.
2 уровня монолог.речи:
1. Подготовленная монолог.речь – это предварительное обеспечение языковым материалом. Самообеспечение всегда требует времени.
2. Неподгоовленная – непосредственная речь в данный момент без всякой подготовки и опор. Данный уровень формируется на протяжении всего обучения. Подготовленная речь – репетиция для неподготовленной.
Основные характеристики:
- относительно-непрерывный характер.
- логичность и связанность.
- относительная смысловая законченность.
В экстралингвистическом плане монолог.речь должна формировать высказывание в соответствие с целью и темой. Качество монолога:
1. целенправленность
2. логичность.
3. структурность.
4. связанность.
5. относительная завершённость.
6. продуктивность (монолог.речь на уровне сверхфразовых единств всегда новый продукт)
7. непрерывность – отсутствие ненужных пауз.
8. самостоятельность.
9. выразительность.
10. адрессованность.
В монологе должен быть определённый ритм. Должны быть восклицания, опорные слова, жесты. По своему подразделяются по количеству и качеству мыслительных вех.
1. Элементарные – законченные мысли, не требующие мгновенной реакции. Включает в себя вводные слова и языковой материал.
2. Минимальные – высказывания, кот. содержат 1 мыслительную веху и количество языкового материала и её уточнение.
Развёрнутый – развёрнутое значительное сообщение, обладающее определённым языковым объёмом, в нём больше 1 смысловой вехи + языковой материал.
Классификация монологов:
- монолог-убеждение
- монолог-лирический
- драматический
- собрающего типа
- стилистически нейтральный ( в кот. по какой-либо причине избегается обращение реальному или предполагаемому лицу)
Уровни монологической речи
- уровень предложения, т.е. элементарное высказывание
- Уровень сверхфразового единства, в следствие кот. получается монолог определяющего типа.
- Целостный развёрнутый текст.
Исходные единицы – предложение + сверхфразового единства. Требования монологической речи в средней школе:
- дети должны уметь производить элементарные высказывания в рамках определённого круга тем, разные по типу, т.е. сообщение, рассказ.
- должны кратко уметь передать содержание с опорой на текст или на вопросы.
- должны сделать сообщение о прочитанном, выразить своё отношение.
Задачи обучения монолог.речи:
- научить детей уметь выражать законченное высказывание.
- логическая развёрнутая мысль
- научит высказываться без больших пауз
Этапы обучения:
- начальный. Где происходит формирование навыков (первые 3 года)
- средний – совершенствование навыков и умений
- старший – углубление навыков и умений.
2 метода обучения
1. Путь сверху (дедуктиный). Исходная единица – готовый текст. Этапы работы:
- максимальное усвоение содержания текста: прочитать, перевести, составить план в виде вопросов или тезисов, найти эквиваленты, ответить на вопросы по содержанию, озаглавить части текста и др.
- присвоение содержания текста, т.е. пересказ: от имени героев, от 3го лица. Обязательны опоры.
- использование ситуаций для работы с содержанием данного материала.
Т.о. текст полностью перерабатывается
2. Путь снизу (индуктивный). От элементарной речевой единицы к законченному логическому высказыванию. Этапы работы:
- задания, кот. стимулируют коротки высказывания на тему будущего монолога.
- более точные и конкретные высказывания большие по объёму. Наталкивающие вопросы картинки.
- процесс формирования самостоятельного развёрнутого высказывания, где высказываются аргументы, оценки, характеристики. Речь должна быть личностно-окрашенной, т.е. собственная точка зрения.
При работе над монолог.речью обязательны опоры, клише, они могут подсказывать последовательность фраз, формируют логику. В качестве опоры может быть рассказ учителя, картинки, фильмы, слайды, упражнения, изложения. Опоры должны быть использованы от элементарного к сложному.
Работа над темой:
- устная подготовка к теме: знакомство с лексикой, вспоминание лексики.
- устное введение темы в ситуацию.
- отработка по образцам
- перенос на личность учащихся этой темы и их жизненных ситуаций.
- разработка темы
- сочетание с ранее изученными темами
Система упражнений
- Подготовительные. Требования к ним:
- речь должна соответствовать теме
- правильно употреблять языковые средства
-правильно использовать структуры
К подготовительным упражнениям относят
- изменение какой-либо части предложения. Пример, я люблю зиму. – он не любит зиму
- изменение композиции высказывания
-речевые упражнения для подготовленной речи:
А. составить рассказ по смысловым словам
Б. воспроизведение чего-то по клишэ
В. Разбить текст на части, и их озаглавить
Г. Пересказ-резюме
Д. сокращение/расширение рассказа
Е. на основе монолога сделать диалог
Ж. высказывание с опорой на логические синтаксические схемы
Части беседы
- Тема
- Экспозиция
- ключевые слова
- программа речевых реакций
- речевые реакции