Монологическая речь– речь, при которой роли оратора и слушателя закреплены за различными лицами на протяжении всей речи.

Монотонсинтаксический– однообразие конструкций, бедность синтаксиса; этот речевой недочет может, однако, служить средством изображения умственной убогости действующего лица в рассказе.

Мораль– нравственность, совокупность норм и принципов поведения людей по отношению обществу и другим людям; одна из основных форм общественного сознания; нравственный поучительный вывод; нравоучение.

Мнение– общественно-значимая идея, которая, как ориентир, живет в сознании людей. Мнение формируют такие понятия, как честь, стыд, совесть и пр.

Мода – периодическая смена образцов, в т.ч. массового поведения. Обычай ориентирован на традиции, М. – на современность, обновление, нововведения.

Мозговой штурм– методика стимуляции творческой активности и продуктивности; специально организуемое коллективное обсуждение проблемы при полной свободе выдвижения фактов и предложений по решению.

Мотив – внутренняя побудительная причина действий и поступков человека.

Мотивация– совокупность стойких мотивов,обусловленных направленностью личности, ее ценностной ориентацией, и направляющая ее деятельность, побуждение; объяснение причин, побуждений; основание, обоснование.

Мотивацияречи– начальная ступень речевой интонации, намерения: ситуация жизни вызывает потребность речи, потребность осознается и превращается в цель(целеполагание); завершается вероятностным прогнозированием результата выступления с речью.

Мотивы поведения – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей человека; определяют активность субъекта и направленность его деятельности.

Мотивирующий компонент–компонент рекламы, в котором обосновываются хорошие качества товара.

Моторика– совокупность видов движения человека, связанных с речью и общением. Основные виды М.–мимика, пантомимика, жестикуляция.

Мыслеречедеятельность – ведущая, определяющая деятельность человека, от эффективности которой во многом зависит результативность других видов его деятельности. Управляемаямыслеречедеятельность является объектом изучения риторики, при этом под мыслительной деятельностью понимается процесс использования человеком данной ему от природы мыслительной энергии. Речь интересует риторику как средство выражения мысли и рассматривается как синтез словесных и несловесных (эмоциональная окраска, интонация, язык телодвижений) средств. Управляемая мыслеречедеятельность– это организованная, контролируемая, направляемая, сконцентрированная на главном деятельность, дающая максимум результата при минимуме затрат.

Мышление– активный процесс отражения объективной действительности; образование, движение и развитие знаний в форме понятий, суждений, умозаключений, теорий и т.д.

Мышление логическое, или речевое– вид мышления (наряду с наглядно-действенным и наглядно-образным), характеризующийся оперированием понятиями, логическими конструкциями и средствами языка: словами, предложениями и пр. Для М.л.характерно обобщение.

Н

Навыки ролевого поведения– способность выявлять и оценивать ролевые ожидания окружающих, строить процесс взаимодействия с учетом этих ожиданий, собственных целей и самооценки.

Назализация– приобретение звуком носового тембра, негативные околоречевые характеристики; звуки, паузы, слова-паразиты

Направления коммуникации– вертикальные (восходящие и нисходящие) и горизонтальные коммуникации. В нисходящем направлении информационные связи инициируются более высоким уровнем коммуникации, в восходящем – более низким.Горизонтальные К. осуществляются между людьми, группами, находящимися на одном иерархическом (производственном, социальном) уровне.

Научное сообщение– один из видов академического красноречия. Отличается предварительной или итоговой информативностью. Н.с.кратко по форме, предметно, конкретно.

Научный доклад– один из видов академического красноречия, читается на научных форумах; посвящен отдельному вопросу и отличается целостностью, логической последовательностью, доказательностью, точным и ясным языком.

Научный обзор– один из видов академического красноречия– публичное выступление, в котором освещаются и кратко оцениваются современные научные достижения.Н.о. носит информационный и ориентировочный характер, в нем сочетаются культура мышления и культура языка выступающего.

Невербальное общение – несловесная сторона общения с помощью мимики, визуальных контактов, жестов и т.д.

Невербальныесредства общения– неязыковые: взгляды, мимика, улыбки, жесты, указания на предметы, различные сигналы – стук, звонок, рисунок; в тактильном общении – прикосновения; молчание в определенных случаях тоже есть средство общения.

Невербальное общение– средство передачи информации при помощи знаков (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение и т.д.).

Невербальные средства общения– мимика, движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, используемые для передачи познавательной или эмоционально-оценочной информации.

Невербальные техники общения– способы эффективного управления пространственно-временными параметрами взаимодействия, выражения экспрессии и информации через мимику, жесты и позы, «прочтения» экспрессивных проявлений партнера по общению, эмоциональногозаражения.

Неконгруэнтность–рассогласования в работе полушарий коры головного мозга в регулируемых ими функциях.

Нелогический план речи– план речи, опирающийся на ценности.

Например:

План речи «Неграмотность и ее преодоление»

1. Существование неудовлетворенной потребности.

2. Способы удовлетворения этой потребности.

3. Доказательство выполнимости этих предложений.

4. Доказательство того, что осуществление предложений возможно и достигаемое не связано с недостатками.

Нерефлексивное слушание–способ сосредоточенного внимательного слушания, почти без собственных речевых реакций, особенно таких, которые содержат оценку сказанного или соображения по поводу высказываемого; внимательное, понимающее молчание, дающее возможность партнеру по общению выговориться, поделиться чувствами и эмоциями, снять эмоциональное напряжение. Н.с.особенно ценно, когда собеседник проявляет гнев, горе или просто горит желанием высказать свою точку зрения. Ответы при нерефлексивном слушании должны быть сведены к минимуму типа: «Да!», «Нуину!», «Продолжайте», «Интересно» и т.д.То же, чтоПассивное слушание.

Нравы– особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества. Нарушение Н.наказывается более сурово, нежели нарушение традиций.

О

Обманутое ожидание– схема выдвижения идей, при которой сначала формируются ожидания слушателя или читателя (обычно с помощью сцепления), а затем нарушаются.

Обобщение– одна из основных форм (операций) мышления – выделение относительно устойчивых свойств явлений и предметов, образование понятий, выявление связей между ними и пр.

Обозрение– статья, радио-, телепередача, обобщающие, рассматривающие современные актуальные и наиболее значимые события и явления социально-экономической, политической, культурной, спортивной жизни (также обзор); международное О.

Обоснование– логическая операция; обосновать – значит привести те достаточные основания, в силу которых положение должно быть принято. Способы О.могут быть рациональными, или объективными, и нерациональными, или субъективными; в основе последних лежат интуиция, вера, авторитет, традиция. «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим».(Паскаль)

Образ– это всякий чувственно вообразимый предмет или лицо, т.е. потенциально каждое существительное.

Обряд– совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В О.выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. О. не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. О. сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в студенты) и т.д.

Общение– процесс взаимосвязи и взаимодействия личностей, групп, классов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Это реальная форма нашего человеческого существования. О. – главное условие и способ существования и развития каждого из членов социума. В О. находят свое реальное осуществление все общественные и личностные отношения. Слагаемые О.: а) необходимость не менее двух собеседников; б) наличие предмета разговора; в) наличие общего языка; г) условия, которые должны соблюдать партнеры общения в зависимости от вида общения: бытового или делового.

Общественное мнение– проявление общественного сознания, в котором отражается отношение больших социальных групп, народа, социальной системы, общества в целом к явлениям, представляющим общественный интерес. Проявляется как в отношениях, так и в поведении людей и различных социальных образований – социальных групп, организаций, систем, институтов, наций, этносов, классов и др.

Обычай– традиционно установившийся порядок поведения. О.основан на привычке и относится к коллективным формам действия. Обычаи– одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать.

Объяснение–рассказ о причинах, порождающих предмет речи.

Оппонент– сторона спора, опровергающая выдвинутый другой стороной тезис; лицо, выступающее с критикой доклада, диссертации и т.п.Ср.Пропонент.

Оптимистичность речи– качество выступления, выражающее жизнеутверждающую позицию оратора; победу прогресса над реакцией; добра над злом.

Ортодоксальность– соответствие религиозного мышления, вероучения и теологических концепций тем богооткровенным истинам, которые составляют содержание Св. Писания и Предания древней Церкви.

Ответ– высказывание, сообщение, вызванное вопросом.

Отрицательноесравнение– такое сопоставление двух явлений, когда отрицается сходство между ними и тем самым уточняется характеристика освещаемого факта, например: «Мы были пионерами, а путь прогресса – не шоссе с верстовыми столбами – его приходится прокладывать среди девственного леса» (И. Эренбург).

Отчет– жанр деловой речи, обычно составляется письменно по схеме: цель мероприятия, место, сроки, участники; содержание работ, их анализ и оценка; трудности и неудачи, их причины, преодоление; общая оценка работ, перспективы.

Ошибка проекции– заключается в стремлении объяснить поведение другого человека путем приписывания ему своих собственных осознаваемых и неосознаваемых побуждений.

Ошибка контраста– проявляется в стремлении оценивать всех людей, их поступки и слова либо только позитивно, либо только негативно.

П

Паблик-рилейшнз(от англ. publicrelations – общественныесвязи) –особая функция управления, которая помогает устанавливать и поддерживать общие принципы общения, понимания, согласия и сотрудничества между организацией и соответствующим ей кругом лиц. Она включает в себя разрешение различных проблем, обеспечивает администрацию информацией об общественном мнении и способствует ответственному к нему отношению, определяет и усиливает ответственность руководства в удовлетворении общественных интересов, помогает администрации эффективно и заблаговременно проводить изменения, предвосхищая те или иные тенденции, и использует в качестве своих инструментов научно обоснованные, надежные и этические методы общения.

Паблисити(от англ. publicity – публичность) – популярность, широкая известность, достигаемая публичными выступлениями, а также с использованием средств массовой информации; гласность, публичность, открытость.

Пантомимика– совокупность выразительных движений, сопровождающих речь и выражающих эмоции.

Парадокс – утверждение, противоречащее на первый взгляд здравому смыслу, но таящее в себе более глубокое значение, чем общепринятое высказывание, которое служит в П.предметом иронии. «Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра».(О.Уайльд)

Паралингвистический каналречевого воздействия – те звуковые средства языка (интонационные модуляции голоса, темп речи, а также покашливание, вздохи, хмыканье и пр.), которые располагаются как бы параллельно с основными языковыми единицами (словами, предложениями) и также несут определенную информацию. См. Моторика.

Паралогизм – непреднамеренная логическая ошибка, связанная с нарушением законов и правил логики. П. следует отличать от софизма.

Парафраз – один из видов активного(рефлексивного) слушания – наиболее полное, близкое к оригинальному тексту повторение высказывания собеседника.

Пассивное слушание– см. Нерефлексивное слушание.

Пауза– перерыв в звучащей речи, обусловленный физиологическими, грамматическими, психологическими или логическими факторами.

Пейсинг– любая форма «отражения» другого человека, т.е. создание обстановки, в которой все, что он видит, слышит или чувствует, представляется ему правильным, хорошим и «справедливым» с его собственной точки зрения.

Переговоры– одна из основных разновидностей диалога.По многим характеристикам сходны с деловой беседой. Дополнительными признаками П. являются различия в исходных знаниях и установках при необходимости принятия совместного решения и равноправии сторон.

Переломные вопросы – вопросы, которые удерживают беседу в строго установленном направлении или же поднимают целый комплекс новых проблем.

Переписка – письменное общение. Имеет свои правила и стандарты. Зависит не только от целей, но и от средств общения. См. Письмо. Послание.

Пересказ– композиционно-стилистический прием в лекторской речи, состоящий в передаче выступающим содержания книги, статьи, чужого высказывания, мнения и т.п.

Перцепция– восприятие, представление, отражение.

Перцептивная сторона общения – процесс восприятия партнерами друг друга по общению и установление на этой почве взаимопонимания.

Перцептивные возможности – совокупность способностей человека правильно определять чувства, мысли, мотивы, намерения, возможные модели поведения других людей, оценивать их отношение ко всем элементам ситуации общения.

Письмо– жанр письменного творчества, форма диалога. Виды писем: деловые (официальные), дружеские, интимные. Стиль последних двух – эпистолярный. Обычно начинается обращением, заканчивается пожеланиями, подписью.

План– схема, модель, словесные наброски проектируемого произведения. Необходимый этап работы автора.

План речи по аналогии.Основывается на сходстве предметов или отношений. Дает частный случай, похожий на наш. Позволяет показать, как будет выглядеть выдвигаемый оратором план действия. Возбуждает дух сравнения.

Побуждение– одна из стратегий заключения речи, может использоваться и как средство достижения убеждения. Предполагает возможность осуществления решения силами аудитории. Основные требования к П. – краткость, ясность, приемлемость, воспроизводимость.

«Подменатезиса» – логическая ошибка в доказательстве, состоящая в том, что один тезисумышленно или неумышленно подменивается другим, и уже этот новый тезисначинают доказывать или опровергать.

Подражание – воспроизведение черт и образа демонстрируемого поведения.

Поза– положение тела, осанка.

Позиции –это заявляемые конфликтующими сторонами требования или желания, которые они хотели бы удовлетворить при решении спорных вопросов.

Позиционные переговоры– стандартная переговорная стратегия, основанная на позиционном подходе сторон, при которой концентрация внимания участников переговоров переносится с решаемых вопросов на позиции сторон (слабый – сильный).

Полемика– спор на собрании, в печати и др. по какому-либо вопросу в процессе обсуждения чего-либо.Направленная на победу над противоположной стороной П.используюет только корректные приемы.

Полётность голоса– длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся с определенной эмоциональной окраской, ясно, четко, достаточно сильно, и речь оратора как бы зависает в воздухе. Она достигает самых дальних уголков аудитории. См. Тембр.

Полилог– жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц. Ситуативная связанность, спонтанность, нелинейность получают в содержательно-смысловой структуре полилога максимальное отражение. Смысловая и формальная связь реплик полилога имеет более значительную амплитуду колебаний, чем в диалоге.

Понимание– один из видов сложной мыслительной деятельности, заключающийся в раскрытии существенного в предметах и явлениях действительности, их взаимосвязи и причинной обусловленности. Строится на учете содержания фактического и подтекстового, на анализе мотивационно-личностных отношений и др.

Понятие– мысль о предметах и явлениях действительности, отображающая их общие и существенные признаки, связи и отношения; закрепляется и выражается в виде слова или словосочетания (группы слов).

Популизм– примитивная политическая тактика заигрывания с не очень подготовленной массовой аудиторией, «с народом» с целью манипуляции общественным мнением,голосами избирателей и т.п.

Популярность– свойство, особенность, принцип публичного выступления, состоящий в том, чтобы, не снижая идейно-теоретического уровня (лекции, сообщения и т.п.), сделать научные знания максимально доступными аудитории.

Послание– поэтическое, публицистическое или религиозное произведение в форме письма к реальному или вымышленному (фиктивному) лицу; официальное письмо, обращение главы государства, как правило, к главе другого государства и т.п.

Постулат–положение, суждение, утверждение, допущение, принимаемое в рамках какой-либо научной теории за истинное, не требующее доказательства, хотя и не доказуемое ее средствами и поэтому играющее в ней роль аксиомы.

«Посыл мысли»– целеустремленная обращенность речи к слушателям, волевая направленность.

Потоксознания– в литературе модернизма ХХ в. стиль, претендующий на непосредственное воспроизведение ментальной жизни сознания посредством сцепления ассоциаций, нелинейности, оборванности синтаксиса. П.с.представляет собой форму, имитирующую устную речь, внутренний монолог. Понятие П.с. принадлежит американскому философу, одному из основателей прагматизма Уильяму Джеймсу. Он считал, что сознание подобно потоку или ручью, в котором мысли, ощущения, переживания, ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо переплетаются подобно тому, как это происходит в сновидении.

Предмет спора – положения, суждения, которые подлежат обсуждению путем обмена различных точек зрениями, сопоставления разных мнений.

Презентация–специфическое мероприятие, предполагающее официальное представление публике (широкой общественности или узкого круга специалистов) чьих-либо определенных достижений.

Прения– обсуждения вопросов на собрании, совещании и т.п., высказывание мнения при подобном обсуждении., публичный спор по каким-либо вопросам.

Пресс-конференция– собрание представителей прессы,а также других средств массовой информации, созываемое государственными или общественными органами, официальными лицами для разъяснений позиций по тем или иным социально-политическим, внутриполитическим и международным вопросам (в отличие от брифингапредусматривает ответы на вопросы присутствующих журналистов).

Принуждение–эмоциональное воздействие на собеседника с целью заставить его отказаться от своей точки зрения в споре; собеседник обычно не меняет своих взглядов, а лишь уступает под эмоциональным натиском противника.

Принципиальные переговоры – стандартная переговорная стратегия, которая предполагает, что стороны стремятся найти взаимную выгоду при жестком подходе к рассмотрению существа дела, но мягком подходе к отношениям между участниками переговоров.

Проблема–сложная познавательная задача, решение которой представляет существенный теоретический или практический интерес; выступает первым звеном в сложном процессе познавательной деятельности и как средство целенаправленного познания.

Проблематическое высказываниевыражает то, что некоторое другое высказывание может быть истинным лишь при определенных условиях, например: П.В. «Возможно, мы увидимся» выражает то, что высказывание «Мы увидимся» может оказаться истинным при определенных условиях.

Проблемная композиция – способ расположения материала по проблемным ступеням, на каждой из которых слушатели вовлекаются в совместный поиск путей решения. Ядром такого построения выступает проблема, т.е. общественно или научно важный вопрос, решение которого назрело. Изложение материала обычно производится в следующем порядке: сущность проблемы, причины возникновения проблемной ситуации, пути решения, его последствия.

Прогнозирование– предвидение, основанное на анализе фактов, на аналогиях ожидаемого выступления с речью.

Проект– предварительный текст какого-либо документа; план, замысел.

Произношение– одна из важнейших характеристик устной речи: ясное, правильное, выразительное воспроизведение звуковой стороны речи.

Проксемика– научное направление, изучающее различия в привычках и ощущениях людей, связанные с межличностным расстоянием в рамках одной культуры, а также при взаимодействии различных культур.

Проксемические средства – пространственно-временные элементы ситуации общения, содержащие важную для участников общения информацию.

Пропонент – участник спора, выдвигающий и защищающий тезис. Ср.Оппонент.

Просодия– система произношения ударных и неударных, долгих и кратких слогов в речи; общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота тона, длительность, громкость,тембри пр.

Профессиональная этика – этические принципы и нормы поведения людей в рамках конкретной профессии.

Прямое общение – непосредственный контакт партнеров. Личный контакт обладает большой силой эмоционального воздействия, внушения. Особую роль играет устная речь и язык мимики и жестов. «Дар речи – одна из самых удивительных и самых человеческих способностей. Мы настолько привыкли постоянно пользоваться этим чудесным даром природы, что даже не замечаем, насколько он совершенен, сложен и загадочен. У человека рождается мысль. Чтобы передать ее другому, он произносит слова. Не удивительно ли, что акустическая волна, рожденная голосом человека, несет в себе оттенки его мыслей и чувств, достигает слуха другого человека, и тогда все мысли, чувства становятся доступными этому человеку, он постигает их потаенный смысл и значение» (М. Монтень. «Опыты». Кн. 3).

«Прямой эфир»– одна из форм диалогического общения, используемая СМИ.

Публицистика– совокупность произведений различных родов искусства и литературы, говорящих о злободневных вопросах жизни общества, открыто выражающих общественно-политическую позицию своих авторов.

Публичная речь – речь, открытая для всех; речь оратора. Противостоит интимной, дружеской, деловой, дипломатической речи.

Р

Развертывание речи– постепенная реализация заранее продуманной композиции ораторской (и письменной) речи.

Развитие действия– композиционная часть повествовательного произведения от завязки до кульминации.

Развязка– разрешение конфликта в повествовании.

Разговор– диалог, общение, как правило, вне официальных условий; беседа; характеризуется упрощенным синтаксисом, сниженной лексикой.

Рассказ –описание предмета речи (то, о чем идет речь). Задачи рассказа: 1) показать, что предмет речи естьфакт (то, что он действительно существует); 2) показать, что факт именно таков, каким его хочет представить автор рассказа; 3) обосновать важность факта для аудитории. В результате этих действий рассказ должен давать основание для оценки справедливости или несправедливости, вреда или пользы.

Регламент– порядок ведения работы собрания, конференции, съезда; Р.заседания.

Редакция– один из видов активного(рефлексивного) слушания –повторение наиболее значимой, с точки зрения слушателя, части высказывания собеседника. Обычно во фразах содержится несколько мыслей. Редактирование позволяет направлять ход разговора в ту или иную сторону, сосредотачивая его на одной из высказанных собеседником мыслей.

Резон– довод, смысл, разумное основание.

Резюме– краткое изложение сути написанного, сказанного или прочитанного; краткий вывод, итог какого-либо выступления и т.п.

Резюмирование– подведение итогов беседы, соединение ее фрагментов в единое смысловое целое. Применяется в ходе и в конце беседы, заседаний, телефонных разговоров.

Рейтинг– показатель предпочтения по определенному признаку.

Реклама– специально подготовленная информация о потребительских свойствах товаров и услуг с целью создания спроса на них.

Реклама контекстная –реклама, содержание которой зависит от запроса пользователя к поисковой системе. Поскольку подобная реклама показывается только тем, кто целенаправленно ищет информацию на тему запроса, её эффективность выше обычной.

Реплика – краткое замечание, ответ в диалоге.

Репортаж– сообщение о событиях дня, оперативная информация (в печати, на радио, телевидении).

Респондент– тот, кто отвечает на вопросы анкеты; тот, у кого берут интервью.

Реферат– доклад на определенную тему типа обзора литературы; краткое изложение какой-либо научной книги; изложение сути собственного труда –автореферат.

Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. Рефлексивный этап в ораторской деятельности – этап критического осмысления проделанной работы, ее оценка.

Рефлексивное слушание – умение использовать словесную форму для подтверждения понимания сообщения говорящего; необходимо для эффективного общения, главным образом из-за ограничений и трудностей, возникающих в процессе общения, например: из-за многозначности большинства слов, «закодированных» значений сообщений и т.п. Выяснить реальное значение сообщения помогают рефлексивные ответы, среди которых выделяют выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование. Виды Р.с. парафраз, редакция,вербализация.То же, чтоАктивное слушание.

Рецепция– трансформация энергии внешнего мира в нервный процесс распространяющегося возбуждения, несущий нервным центрам информацию о действии соответствующего раздражителя.

Реципиент– субъект (читатель, зритель, слушатель), воспринимающий адресованное ему сообщение.

Речевая активность– общая активность человека, особенно в общении, быстрота речевых реакций; умение выслушивать собеседника, быстро извлекать главное в его высказывании; быстрота выбора слов, автоматизм в построении синтаксических конструкций. Высшая степень речевой активности человека проявляется в творческой деятельности.

Речевая деятельность–система целенаправленных мотивированных речевых действий в социально значимых ситуациях, обусловленных правилами речевого поведения и нормами речи.

Речевая ситуация– стечение обстоятельств жизни, побуждающее человека к высказыванию.

Речевая (языковая) среда– совокупность речевых влияний на человека: речь окружающих людей, читаемая литература, передачи по радио и пр. На основе речевой среды у ребенка накапливаются языковые средства, аналогии форм и значений, формируется языковое чувство.

Речевой акт – в речеведении: основная единица коммуникации, отдельное речевое действие, речевой поступок личности, оказывающий определенное влияние на речевого партнера. Могут быть выделены ступени Р.а. –от ситуации и мотивов до высказывания, восприятия его перципиентом и обратной связи. В речевом акте участвуют говорящий и адресат речи (адресаты).

Речевой этикет– установленный и общепринятый порядок речевого поведения, правила вежливого обращения; речевые формы приветствия, прощания, просьбы, благодарности, знакомства, извинения и т.п. в различных условиях.

Ритм – повторение, чередование сходных явлений через определенные соизмеримые промежутки в определенной последовательности, частоте и т.п.

Ритм речи– упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, обусловленная ее смысловым заданием. Ритмичная речь более выразительная и сильнее воздействует на аудиторию. На признаке отношения к Р.р. основывается деление речи на прозаическую и стихотворную, однако и прозаическая речь ораторов подчиняется определенномуР.р., особенно там, где наблюдается эмоциональный подъем. Усиление ритмичности в прозе часто сопровождается параллелизмомстроя фразы.

Ритуал– сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал обладает символическим значением. Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей благоговейный трепет. Принесение человека в жертву языческому богу – яркий пример ритуала Большинство ритуалов распадается на составные части и элементы. Так, обязательная часть ритуала прощания: посидеть «на дорожку».

Ролевая игра– средство обучения или моделирования различных ситуаций: каждый участник игры получает и разыгрывает определенную роль; например, деловая встреча писателя и издателя (исполнители – студенты).

Ролевое поведение – поведение, заданное той или иной социальной ролью. В деловом общении ролевое поведение партнеров определяется их положением в системе существующих экономических отношений, что прямо влияет на их деловые отношения.

Рукопожатие – традиционный символический жест-приветствие.

С

Самосознание – осознание человеком самого себя, своих природных и социальных потребностей, а также своего места, роли и значения в системе отношений с другими людьми и с обществом.

Сарказм– высшая степень иронии; язвительная насмешка, злая ирония, как правило, на усиленном контрасте выражаемого и подразумеваемого.

Симпозиум– совещание, обычно международное, посвященное какому-либо специальному (научному) вопросу.

Ситуативнаяречь– неподготовленная, определяемая не столько целями коммуникации, сколько самой ситуацией (например, в игре).

Ситуация– совокупность обстоятельств, обстановка. Ситуации бывают бытовые, трудовые, исследовательские и пр.С. могут порождать потребность высказываний – см. Речевые ситуации.

Слоган– компонент рекламы, рекламный девиз.

Служебный этикет – профессиональные требования к поведению и подготовленности человека, к соблюдению им канонов своей профессии.

Слухи– межличностный обмен искаженной, эмоционально окрашенной информацией, возникающий при ограниченности достоверных сведений.

Слушание– вид мыслеречедеятельности, заключающийся в том, что получаемая информация воспринимается на слух. Установка на С. определяется не только стремлением говорящего заинтересовать собеседника, сделать его внимательным слушателем, осознающим содержание получаемой информации, но и дать прогноз предполагаемого разговора, его цели и планируемого результата. В зависимости от установки на С.различают виды С.: глобальное восприятие– восприятие всего высказывания (прослушайте и определите основную мысль); детальное восприятие– восприятие отдельных блоков (прослушайте и определите аргументы, доказывающие мысль); критическое (или некритическое) восприятие– согласие или несогласие с говорящим (прослушайте и выскажите свою точку зрения). См. Аудирование. Восприятие речи.

Наши рекомендации