Схема записи протокола графической регистрации педагогического общения на уроке, характерного для системы «учитель - ученик», «учитель - ученический коллектив»

Цель просмотра (видеозаписи) урока: __________________________________

__________________________________________________________________

Урок______________________________________________________________

Дата:______________________________________________________________

Класс______________________________________________________________

Школа_____________________________________________________________

Учитель___________________________________________________________

Тема______________________________________________________________

Цели урока:

Ø образовательная_______________________________________________

Ø воспитательная________________________________________________

Ø развивающая__________________________________________________

Оборудование урока_________________________________________________

Готовность класса к уроку ___________________________________________

___________________________________________________________________

Примечание________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В схему включены показатели оценки эффективности педагогического общения, характерные для системы “учитель-ученик”, “учитель-ученический коллектив”.

Заполняя таблицу, необходимо отмечать, какой используется прием, его продолжительность, а также насыщенность данного приема (например, условно обозначая нейтральную насыщенность синим, положительную - красным, негативную - черным цветом).

Применение разработанной схемы графической регистрации общения учителя на уроке позволит вам повысить и свою коммуникативную компетентность в таких направлениях:

- умение ставить коммуникативные задачи, способные уже в начале урока мобилизовать и объединить весь класс;

- умение анализировать наиболее типичных ошибки в общении, причины их возникновения, а также их связь с личностными особенностями учителя;

- отрабатывать приемы выхода из ситуации затрудненного общения.

Время урока
Приветствие                  
Контроль домашнего задания                  
Постановка цели                  
Разъяснение цели                  
Изложение материала                  
Выделение главного                  
Обобщение                  
Рефлексия                  
Выводы                  
Дифференцированное домашнее задание                  
Монолог                  
Диалог                  
Полилог                  
Дискуссия                  
Ситуация выбора                  
Ситуация успеха                  
Самостоятельная работа                  
Групповая работа                  
Использование элементов соревнования                  
Сравнение успехов ученика с его прежними результатами                  
Рецензия товарища на ответ ученика                  
Юмористическая минутка                  
Креативная минутка                  
Проговаривание вслух                  
Умышленная ошибка                  
Активизирующий вопрос                  
Убедительность                  
Аналогии                  
Повторение                  
Доверительность                  
Интерес                  
Одобрение                  
Критика – сопереживание                  
Позитивное оценивание                  
Неодобрение                  
Контроль поведения                  
Оценка поведения                  
Затруднения в общении                  
Конфликт деловой                  
Конфликт личностный                  
Прямое воспитательное воздействие (требование-приказ, команда …)                  
Косвенное воспитательное воздействие (требование-совет, просьба, намек …)                  
Мимическая, пластическая яркость, обаятельность учителя                  

Приложение 3





Примерный план устного анализа педагогического общения учителя и учащихся на уроке

1. Как учитель вошел в класс, делал ли замечания по поводу доски, дисциплины, внешнего вида учащихся и т.д.

2. Как обращался к ученикам (по имени, фамилии, на "ты" или "вы"?

3. Удалось ли ему создать комфортную обстановку на уроке? Как он решил эту задачу? Приведите примеры.

4. Каким образом учитель стимулировал активность класса?

5. Имели ли место реплики учителя в адрес нерадивых учеников, неправильных ответов и т.д.

6. В какой плоскости строилось общение учителя и учеников (в горизонтальной или вертикальной)?

7. Допускались ли учителем резкие перемещения психологического пространства, порождающие нежелательную напряженность?

8. Как пространственно располагался учитель к школьнику (школьникам) на уроке (сидит, стоит над ним, все время у окна, смотрит на свои руки и т.д.)?

9. Была ли ощутима "дистанция", которую держал учитель? В чем она проявилась?

10. Устанавливался ли личный контакт с каждым ребенком? Каким образом (взгляд, улыбка, жест, приветливое слово, вопрос, реплика, просьба, тактильный контакт и т.д.)?

11. Какие функции выполняли мимика и пантомимика учителя (сопереживание, соучастие, презрение, брезгливость, досада, насмешка, ненависть и т.д.)?

12. Как можно охарактеризовать общение учителя с учащимися? Наблюдалось ли:

- достоинство + уверенность в себе учителя и учащихся;

- умение слушать и внимательно смотреть на партнера;

- естественность и искренность, вежливость по отношению к ученику и взаимно;

- была ли ирония во взаимоотношениях;

- была ли попытка говорить с партнером на его «языке», не опускаясь до жаргона?

Ключевые слова и выражения для устного анализа

Наши рекомендации