Основы педагогического общения
Психологи [Краткий психологический словарь /Ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- 2 изд., расш., испр.и доп.- Ростов н/Д.: «Феникс»,1998]интерпретируют общение как сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов.
В структуре контактов психологи выделяют три различных процесса:
· коммуникацию (обмен информацией между участниками общения);
· интеракцию (обмен действиями между участниками общения);
· перцепцию (взаимопонимание, восприятие и понимание партнера по общению)
Структура общения | ||||||||
Коммуникатив- ный компонент Обмен информацией между субъектами общения | Интерактив-ный компонент Общая стратегия взаимодействия: кооперация сотрудничество и конкуренция | Перцептивный компонент Восприятие, изучение, понимание, оценка партнерами по общению друг друга | ||||||
Все эти процессы способствуют раскрытию индивидуального, субъективного мира одного человека по отношению к другому. Так, коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией между участниками общения, партнерами, индивидами. Этот обмен информацией всегда окрашен установками, ценностями, мотивами каждого из субъектов общения, поэтому наблюдается не простое передвижение информации от партнера к партнеру, а ее уточнение и обогащение, наращивание, углубление.
Интерактивная сторона общения представляет собой построение собеседниками общей стратегии своего взаимодействия. Она раскрывается в способах обмена действиями, предполагает необходимость согласования планов действия партнеров и рефлексию участия каждого в совместном общении. Содержание этой рефлексии (самоанализа) составляют согласование позиций, занимаемых партнерами, обсуждение ситуаций и адекватных стилей взаимодействия. В общении особое значение имеет тип взаимодействия между людьми: кооперация или конкуренция, а иногда и конфликт. Взаимодействие партнеров выражается в различных формах их совместной деятельности.
Перцептивная сторона общения заключается в формировании участником общения образа собеседника (другого человека), его восприятие, познание и понимание. Прежде всего, понимание индивидуальных особенностей собеседника, особенностей его поведения. Основными механизмами познания партнера по общению являются идентификация себя с ним, рефлексия (осознание того, как воспринимают партнера другие люди)
Единство трех сторон общения является условием оптимизации совместной деятельности людей и их отношений между собой.
Процесс общения осуществляется человеком на трех уровнях [Г.А.Ковалев, 1982] :
· 1 уровень – отражение другого человека (оно может быть сложным, когда проявляется пристальное внимание к партнеру по общению, а также простым, когда собеседник не интересен для участника общения);
· 2 уровень – отношение к другому человеку (оно может быть личностным, когда собеседник проявляет в общении свои истинные личностные качества и свойства, а также ролевым, когда собеседник играет ту или иную социальную роль, адекватную ситуации);
· 3 уровень – обращение к другому человеку ( оно может быть открытым, т.е. искренним, доверительным, а также закрытым, т.е. формальным, сдержанным, официальным.
Анализ уровневых характеристик общения позволяет выделить два основных типа общения:
v диалогический, который характеризуется сложным отражением, личностным отношением и открытым обращением участников общения между собой;
v монологический, противоположный диалогическому и характеризующийся простым отражением, ролевым отношением и закрытым обращением участников общения.
Педагогическое общение есть целенаправленный сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между педагогом и учащимися в целях их развития. Это целенаправленное взаимодействие субъектов педагогического процесса. Это сотрудничество, профессиональный контакт учителя и учащихся в педагогическом процессе (на уроке, внеклассном деле, перемене, любых других педагогических ситуациях), направленный на изменение состояния учащихся.
Психологическая структура общения соответствует и структуре педагогического общения во всех трех выделяемых процессах. Причем отметим, что именно присутствие всех трех процессов (обмен информацией, взаимодействие и взаимопонимание) делает педагогическое общение собственно педагогическим. Наблюдающиеся в массовой педагогической практике некоторые отклонения в характеристиках общения (например, доминирование потока информации только со стороны учителя; или вместо взаимодействия наблюдается жесткое одностороннее воздействие педагога на учащихся без должного взаимопонимания со стороны учащихся) существенно снижают эффективность использования педагогического общения как средства развития учащихся.
Сущностной характеристикой педагогического общения является диалогический тип общения, выражающийся в сложном, многоаспектном, многоплановом отражении педагогом и учащимися друг друга, личностном отношении и открытом обращении участников педагогического процесса.
Анализ педагогической практики позволяет среди ведущих функций педагогического общения, раскрывающих возможности педагогического общения как средства развития учащихся, выделить следующие:
· коммуникативную – в процессе педагогического общения происходит обмен информацией между педагогом и учащимися;
· организационно-деятельностную - организация какой-либо деятельности всегда сопряжена с налаживанием общения между участниками этой деятельности;
· эмпатическую – педагогическое общение предполагает понимание педагогом чувств и эмоций учащихся, умение педагога сопереживать учащемуся;
· познавательную – через педагогическое общение педагог и учащиеся узнают друг друга, определяют особенности каждого;
· диагностическую – педагогическое общение способствует выявлению уровня развития учащихся, диагностике состояния различных личностных качеств учащихся;
· воспитательную - конструктивное педагогическое общение способствует воспитанию навыков культуры поведения, культуры речи учащихся и педагога;
· развивающая – педагогическое общение направлено на развитие речи, мышления, эмоционально-чувственной сферы личности.