Широко используются словесные игры, требующие большого умственного напряжения.
У детей проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, в выполнении правил. Руководство должно быть таким, чтобы игра способствовала умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой.
Необходимо сохранить эмоциональное настроение детей, переживание радости от хода игры и удовлетворение от ее результатов.
Воспитатель знакомит детей с игрой, вместе с ними участвует в игре, чтобы выяснить, насколько её правила усвоены детьми. Затем предлагает детям играть самостоятельно, при этом сначала следит за ходом игры, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.
Заканчивая игру педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению,создать радостную перспективу.Обычно он говорит: "Новая игра будет ещё интереснее".Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создаёт новые- полезные и увлекательные.
Планирование дидактических игр
Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми.
Они могут быть составной частью образовательной деятельности,а в группе раннего возраста-основной формой организации ООД.
Кроме того,в часы,отведённые для игровой деятельности,дидактические игры планируются и организуются как в совместной,так и в самостоятельной деятельности детей,где они могут играть по своему желанию как всем коллективом,небольшими группами или же индивидуально.
В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы. Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания,уровень их умственного развития,особенности поведения.Это может подсказать педагогу,какие игры полезны для детей,в чём они сильны,в чём отстают.
Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня:утром до завтрака,между завтраком и образовательной деятельностью,в перерывах между НОД,на прогулке,во второй половине дня.Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого,радостного настроения на весь день.Каждый может заняться любимыми играми,по желанию объединиться с друзьями.Не редко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями,продолжают начатую накануне игру.Если завтрак прервал игру,необходимо предоставить детям возможность снова возвратиться к ней после завтрака, в перерыве между НОД.При этом следует учитывать характер предстоящего занятия.Перед деятельностью по физической культуре предпочтительны спокойные игры, а если НОД требует однообразного положения,желательны более активные подвижные игры или словесные с двигательным компонентом.Необходимо чтобы время,отведенное для игр,было полностью отдано игре.
Планируя дидактические игры,педагогам необходимо заботиться об усложнении игр,расширении их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).
В образовательной деятельности используются те дидактические игры,которые можно проводить фронтально,со всеми детьми.Они используются в качестве метода закрепления,систематизации знаний детей.
При планировании дидактических игр в совместной с воспитателем деятельности необходимо,чтобы новые игры,взятые в образовательной деятельности,затем проходили в блоке совместной деятельности с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности,являясь при этом высшим показателем способности занять себя деятельностью,требующей приложения умственных усилий.
В связи с тем,что дидактическая игра является незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей,необходимо планировать использования её в индивидуальной работе с детьми.Как часто и много?По мере необходимости,очень индивидуально,в зависимости от потребностей и уровня развития детей.Индивидуальная работа с детьми с использованием д/игр может планироваться по всем видам и типам игр.Индивидуальные д/игры,которые организует воспитатель,создают благоприятные условия для непосредственного контакта с ребенком,помогают глубже выяснить причины отставания ребенка.