Методика организации и руководство дидактическими играми.
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях:
- подготовка к проведению дидактической игры,
- её проведение
- анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
· отбор игры в соответствии с задачами:углубление и обобщение знаний,развитие сенсорных способностей,активизация психических процессов (память,внимание,мышление,речь) и др.;
· установление соответствия отобранной игры программным требованиям определённой возрастной группы;
· определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе совместной деятельности, самостоятельной деятельности)
· выбор места для игры,где дети могут спокойно играть,не мешая другим;
· определение количества играющих(вся группа,небольшие подгруппы,индивидуально);
· подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры(игрушки,разные предметы,картинки…);
· подготовка к игре самого воспитателя:он должен изучить и осмыслить весь ход игры,своё место в игре,методы руководства игрой;
· подготовка к игре детей:обогащение их знаниями,представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни,необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
· ознакомление детей с содержанием игры,с дидактическим материалом,который будет использован в игре (показ предметов,картинок,краткая беседа,в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
· объяснение хода и правил игры.При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры,на чёткое выполнение правил ;
· показ игровых действий,в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие,доказывая,что в противном случае игра неприведёт к нужному результату (например,если кто-то из ребят подсматривает,когда надо закрыть глаза);
· определение роли воспитателя в игре,его участие в качестве партнёра, наблюдателя или мастера.Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей,уровнем их подготовки,сложностью дидактической задачи,игровых правил.Участвуя в игре,педагог направляет действия играющих (советом,вопросом,напоминанием);
· подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею,т.к. по результатам,которых дети добиваются в игре,можно судить об её эффективности,о том,будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.При подведении итогов воспитатель подчёркивает,что путь к победе возможен только через преодоление трудностей,внимание и дисциплинированность.
Анализ проведённой игрынаправлен на выявление приёмов её подготовки и проведения:какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели,что не сработало и почему.Это поможет совершенствовать как подготовку,так и сам процесс проведения игры,избежать впоследствии ошибок.Кроме того,анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и,значит,правильно организовать индивидуальную работу с ними.
В раннем возрасте внимание малыша в основном непроизвольное, поэтому НОД проводится в игровой форме, так, чтобы вызвать у детей интерес поставленной взрослыми задачей положительными эмоциями. При организации занятий с детьми второго года жизни важен тщательный учет взрослых особенностей детей, а также соответствующей возрасту объем занятий. На втором году жизни устойчивость внимания детей постепенно возрастает, но чем младше ребенок, те меньше выносливость его нервных клеток, способность сосредотачиваться, отсюда и неустойчивое внимание. Оно во многом зависит также от заинтересованности ребенка в том материале, который используется. Так, НОД, где требуются разнообразные движения, менее утомительны для малыша, а речевые занятия для него более сложны, требуют напряжения и поэтому должны быть короткими. С детьми, вновь пришедшими в дошкольное заведение, следует провести индивидуальное занятие, чтобы познакомиться с их возможностями. НОД, на которых дается новый материал, проводят индивидуально (формирование, умение ориентироваться в цвете, форме и т.д.)