Сегодня утром все дома. Мама мыла рамы. Папа мыл пол. Рома чинил куклу. У куклы сломана рука. А Мурка спала под столом.
в)Перескажи этот рассказ.
2. Выучить наизусть. Назвать слова сначала со звуком [р], потом со звуком [л].
Глазкам спать давно пора — — Хорошо, — сказала кошка, —
Ждет тебя кроватка. Отдохни, коротконожка,
Спи, дочурка, сладко! Поиграем, а затем
(П. Воронъко) Я тебя, голубчик, съем...
(С. Маршак)
V.
Вспомни и назови слова, в которых звук [р] в начале слова, ... звук [л] в начале слова.
Вспомни и назови слова, в которых звук [л] в конце слова, ... звук [р] в конце слова.
Вспомни и назови слова, в которых звук [р] в середине слова, ... звук [л] в середине слова.
2Выучить наизусть и рассказать чистоговорки (зад. Ш-11(ж), см. выше).
VI.
.1.Нарисуй, как я.
2.Раскрась прямоугольники оранжевым карандашом, а треугольники —голубым.
I.1. а) КОТИК— сколько слов ты слышишь? (Одно.)
ДОМ— сколько слов ты слышишь?
ИГРАТЬ— сколько слов ты слышишь?
КОТИК(пауза) СПИТ— сосчитай, сколько слов ты услышал? Какое первое слово? А какое слово второе?
КОТИК— это просто слово.
КОТИК СПИТ— это предложение. В этом предложении рассказывается о котике, который спит.
б) Давай придумаем еще предложения из двух слов о котике. (Котик играет. Котик плачет. Котик смеется.)
в) Придумай предложения из двух слов о лисенке, ... зайчонке, ... бельчонке.
2. В предложении бывает и три, и четыре, и пять, и больше слов.
а) РОМА ЧИТАЕТ КНИГУ- какое тут первое слово? —второе? — третье? Сколько всего слов в этом
предложении?
б) Послушай еще одно предложение: МЫШКА ГРЫЗЕТ СЫР.
Какое первое слово в этом предложении? — второе? — третье? Сколько всего слов в предложении?
в) Запомни, пожалуйста: первое слово в любом предложении пишется с большой буквы. Все слова в предложении
пишутся отдельно. В конце предложения ставится точка.
3. а) Оставить в поле зрения ребенка только первое предложение под картинкой. Прочитай предложение. Как зовут мальчика, нарисованного на картинке?
б)Покажи первое слово в предложении. Прочитай это слово.
Покажи второе слово в предложении. Прочитай это слово.
в)Сколько слов в предложении ТУТ РОМА?Назови первое слово, ... второе.
г)Почему слово РОМАнаписано с большой буквы? А почему слово ТУТнаписано с большой буквы?
Покажи точку в конце предложения.
д)Спиши предложение в тетрадь. Повтори предложение, которое ты написал. (См. образцы на следующей странице.)
е) Посмотри на картинку. Куда идет Рома? Как ты догадался?
ж)В поле зрения ребенка только второе предложение под картинкой. Прочитай еще одно предложение про Рому.
з)Какое первое слово в этом предложении? Покажи и прочитай первое слово.
Какое второе слово в этом предложении? Покажи и прочитай второе
слово. Сколько всего слов в предложении?
и) Спиши это предложение в тетрадь. Повтори предложение, которое ты написал,
к) Придумай предложения из двух слов про Рому. (Без предлогов.)
4. а) Прочитай первое предложение под картинкой. Как зовут малышку?
б) Покажи и прочитай первое слово в предложении. Покажи и прочитай второе слово.
Сколько слов в предложении?
в) Прочитай второе предложение. Сколько слов в этом предложении?
г) Покажи и прочитай первое слово, ... второе.
д) Спиши оба предложения.
е) Придумай предложения из двух слов про Лару. (Без предлогов.)
Примечание. Выбор размеров букв здесь и далее зависит от возможностей ребенка.
II.
Составление графической схемы предложения.
1 а) Прочитай предложение рядом с картинкой.
Покажи первое слово, ... второе, ... третье.
б) Рассмотри картинку.
Кто мыл Машу? Покажи Л ару. Лара — это кто? Кого мыла Лара? Покажи Машу. Маша — это кто?
в)Спиши предложение. Сколько слов в предложении ЛАРА МЫЛА МАШУ?
г)А сейчас «напишем» это предложение линиями.
Нарисуй длинную линию. Это — линия-предложение.
Нарисуй под длинной линией три коротких. Это — линии-слова.
д)Напиши под линиями слова предложения буквами.
е)Взрослый изображает схему предложения на отдельном листе, затем, указывая на первую линию,
спрашивает: «Какое это слово?»
Аналогичная работа с двумя другими линиями-словами.
ж)А чем отличается девочка от куклы?
2. а) Предложение под картинкой закрыть.
Кто нарисован на картинке? Что делает мышка?
б) Послушай предложение: МЫШКА РЫЛА НОРКУ.Повтори это предложение.
Взрослый изображает графическую схему вышеприведенного предложения.
Возьми указку\. (Взрослый берет руку ребенка с указкой в свою.)
Говори вместе со мной. МЫШКА(указка на первой линии-слове) — какое первое слово в предложении?
Говори вместе со мной. МЫШКА(указка на первой линии-слове) РЫЛА (указка на второй
линии-слове) — какое второе слово в предложении?
Говори вместе со мной.МЫШКА (указка на первой линии-слове) РЫЛА (указка на второй линии-слове) НОРКУ(указка на третьей линии-слове) — какое третье слово в предложении?
в) Покажи и назови первое слово, ... второе, ...третье.
Покажи и назови второе слово, ... первое, ... третье.
Зад. 2(а-в), а также зад. 4 используются тогда, когда ребенок затрудняется в определении последовательности слов в предложении (в анализе предложения) НА СЛУХ.
г) Ребенок отвечает на вопросы, не глядя на схему.
Какое первое слово в этом предложении? — второе? — третье?
Какое третье слово в этом предложении? — первое? — второе?
3. а) Прочитай предложение под картинкой.
б) Напиши самостоятельно: Мышка рыла норку.
4. а) Повтори предложение: РОМА УСТАЛ.Начерти длинную линию-предложение.
Произноси слова этого предложения вслух и «пиши» их линиями,
б) Сколько слов в предложении РОМА УСТАЛ?Назови первое слово, ... второе.
5. Придумай предложения по картинкам. (Без предлогов.)
Уметь отвечать на вопросы: сколько слов в твоем предложении? — какое первое (второе и т. д.) слово в твоем предложении?
III.
1. Проведи такие же линии.
2. а) Раскрашивай одну вазочку красным
карандашом — одну фиолетовым, одну красным — одну фиолетовым. 6) Раскрась цветы, как тебе нравится.