Тетя Света купила дуршлаг. Шурик уронил стакан.
Кошка нюхает миску.
Дедушка моет посуду.
2. а) Посмотри на картинки с животными (на предыдущей странице) и скажи, кто нарисован слева
от собаки. (Здесь и в дальнейшем при выполнении такого рода заданий ребенок должен отвечать предложениями: «Слева от собаки нарисована кошка».)
Кто нарисован справа от лошади? — между лошадью и кошкой? — между лаской и собакой? — и т. д.
Какое животное тут лишнее? Почему?
Каких еще домашних животных ты знаешь? А каких еще диких животных ты знаешь?
б) Посмотри на картинки с посудой. Чем отличаются чашка и кастрюля? (Ребенок должен назвать различия во внешнем виде, в назначении предметов, в принадлежности к разным видам посуды.) А чем похожи чашка и кастрюля?
Теперь не смотри на картинки, а просто подумай и скажи, что общего между стаканом и шумовкой.
*
3. Выучить наизусть, назвать слова сначала со звуком [ш], потом со зуком (с].
Как у нашего кота Козлятушки, дитятушкн.
Шубка очень хороша, Ваша мать пришла,
Как у котика усы Молочка принесла...
Удивительной красы. Ела я трапу шелковую,
Пила воду студеную...
V.
Вспомни и назови слова, в которых первый звук [ш], ... [с|.
Вспомни и назови слова, в которых последний звук [ш], ... |с].
Вспомни и назови слова, в середине которых есть звук [ш], ... |с]. _
Выучить наизусть и рассказать чистоговорки (зад. Ill-UK ж) на стр. 64).
.
VI.
1.Нарисуй, как я.
2. а) Раскрась средние прямоугольники голубым карандашом.
6) Раскрась левые прямоугольники зеленым карандашом.
в.) Раскрась правые прямоугольники синим карандашом.
I.
1. а) Малыш Боря учится ходить. Боря часто падает и кричит:
— Бух! Бух!
Целый день в доме только и слышно:
— Бух! Бух! Бух!..
Как кричит Боря, когда падает?
БУХ— какой первый звук в этом слове"
Как звали малыша? Какой первый звук в слове БОРЯ?
б) Назови, что нарисовано рядом с буквами.
Какой звук есть и в слове БАНАН,и в слове КЛУБОК,и в слове ШУБА?
в) В начале, в конце или в середине звук [б] в слове БАНАН? — КЛУБОК? — БЫК? —ШУБА? - БУСЫ? - РАБОТА?
2. Когда мы произносим звук [б], губы смыкаются и размыкаются.
Произнеси: Б!
Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [б].
Гласный или согласный звук [б]?
Звонкий или глухой этот звук?
Почему?
Какие еще звонкие согласные звуки ты знаешь?
II.
1. Ты уже знаешь, что буквы бывают большие и маленькие. Буква Б большая и буква б маленькая —
совсем разные. Укажите на буквы вверху страницы.
2. Сначала о большой букве Б поговорим. Укажите на большую букву Б вверху страницы.
Напиши большую букву Б в воздухе.
3. Нарисуй палочку (вертикальную). Давай превратим ее в букву Б. Справа или слева от палочки ты начнешь писать?
Напиши букву Б.
4. Аналогичная работа со строчной буквой б: первый этап написания — овальчик, второй —
«узенький листик».
5. Покажи буквы Б, которые написаны правильно. Почему ты так думаешь?
6. Напиши по целой строке букв, сначала Б большие, а потом маленькие.
III.
1. а) БА— какой первый звук в этом слоге? А какой в этом слоге второй звук?
б) Выполните зад. (а) со слогами бо, бу, бы.
2. а) В книгах, которые читают взрослые и умеющие читать дети, все буквы одинакового цвета.
Чаще всего черные.
Ты уже немножко умеешь читать, и начиная с этой страницы почти все слоги и слова в этой книжке будут черными.
А вот писать будем пока по-старому: гласные красной ручкой, согласные черной. Это чтобы ошибок в школе не делать.
б) Прочитай слоги с буквой Б.
в) Прочитай слоги (на форзаце).
IV.
Составление графической схемы слова, письмо слогов и слов под линиями и кружками схемы — вспомогательные гредства в обучении слоговому и звуковому анализу. Если ребенок на слух определяет последовательность звуков и слогов в словах (а это является целью обучения), то необходимости в постоянном использовании сказанных средств нет. К данным средствам следует обращаться лишь в тех случаях, когда у ребенка возникают •трудности в определении последовательности звуков и слогов в слове.
I. а) Назови, что нарисовано на картинках. Назови все звуки в слове по порядку,
б) Назови гласные звуки в слове БУСЫ.Сколько Сколько всего звуков в слове БУСЫ?
слогов в этом слове? Почему? в) Выполните зад. (б) со словами ВОТЫ, БАБА,
Назови первый слог слова. Назови второй слог. ШУБА, БЫК.
Сколько звуков в первом слоге? А сколько г) Вспомни и назови любые слова, в которых четыре
звуков во втором слоге? звука.
Назови согласные звуки в слове БУСЫ.
2 Прочитай слова.
: а) Какой слог — ба или бу — надо написать вместо точек, чтобы получилось слово-название одежды?
Какой слог — ба или бу — надо написать вместо точек, чтобы получилось слово-название украшения?
б) Какие слова можно составить из этих букв?
4 Напиши: бык; баба; шуба; бусы; боты.
Л
: V.
1. а) Назови, что нарисовано на картинках. б) Назови гласные звуки в слове БАТОН.
Далее — выполните зад. IV-1(6) со словом БАТОН.
б) Аналогичная работа со словами БАНАН, БУЛКА, БАНКА.
2. Прочитай слова.
3. а) Покажи на картинке кабана. Кабан — кто это? (Дикое животное, зверь.) б) Прочитай слова под картинками.
Что интересного ты заметил в этих словах?
в) Какое слово получится, если сначала сказать слог ка, потом слог бан?
А какое слово получится, если сначала сказать слог бан, потом слог ка?
г) Какие слова можно составить из этих слогов?
4. Напиши: банан; батон; банка; кабан; булка.
5. а) Сосчитай банки. (Ребенок: одна банка, две банки и
т. д.) Сколько тут банок?
б) Прочитай, потом спиши, что написано под картинкой. Постарайся, пожалуйста, запомнить, как правильно говорить.
VI.
В русском языке очень много слов, которые пишутся не так, как слышатся.
Мы уже читали такие слова: в начале слова ОКНО мы произносим и слышим
звук [а], пишем же — букву О. (Прочитать слово ОКНО на стр. 43.)
В слове КОТЫ после звука [к] мы говорим и слышим звук fa], пишем же —
букву О. (Прочитать слово КОТЫ на стр. 46.)
В слове БАНОК после звука [н] мы говорим и слышим звук [а], пишем же — букву О.
Постарайся, пожалуйста, запомнить, как писать такие слова.
Сегодня мы еще одно такое «трудное» слово будем читать и писать.
Прочитай, что написано под картинкой.
В слове СОБАКА после звука [с] мы говорим и слышим звук [а], но
писать надо букву О.
Спиши слово СОБАКА. Запомни, пожалуйста, как надо писать это слово.
VII.
1. а) Назови, кто нарисован на картинке.
б) Сколько слогов в слове БАБУШКА? Как ты узнал? Назови гласные звуки в этом слове. Назови второй слог, ... первый, ... третий. Сколько звуков в первом слоге? — во втором? — в третьем? Какой слог надо написать вместо точек? Назови согласные звуки в слове БАБУШКА. Какой звук в этом слове после звука [у]? — [ш]? — [к]? Назови все звуки в слове БАБУШКА по порядку.
. |
2. Прочитай слово.
3. Напиши: бабушка
VIII.
1.а) Повтори: КЛУ. Назови все звуки по порядку в этом слоге.
б) Выполните зад. (а) со слогами кло, кла, клы.
з) Напиши: кла; кло; клу; клы.
г) Прочитай слоги.
2. а)Сколько слогов в слове КЛУБОК? Почему?
Далее — выполните зад. VI-2(6) на стр. 59 со словом КЛУБОК.
Взрослый раскрашивает клубки в следующей последовательности: красный --
желтый — зеленый.
Какие буквы надо написать вместо точек?
3. Прочитай слово.
4. Напиши: клубок.
5. Покажи желтый клубок. Какой это клубок? (Ответ ребенка: это желтый клубок. Здесь и далее взрослый
контролирует употребление звука [ы] в окончаниях прилагательных.)
Покажи клубок, который справа от желтого. Какой это клубок?
Покажи клубок, который слева от желтого. Какой это клубок?
IX.
.1)а) Называй каждую картинку и рассказывай, в начале, в конце или в середине слова-названия звук [6]
(яблоко, кабачок, абрикос, банан). ')
Какая картинка тут лишняя? Почему?
Какие фрукты ты еще знаешь? Где растут фрукты?
А какие овощи ты еще знаешь? Где растут овощи?
в) Что нарисовано между яблоком и абрикосом? - между кабачком и бананом? - слева от кабачка? -
справа от абрикоса?
2. Выучить наизусть. Назвать слова со звуком [б].
У быка бока крутые. У нашей Мэри есть баран,
У быка рога витые. Собаки он верней.
У быка большие ноги. В грозу, и в бурю, и в туман
У быка характер строгий. Баран бредет за ней...
(Е. Карганова) (С. Маршак)
3. Вспомни и назови слова, в которых есть звук [6]. Называй слово и рассказывай, в начале или в середине его звук 16].
X.Нарисуй и раскрась, как я. (Квадратик в центре оранжевого цвета, все остальное — синего.)
I.
1. а) Какой первый звук в слове БОЛЬНО?Л какой первый звук в слове ПОЛКА?
б) Гласные или согласные звуки [б] и [п]?
в) Повтори: Б, П. Какой из этих согласных звуков звонкий, а какой глухой?
2. а) Напиши букву Б. Напиши букву П.
б) Напиши букву Б, когда услышишь звук [6]; напиши букву П, когда услышишь звук [п]: б, п, п, б.
II.
1. а) Прочитай слоги с буквами Би П.
6) Покажи слог бо; па и т. д.
2. а) Напиши букву Б, когда услышишь в слоге звук [6]; напиши букву П, когда услышишь в слоге звук [п]: ба,
по, бу, бо и т. д. б) Запомни и напиши два слога: ба-па, ...пу-бу, ...бы-пы.
III.
1. а) Покажи, где нарисован папа и где нарисована баба. Назови каждую картинку.
Что такое снежная баба? (Фигура из снега, скульптура из снега.) А папа — это кто? (Папа — это человек.)
б) Какой первый звук в слове БАБА?А какой первый звук в слове ПАПА?
в) Назови все звуки по порядку в слове БАБА, ... ПАПА.
г) Взрослый закрывает слова между картинками. Какие буквы нужно написать вместо точек?
д) Прочитай слово (между картинками), покажи картинку, которая к нему подходит.
е) Прочитай оба слова. Покажи слово ПАПА, ... БАБА.
ж) Нарисуй снежную бабу, ... папу. Напиши под рисунками, кого или что ты нарисовал.
з) Напиши слово БАБА, ... ПАПА.
и) Договори:
Маленького Борю кормит ....
У Паши на картинке снежная....
2. Выполните зад. 1 со словами БОТЫ — ПОЛ, БАНКА— ПАЛКА, БУЛКА— ПУШКА.
Предложения задании <<Договори» написаны под соответствующими картинками.
У бабушки резиновые ....
Дядя Боря красит ....
С полки упала стеклянная ....
У Бори деревянная ....
У Паши вкусная ....
У Бори игрушечная железная ....
3. Запомни и напиши два слова: баба — папа, ...боты — пол, ...банка — палка, ...булка — пушка.
4. Напиши букву Б , когда услышишь в слове звук [б]; напиши букву П, когда услышишь в слове звук [п]:бочка,