Урок 10. Особые приёмы письма

1. В тексте каждое слово связано по смыслу и грамматически с другими, а это позволяет пропускать окончания определений.

2. Из двух рядом стоящих гласных можно писать вторую.

3. В малознакомых словах, названиях, фамилиях или если пропуск гласной изменит смысл слова, чтобы выразить обе гласные, делается маленький штришок назад, как бы переламывая гласные.

4. Часто можно пропускать и повторяющийсягласный знак.

5. Цифры пишутся упрощённо чуть больше меры, ноль – одномерным и правым оборотом.

. Большие числа пишутся как слышатся, поэтому вместо двух и более нулей достаточно написать на уровне контрольной линии уменьшенные буквы названий разрядов. Как отдельные слова названия разрядов подчёркиваются.

6. Многие слова и выражения можно написать, соединяя цифры или общепринятые сокращения со знаками алфавита.

Урок 10. Особые приёмы письма - student2.ru

Задание 10. Застенографируйте, сверьте с образцом и разучите афоризмы.

Люди различаются тем, что одни прежде думают, потом говорят и делают, а другие говорят и де лают, а потом думают. Идея становится силой, когда она завладевает массами. Истина нисколько не страдает от того, что кто-то её не признаёт. Вступайте в дружбу только лишь с очень немногими людьми, но потом дорожите ею. Надменный и упрямый делает всё по-своему и наиболее часто становится жертвой своих пороков. Воля – это мысль, наиболее часто переходящая в дело. Ум заключается, во-первых, в знании, во-вторых, в умении приложить знания на деле. Мудрость – есть дочь опыта. Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать и перестать говорить, когда сказать больше нечего. В 2005 году мы отметили 60-летие победы в Великой Отечественной войне. Во сне мы проводим почти треть своей жизни. Самый счастливый человек тот, кто даёт счастье наибольшему числу людей.

Урок 10. Особые приёмы письма - student2.ru

Приложение

Урок 10. Особые приёмы письма - student2.ru

Дополнительные знаки

Аккордные с Д Аккордные с В Урок 10. Особые приёмы письма - student2.ru

бд вд гджд-зд хд пд пред перед гв дв зв кв фв хв цв шв

Слитные Начальные

Урок 10. Особые приёмы письма - student2.ruск-сок св кт ктор вз- вс- нед-о- сам-о- от-о- кон- ком-

зк-зок сов воз-вос нет-

Конечные

Урок 10. Особые приёмы письма - student2.ru

-ла-ние -ность -изм -ивность -ивный -гласн+ми -гласн+х

-ле-ние -тельность -ичность -ичный

-ственность

Урок 10. Особые приёмы письма - student2.ru

-ский -д-ство -ший-ся -щий-ся -зация -фикация -ва+ -вая

-ческий -че-ство -в-ший-ся -ю-щий-ся -ни-зация -иро-ва+

-щеский -ще-ство -д-ший-ся -лизация -изиро-ва+

-тель-ство Урок 10. Особые приёмы письма - student2.ru -ет –ется -ют -ются -нать -ейший -ка -ки -ко -ку -ке

-нять -нейший

-нить -жнейший

Корнезнаки

Урок 10. Особые приёмы письма - student2.ru

став-л станов-л прав-л правд производ здрав граф-л глав-л

станав-л произвед здоров

Урок 10. Особые приёмы письма - student2.ru

соверш смотр стан счёт готов-л транс добр-о лич знак

сматр стен счит готав-л знач

Для того, чтобы у каждого желающего была возможность научиться рациональному письму, и создан краткий курс, дающий возможность потом самостоятельно продолжить тренировки.

А дополнительные знаки профессионального уровня предложены, чтобы можно было включать их в свой арсенал по желанию, они значительно сокращают написание длинных слов.

Некоторые дополнительные знаки повторяет начертания краткого курса, но приобретают более широкое употребление. Например, знак СТ может обозначать и НОСТЬ, ТЕЛЬНОСТЬ, ИВНОСТЬ, ИЧНОСТЬ.

Добавляются новые аккордные знаки с Д и В, окончания с К, И совсем самостоятельная группа КОРНЕЗНАКОВ, которые в сочетании с другими частями образуют массу новых слов.

Аккордные знаки в системе Акопьяна делают её наиболее рациональной. Вот убедительный пример: в кратком курсе можно написать ПР, ПЛ, ПО, ПРО, ПРИ, ПРЕ, ПЕРЕ и в дополнительном ещё ПД. ПРЕД, ПЕРЕД, ПРАВ, ПРАВЛ, ПРАВД вариациями только одного алфавитного знака П,а не заучивать разные.

Кому-то и скорость не нужна, достаточно писать короче, ведь если мы, например, в слове «промышленность» делаем примерно, 30 движений сверху вниз, то, даже овладев только основами скорописи, сможем написать его всего четырьмя, разве это не облегчит письменный труд любому человеку?

Усвоив основы теории стенографии можно достичь скорости письма 50-70 слов в минуту вместо 15-20. Это позволит иметь отличные конспекты, которые не сравнить с отрывочными записями традиционным способом. Надежда на звукозапись? А как работать с «всеядной» звукозаписью, прослушивать опять весь курс?

Может показаться невероятным, но попытки людей создать более быстрое письмо сопровождали все этапы возникновения и развития письменности. Это подтверждают и археологические находки, и дошедшие до нас речи известных ораторов и учёных древности. Сведения о первом учебнике скорописи относятся к 64 году до нашей эры. Его составил раб Цицерона Тирон, а способ его письма назывался «Тироновы ноты».

Скоропись не раз то бурно развивалась, то увядала и даже заново рождалась, когда появлялась потребность продвигать и распространять передовые идеи, возникшие в обществе. В России в начале ХХ века появилось много систем. Но в 1933 году была утверждена основа Единой государственной (ГЕСС) и на много лет творческое развитие нашей стенографии затормозилось.

Но, после многолетних проверок, получил разрешение на издание учебник преподавателя Ростовского государственного университета О.С. Акопьяна по новой, созданной им системе. Сразу сократился срок обучения на профессиональных курсах (это 90 слов в минуту) вдвое. В школах с производственным обучением 60-х годов ученицы достигали скорости 115 слов! Система получила и международное признание, автор был приглашён на конгресс Интерстено.

Ещё совсем недавно профессия стенографистки была очень престижной. Но её потеснила звукозапись, и теперь применение скорописи переместилось на бытовой уровень, чтобы облегчать и ускорять письменную работу. Поэтому научиться краткому письму теперь можно не за год-два, а за 3-5 месяцев.

Важно сохранить скоропись как замечательный вид человеческой культуры и интеллектуальной деятельности. Этот способ письма не спорит, а идёт в ногу с новыми техническими средствами. Ведь уже созданы приборы, оцифровывающие человеческую речь и выдающие письменный вариант. Так это же заменит студенту письменную расшифровку своей стенограммы, достаточно просто прочитать свою стенограмму!

Развитие навыка письма

Далее предлагаются стенограммы стихотворений знакомых поэтов, что позволит писать по памяти. Разучивайте эти тексты, скорость диктовок не должна приводить к искажениям и ошибкам, но тренироваться полезно с постепенным наращиванием скорости.

Кому обучение скорописи дается легко и доставляет удовольствие, используйте дополнительные знаки. Для этого в предложенных стенограммах, наряду с уже изученными правилами, используются и дополнительные знаки. Они написаны через чёрточку со словом, написанным полностью. Через знак равенстванаписаны некоторые условные сокращения из словаря.

Урок 10. Особые приёмы письма - student2.ru

Урок 10. Особые приёмы письма - student2.ru

Урок 10. Особые приёмы письма - student2.ru

Урок 10. Особые приёмы письма - student2.ru

Урок 10. Особые приёмы письма - student2.ru

Урок 10. Особые приёмы письма - student2.ru

Урок 10. Особые приёмы письма - student2.ru

Наши рекомендации