Ад царь банк факт сахар там азарт вахта шапка рана.
ПОМОГИ СЕБЕ УЧИТЬСЯ
(10 уроков стенографии)
Всю жизнь человек способен узнавать и усваивать что-то новое, но особенно интенсивно этот процесс проходит в детстве и молодости. И в школе, и вузе обучение связано с необходимостью писать. Но разница между скоростью разговорной речи и скоростью нашего письма не позволяет сделать это хорошо. Длинные слова, характерные для русского языка, помогают нам выражать самые тонкие оттенка мыслей и чувств, но делают письмо более трудоёмким.
Казалось бы, выручит звукозапись, но где найти время, чтобы опять прослушивать весь курс лекций ещё раз? Уже существуют приборы, которые оцифровывают речь и выдают письменный текст. Но ценность конспекта в том и состоит, что стенографирующий пишет в 3-5 раз быстрее и успевает вникнуть в самую суть услышанного, сформулировать и записать главное, пропустив повторы и незначительные детали. Конспектирование – это творческий процесс, облегчающий усвоение самых сложных вопросов изучаемой науки, развивающий познавательные способности, способный послужить не один раз.
Сокращённый курс скорописи даёт возможность в кружках или самостоятельно, выполнив 10 заданий (примерно за два месяца), освоить теорию стенографии, выработать некоторые навыки практического письма и освоить методические приёмы тренировок, развивающих скоростные навыки, (примерно за месяц).
Далее можно самостоятельно тренироваться, повышая скорость письма до необходимой каждому. Правда, полезнее продолжить самостоятельные занятия, если не в группе, но с друзьями: диктовки, взаимопроверка, состязательность облегчат занятия и сделают их более продуктивными.
Успех зависит не только от выполнения всех методических рекомендаций, но и регулярности стенографирования. Возьмите за правило – ни дня без строчки, и скорость письма будет обязательно расти.
Урок 1. Буквы – знаки
Чтобы слова писались короче, надо сначала упростить начертания рукописных букв, оставив минимум необходимого. Алфавит стенографических знаков и состоит из таких элементов. Сравните знаки для согласных с буквами и они легче запомнятся.
На начальном этапе, чтобы выработался хороший почерк, следует пользоваться тетрадями для первоклассников в две линии, нижняя линия называется основной, а верхняя – контрольной.
Большинство знаков для согласных одномерные, пишутся они с наклоном, шесть знаков малые, это примерно треть меры.
Важно научиться писать знаки, точно соблюдая размер, наклон, соотношение размера петель и закруглений, изгибы, потому, что в коротких начертаниях стенографических слов искажение каждого элемента будет больше затруднять чтение, чем в традиционных начертаниях.
Первый согласный знак слова пишется на основной линии, остальные соединяются линиями разной длины и наклона, так как выражают разные гласные. Например, А выражается наклонной одномерной чертой, после которой большие знаки отодвигаются по линии письма, а малые поднимаются на меру.
Задание 1. Напишитекаждый знак алфавита по нескольку раз сначала отдельно, добиваясь соблюдения точного соотношения всех элементов, потом повторите их соединёнными по три,
Прописных букв в стенографии нет, а собственные имена и аббревиатуры подчёркиваются.
Прочитайте стенограмму словс А, потом, не спеша, перепишите в тетрадь. Если своя стенограмма читается легко, напишите эти же слова уже с расшифровки.
Обязательно перечитывайте всё застенографированное, ведь чтение – это самостоятельный навык, который надо развивать так же, как и навык письма.
Переписывая, соблюдайте размер и соотношение других элементов знаков. Ошибки не исправляйте, а зачёркивайте и заново напишите правильно.
База бак бал бар бас бац Ваза вам вар вас вата ваш
Гад газ гак Гала гам Гана Дал дан дар дата дача Даша
Жаба жал жар зав зал зам Кара каша Кама лад лаз лапа
МАЗ мак Маара нам нас наш Пава паж пас паз пар пан
Раба рад рак рама рана РАФ Сад сан Саша таз там тара
Фаза факт фара хата хан хала Чаша чаща цаца шаг шах шар
Урок 2. Знак для А и Я
Знаки А и Я пишутся одинаково, но для выражения Я ставится отличительный штришок под знаком.
Задание 2.Прочитайте слова, перепишите как можно точнее, прочитайте. Пишите с текста, проверяйте, добиваясь безошибочности. и уверенного чтения. Продолжайте повторное письмо и на вариантах диктовок. Такая работа называется разучиванием.
Сдвоенные согласные в словах не повторяются.
Мягкий и твёрдый знаки выражаются точкой над предыдущим знаком.
Ад яд дар дам мяч маг газ джаз база раз раб баня бас час чаща чаша шаг такт шапка штаб шпага шкаф фаза фара факт тяга такса ямка амбар гамма там вам ванна ваш вал лапа лампа лапта жаль паж багаж бак банк баран рампа рак азарт такт парта танк рана сан казан канал тахта вахта птаха сахар хата пацан царь.
Варианты диктовок
Ад газ баня шаг такса вам такт лампа бак азарт сам птаха.
Яд джаз бас шкаф ямка ванна джаз лапта банк такса казан сахар.
Дар база час шапка фара амбар ваш жаль баран парта канал хата.
Раз дам чаша штаб факт гамма вал паж рамка танк пацан тахта яд.
Мяч раб чаша тяга рамка там лапа багаж рак вахта рана царь.
Самопроверка
Чтобы проверить, усвоен ли пройденный материал, можно ли уже переходить к следующей теме, напишите знакомые уже слова под медленную диктовку и поставьте себе оценку.
Если в группе из 10 слов ошибок нет – «5», если одна – «4», если две – «3». Если больше, придётся продолжить разучивание.
Урок 3. Слитные знаки
Сократив начертания знаков, мы получили примерно трёхкратное сокращение начертаний слов. Но в нашем языке много слов из 12 и более букв, такие «паровозики» не на много повысят скорость побуквенного письма.
Для сокращения слов используются и слитные знаки, состоящие из знаков часто встречающиеся сочетаний букв.
Аккордные знаки с Р и Л
Все одномерные знаки, увеличенные вдвое, читаются с Р, а опущенные на меру – с Л.
бр вр гр др жр зр кр мр пр фр хр цр чр шр
бл вл гл дл жл зл кл мл пл фл хл цл чл шл
Задание 3.Разучите слова. Используйте и звукозапись.
Бас брасс брага бал блажь вал влага врач Влад гад град граф газ глаз глава дама драма драка дата дратва жать жрать ждать жал звал заря зал злак карась кран крах кадка клад мак мрак мал мгла пар Прага пан план факт фрак фаза флаг хата храм халат хлам храбр цапфа цаца час чаша шарж царь шрам шлак.
Варианты диктовок
· Заря грач драка бас мак фрак цапфа брасс град дата зал мрак
· Фраза цаца брага граф драма злак мал флаг час враг газ жать
· Блажь глаз жрать кран пар храм шарж драма глава ждать крах
· Прага халат царь влага дама жаль кадка клад хлам шрам врач.
Самопроверка
Урок 4. Малые слитные знаки
Малые слитные знаки тоже по возможности связаны с алфавитными. Знак СТ –растянутое по линии письма Т, СК –растянутое С. СН-ЗН – начальнаянаклонная часть знака С,а НТ-НД – наклоннаясредняя знака Н.Пишутся последние два знака сверху вниз. Образованы знаки ТРи СТРпростымсоединением знаков, поэтому Р приписывается правым оборотом снизу.
ст ск-зк сн-зн нт-нд тр стр
Задание 4.Разучите слова.
Йв середине слов обозначается, как и в обычном письме, штришком сверху, а в конце слов – загибом знака гласной влево.
Стан пласт краска сказка красна знамя кант фант франт масть тайна трата страда страна раса ряска паста сталь брать трава класс чай гайка каста красть старт гранат стяг скарб страх фрахт знать скала знак казнь брат рант астра склад тракт фанта сказать стакан скачка трамвай травма сначала мандат чайка матрац страсть грамм фляга траса штамп.
Варианты диктовок
· Стан страда класс знать матрац пласт страна чай скала страсть
· Краска раса гайка стакан грамм сказка ряска каста скачка фляга
· Краснабант красть трамвай дядя знамя баста старт травма кант
· Паста грант сначала фант сталь гранат мандат масть брал
· Стяг чайка тайна трава скарб чай трата врата страх фрахт
Самопроверка
Начальные знаки с А
на- нан(о)- над(о)- раз(о)-рас- за-
НА-один знак Н.
НАН(о)-два Н заменяется растянутым Н.
НАД(о)-знакНТ-НД
РАЗ(о)-РАС-знак Р, пишется на меру ниже линии, обозначает и РОС.
ЗА -нижняя часть знака З, начинается на меру ниже линии.
Конечные знаки с А и Я
-нать-нять -лся-лась -тся-ться -ая -яя
-НАТЬ-НЯТЬзнак НТ
-ЛСЯ-ЛАСЬзнакЛсприписанным непосредственно знаком С.
-ТСЯ-ТЬСЯзнак Т с приписанным справа налево знаком С.
-АЯ-ЯЯзнак А чуть изогнутый вверх и штрих для ЯЯ.
Задание 5.Разучите слова
Начать раскрась раскраска замазка фраза набат набрать набрался надвязать расстаться заказать награда запятая распад запад драться царапать захват развал завал мандат наказ стяг занять разнять трата растрата казаться рассказ накладка расшатать расклад разодрался нагайка разобрался разобраться разряд разлад клапан напасть развивая край майка зашла заснять зазнаться план грант расклад накапать.
Варианты диктовок
Начать набрать запятая развал разнять расшатать разлад майка
Накрылся раскрась набрался распад завял трата расклад разлад
Зашла заклад раскраска надвязать распад мандат растрата задался
Клапан заснять замазка расстаться царапать наказ казаться напасть
Нагайка зазнаться фраза заказать захват стяг рассказ разобрался
Развивая план набат награда драться занять раскладка разобраться
Самопроверка
Урок 6. Знак для И и Ы
Знак И и Ы – это прямая линия чуть больше меры, идущая круто вверх, поэтому после И и Ы малые знакиподнимаются на меру и пишутся на контрольной линии выше предыдущего большого знака, а большие знакиприподнимаются на треть меры.
Круглый знак Б в отличие от всех больших знаков начинается и кончается в одной точке, поэтому он после И как малый знак поднимается на меру, если же пишется правым оборотом (сверху вниз), то чуть приподнимается как большой знак.
После поднятого малого знака большой приближается к линии письма (бирка), а после поднятого большого знака следующий большой пишется рядом (стрижка).
Варианты диктовок
Щит страх грамм пытался испытание вилка грим прикрывшийся.
Призыв принять бирка книга чарка пригнать мысль прибраться.
Быт читая выплыть стриж набравший климат литр чистая крик.
Разбился стрижка физик придраться бить избравший длина краги.
Виза хлыст влага мышь снизить начавшийся читка раскрыл цинк.
Глина слава искрящийся разбившийся шипящий диск слива птица.
Издание приз гриб застывший выбрать граб бирка кит тик так
Самопроверка
Урок 7. Знак для О
Знак для О– черта в половину меры. После Омалые знаки поднимаются на эту высоту, а большие, начинаясь там, опускаются на полмеры.
Начальные н конечные с О
про- воз(о)-вос- -ство -тор -стор -нтор
ПРО-знак П, поднятый на полмеры.
ВОЗ(о)- ВОС-знак В, опущенный под линию письма.
-СТВОодномерныйзнак СТ,переходящий в скобку.
-ТОРзнак ТР, включает О.
-СТОРзнак СТР,включает О.
-НТОР знак НТР,включает О.
-ЛСприменяется и какЛОСЬ.
Задание 7.Разучите слова.
Он нос сор Дон дно дано окно овал основа строй бром проба новый стол стал стиль строгий особо флот проза массовый осколок приказ сложить выложил заложил разложит кровь прогноз Родина родство программа строка стройка пристройка застройка дрова привозить приводить пропасть собор природа высказать рассказать присказка доля гром плод огонь хлор.
Урок 8. Аккордные знаки с О
Аккордные знаки с Ри Л могут включать О.
Исключение: если аккордный знаки с О и без О образует разные слова, то слово без О пишется аккордным знаком, а с О –полностью: ГРеть-гореть .
Алфавитными знаками пишутся также и односложные слова: хор, пол.
В начале слов гласные приписываются к аккордным знакам, а в середине могут пропускаться, чтобы аккордный знак сохранил своё положение по отношению к строке.
Задание 8.Разучите слова.
Брови борьба блок болото враг овраг ворошить влага Волга град город пол ограда глаз голос гол драма дроги длина одолжить зримый зоркий злость золото зол Крым кормится клич кольцо мрак моряк мол младший молодой мрамор прямо порог план полный фронт форма флора фольга колокол храм хоромы хлор холод охрана молодость очко.
Варианты диктовок
Полный холод моряк зримый город брови охрана фронт мол зоркий.
Огород борьба храм младший злость глаз блок флора молодой.
Золото голос болото фольга мрамор зол враг колокол прямо Крым.
Драга овраг град форма прямо кормить дорожка ворошить хоромы.
Порог клич одолжить Волга кольцо оплата хор план мрак мудрость.
Самопроверка
План
Письмо текста
Так как в стенографии прописных букв нет, собственные имена подчёркиваются короткой чертой, а аббревиатуры, если их требуется расшифровать полностью – длинной.
Обозначение букв-знаков штришками и точками хоть и замедляет письмо, но вызвано тем, что часто необходимо иметь возможность написать слово абсолютно точно, хотя это и не всегда обязательно. Например, слова «сталь» или «искриться» написанные без обозначения мягкого знака, образуют разные слова. Слово «снять» без обозначения «Я» превратится в «знать». Но в тексте они, написанные одинаково, будут легко различаться: «знать закон», или «снять пальто». Важно, чтобы ошибок не было при чтении или письменной расшифровке.
Для выработки навыка и скорости письма существуют разные методы тренировок на текстах или отдельных фразах На первом этапе начинать следует с разбора предложенной «образцовой» или стенограммы, тщательно составленной самостоятельно. Слова, написанные только знаками алфавита и аккордными с Ри Л,называются простыми, а включающие малые слитные, начальные и конечные, а также дополнительные знаки – сложными.
Прочитав стенограмму, следует выписать все сложные слова, проанализировать написание, повторить несколько раз, проговаривая во время письма их значение. После этого можно приступать к разучиванию отрывка. Сначала следует написать со стенограммы, потом несколько раз с текста, обязательно каждый раз перечитывая. Ошибки в стенограмме не исправляются, а зачёркиваются. Повторять письмо с текста следует до тех пор, пока не будет ошибок в своей стенограмме. Тогда можно переходить к письму под диктовку или звукозапись. На этом этапе нельзя увлекаться скоростью, плохая читаемость обесценивает смысл скорописи.
В обычном письме используются сокращения для отдельных или нескольких слов (аббревиатуры, устойчивые выражения). В стенографии такой способ применяется шире, но в разумных пределах. Чем выше качество системы, тем меньше потребуется заучивать условных, специально составленных сокращений. Конечно, профессионалам высокого класса – спортсменам скорописи, которые пишут 150 и более слов в минуту кроме упорной тренировки приходится применять и больше сократительных приёмов.
Изучающим стенографию в объёме краткого курса, кому достаточна скорость слов 60 в минуту, тоже полезно пользоваться сокращениями часто встречающихся слов и применять их в текстах для разучивания, но в меньшем объёме. Надо иметь в виду, что условные сокращения увеличивают скорость письма только тогда, когда они хорошо усвоены.
Разучите текст
Сокращения Предлог НА – Н. Союз И в отличие от К приподнимается. Слово НАШпишется растянутым знаком Н.
Приставки ВО, ДО, ПО, СО пишутся без О.
Мы плыли на остров. Волны гнали наши лодки, и они сильно качались. Когда мы приплыли, то быстро вышли на доски старого причала. Остров большой, там наш сад. Мы пришли в сад. Валя нарвала много слив и яблок. Высокая трава скрывала ягоды и грибы. Саша собрал ягоды. Потом мы пошли на ставок, брызгались водой. Потом напились парного молока с пирогом и пошли на причал. Лодки качались на волнах. Домой мы плыли долго, но были довольны отдыхом. Хорошо там!
Вариант диктовки
Мы приплыли на остров, лодки сильно качались и мы быстро вышли на лодки причала. Остров большой, в сад мы шли долго. Там рвали яблоки и сливы. Валя собрала много ягод., хотя их скрывала высокая трава. Нам продали парного молока, напились с пирогом. Домой плыли быстро, отдыхом были очень довольны.
Урок 9. Знаки для Е-Э и У-Ю
Следующая группа гласных включает Е-Эи У-Ю.Эти знаки почти горизонтальные, но разной длины и с совсем маленьким наклоном.
Малые знаки после Еи Эопускаются, а после УиЮ,могут оставаться на линии.
Начальные знаки Е-Э
не- нен(а)- эес-экз- без(о)-бес пре пере
НЕ-знак Н на полумерной высоте.
НЕН(а)-растянутый вдвое знак Н, пишется тоже выше линии.
ЭКС-ЭКЗ-знакЭв начале словприписывается к следующему.
БЕЗ(о)-БЕС-знакБ,пишется под линией письма.
ПРЕ-знак ПР.
ПЕРЕ-знакПРс увеличенным закруглением.
Конечные знаки с Е, У-Ю
-ет -ется -ют -ются -тель
-ЕТзакрытое Т, пишется только после гласных.
-ЕТСЯзнак ЕТс приписанным справа налево С.
-ЮТзакрытое растянутое Т,пишется после гласных.
-ЮТСЯзнак ЮТсприписаннымС.
-ТЕЛЬзнак ТЛ.
-ШИЙзнакШ
-ЩИЙзнакЩ
-(не)ЙШИЙзнак Йпишется с отрывом от слова на высоте меры
Задание 9.Разучите слова.
Семья земной печать среда серп вечер месяц сочетается посёлок смена семена генерал еда еду едем место бездна месть честь зрелый время агрессор цена деньги ремесло если Егор кредит коллега север размер клёв известный небо ненависть экспорт откроет откроют судья судьба судебный текущий стимул служба дружба рейс любой уважать указ угнать брюки юбка куль улица привёл дух руль ухо лук люк гуси улей гуща укроп любая безумный окружить стимул любимейший другой лечился учился учится.
Варианты диктовок
· Улей проверь плуг агрессор указ семена судебный семья.
· Известный окружать цена руль генерал угнать земной гуси.
· Небо деньги стимул ухо брюки стимул еда печать.
· Еду юбка откроют ремесло лук ненависть служба серп.
· Эксперт другой если люк едем серп дружба любимейший.
· Егор откроет лечился место улица месяц рейс любой.
· Коллега учился кредит гуща бездна привёл сочетать вес.
· Судья лечился север укроп месть дух посёлок учится.
· Размер любая судьба зрелый безумный уважать время куль.
·
Самопроверка
Улица еду судьба время текущий рейс место уважать безумный.
Стимул люк служба деньги окружать размер плуг едем кредит откроет.
Любой укроп учился вечер дух угнать ненависть если откроют.
Печать честь брюки семья бездна посёлок гуси цена дружба откроется.
Текст
Снег этой весной стаял быстро. Скоро склоны сопок очистились от снега и удивительно рано выглянули нежные стрелки новой травы. Зелёные листки стремились к свету. Их яркий блеск стал виден сквозь сухие стволы старой травы. Высоко на скале ещё лежит снег, но солнце уже светлее и краски ярче. Началась весна!
Традиционное письмо подчиняется чётким правилам грамматики, несоблюдение их считается ошибкой. В стенографии с самого начала обучения теории особое значение придаётся отработке почерка и в контрольных работах проверяется стенограмма. А в текстовых работах на скорость письма уже оцениваются расшифровка и грамотность.
Скоропись служит человеку, особенно творческому всю жизнь. Если звукозапись лекции приходится ещё основательно обрабатывать, то студент, конспектируя, успевает «переварить», усвоить главное и получить отличный содержательный конспект. Журналист уже в процессе записи может в какой-то мере редактировать материал, отбирая главное, исправляя погрешности не всегда стройной речи, дополняя запись уточнениями.
Стенографический дневник вести тоже удобно – быстро и не доступно другим. Ведь за день сколько умных мыслей придёт в голову, сколько услышишь нужного и интересного! Была бы бумажка и карандаш под рукой. А с каким уважением и удивлением относятся окружающие к тем. кто владеет этим загадочным способом письма, ведь не все догадываются, что научиться этому совсем не трудно, даже интересно.
Приложение
Дополнительные знаки
Аккордные с Д Аккордные с В
бд вд гджд-зд хд пд пред перед гв дв зв кв фв хв цв шв
Слитные Начальные
ск-сок св кт ктор вз- вс- нед-о- сам-о- от-о- кон- ком-
зк-зок сов воз-вос нет-
Конечные
-ла-ние -ность -изм -ивность -ивный -гласн+ми -гласн+х
-ле-ние -тельность -ичность -ичный
-ственность
-ский -д-ство -ший-ся -щий-ся -зация -фикация -ва+ -вая
-ческий -че-ство -в-ший-ся -ю-щий-ся -ни-зация -иро-ва+
-щеский -ще-ство -д-ший-ся -лизация -изиро-ва+
-тель-ство -ет –ется -ют -ются -нать -ейший -ка -ки -ко -ку -ке
-нять -нейший
-нить -жнейший
Корнезнаки
став-л станов-л прав-л правд производ здрав граф-л глав-л
станав-л произвед здоров
соверш смотр стан счёт готов-л транс добр-о лич знак
сматр стен счит готав-л знач
Для того, чтобы у каждого желающего была возможность научиться рациональному письму, и создан краткий курс, дающий возможность потом самостоятельно продолжить тренировки.
А дополнительные знаки профессионального уровня предложены, чтобы можно было включать их в свой арсенал по желанию, они значительно сокращают написание длинных слов.
Некоторые дополнительные знаки повторяет начертания краткого курса, но приобретают более широкое употребление. Например, знак СТ может обозначать и НОСТЬ, ТЕЛЬНОСТЬ, ИВНОСТЬ, ИЧНОСТЬ.
Добавляются новые аккордные знаки с Д и В, окончания с К, И совсем самостоятельная группа КОРНЕЗНАКОВ, которые в сочетании с другими частями образуют массу новых слов.
Аккордные знаки в системе Акопьяна делают её наиболее рациональной. Вот убедительный пример: в кратком курсе можно написать ПР, ПЛ, ПО, ПРО, ПРИ, ПРЕ, ПЕРЕ и в дополнительном ещё ПД. ПРЕД, ПЕРЕД, ПРАВ, ПРАВЛ, ПРАВД вариациями только одного алфавитного знака П,а не заучивать разные.
Кому-то и скорость не нужна, достаточно писать короче, ведь если мы, например, в слове «промышленность» делаем примерно, 30 движений сверху вниз, то, даже овладев только основами скорописи, сможем написать его всего четырьмя, разве это не облегчит письменный труд любому человеку?
Усвоив основы теории стенографии можно достичь скорости письма 50-70 слов в минуту вместо 15-20. Это позволит иметь отличные конспекты, которые не сравнить с отрывочными записями традиционным способом. Надежда на звукозапись? А как работать с «всеядной» звукозаписью, прослушивать опять весь курс?
Может показаться невероятным, но попытки людей создать более быстрое письмо сопровождали все этапы возникновения и развития письменности. Это подтверждают и археологические находки, и дошедшие до нас речи известных ораторов и учёных древности. Сведения о первом учебнике скорописи относятся к 64 году до нашей эры. Его составил раб Цицерона Тирон, а способ его письма назывался «Тироновы ноты».
Скоропись не раз то бурно развивалась, то увядала и даже заново рождалась, когда появлялась потребность продвигать и распространять передовые идеи, возникшие в обществе. В России в начале ХХ века появилось много систем. Но в 1933 году была утверждена основа Единой государственной (ГЕСС) и на много лет творческое развитие нашей стенографии затормозилось.
Но, после многолетних проверок, получил разрешение на издание учебник преподавателя Ростовского государственного университета О.С. Акопьяна по новой, созданной им системе. Сразу сократился срок обучения на профессиональных курсах (это 90 слов в минуту) вдвое. В школах с производственным обучением 60-х годов ученицы достигали скорости 115 слов! Система получила и международное признание, автор был приглашён на конгресс Интерстено.
Ещё совсем недавно профессия стенографистки была очень престижной. Но её потеснила звукозапись, и теперь применение скорописи переместилось на бытовой уровень, чтобы облегчать и ускорять письменную работу. Поэтому научиться краткому письму теперь можно не за год-два, а за 3-5 месяцев.
Важно сохранить скоропись как замечательный вид человеческой культуры и интеллектуальной деятельности. Этот способ письма не спорит, а идёт в ногу с новыми техническими средствами. Ведь уже созданы приборы, оцифровывающие человеческую речь и выдающие письменный вариант. Так это же заменит студенту письменную расшифровку своей стенограммы, достаточно просто прочитать свою стенограмму!
Развитие навыка письма
Далее предлагаются стенограммы стихотворений знакомых поэтов, что позволит писать по памяти. Разучивайте эти тексты, скорость диктовок не должна приводить к искажениям и ошибкам, но тренироваться полезно с постепенным наращиванием скорости.
Кому обучение скорописи дается легко и доставляет удовольствие, используйте дополнительные знаки. Для этого в предложенных стенограммах, наряду с уже изученными правилами, используются и дополнительные знаки. Они написаны через чёрточку со словом, написанным полностью. Через знак равенстванаписаны некоторые условные сокращения из словаря.
Самоучитель
(Методические советы)
Основная цель непрофессиональных краткосрочных курсов заключается в том, чтобы быстрее, часов всего за сорок-пятьдесят, научиться стенографировать. Но это ещё не даёт возможности писать быстро, поэтому, после изучения теории, оставшиеся занятия посвящаются закреплению правил письма и овладению методикой тренировок, чтобы продолжить тренироваться самостоятельно, наращивая скорость письма слов до 60-70 в минуту против 15-20 традиционным способом.
Характерные для нашего языка длинные слова позволяют выражать самые тонкие оттенки мыслей и чувств. Но тем, кто стремится добиться более высоких скоростей, необходимо освоить больше сократительных приёмов, чтобы писать короче. Для этого и предложены дополнительные знаки профессионального курса. Их можно будет по желанию включать в свою практику.
Цель последующих тренировок, кроме краткости, состоит и в достижении такого уровня навыка, когда слова пишутся не побуквенно, а целиком, автоматически. Развитие автоматизма можно значительно ускорить, если использовать знакомый уже способ – разучивание «образцовых», заранее написанных по всем правилам, стенограмм. Для упражнений, кроме традиционных тренировок, можно использовать и «пустое» время: в транспорте, при вынужденном ожидании, перед сном и т.д. Для этого достаточно «записывать» пальцем на любой поверхности свои мысли, радиопередачи, песни.
Если кружок или курсы работают в учебном заведении, то тексты для домашнего стенографирования следует подбирать из имеющихся у всех учебников. Это позволит научиться сокращать специальные термины для самых употребительных слов. В сборных группах общий текст можно брать из периодической печати или нашей Конституции, там можно найти материал на самые различные темы. Домашние стенограммы на следующем занятии обсуждаются, выбирается лучший вариант, разучиваются. А ещё на следующем диктуется с учётом скорости. Объём текста для тренировок следует ограничивать, объёмом трёхминутной диктовки со скоростью, достигнутой в данное время.
Начать пробовать писать «живую» речь можно после достижения скорости письма 50-60 слов в минуту. Это в 2-3 раза быстрее традиционного письма, но ещё далеко от темпов разговорной речи. Поэтому важно научиться уже в процессе письма редактировать не всегда стройную речь, избавляясь от повторов и излишних пояснений. Этот навык особенно пригодится при конспектировании лекций. Слушая пространное объяснение, поняв суть, пишущий может выразить это более ёмкой фразой, значит, уже в какой-то мере осваивает материал. Одновременно получается прекрасный конспект для повторения и подготовки к экзаменам.
К записи живой речи полезно заранее готовиться. Для этого следует подбирать ключевые слова по теме: специальные термины, фамилии, названия и, может, составить для них временные сокращения, которые смогут потом стать постоянными. Записанные на листке, они должны быть в поле зрения, чтобы в процессе работы можно было ими пользоваться. Если во время письма что-то забудется, нельзя останавливаться, лучше написать трудное слово полностью, чтобы не пропустить остальное.
Диктовка с учётом скорости ведётся по заранее размеченному тексту. Для этого отсчитывается количество слов скорости письма в минуту и отделяется двумя вертикальными линиями. Дальше этот минутный отрывок полезно разделить ещё на 2, 3 или 4 части для диктовки по 30, 20 или 15 секунд каждый. Диктующий текст (и во время записи на диск), стареется совместить скорость диктовки с этими дополнительными метками на секундомере. Потом на диске надо записать сведения об источнике текста, скорости диктовки и количестве минут, чтобы диск использовать неоднократно.
При подсчёте скорости за одно слово считаются даже предлоги и союзы. Длинные слова, состоящие более чем из 12-15 букв, считаются за два. В числах столько слов, сколько произносится. Такие тренировки вырабатывают скоростные навыки и безошибочность.
При диктовках на скорость 60 и более слов в минуту проводятся также диктовки с нарастающей скоростью. Штрафные очки начисляются за грамматические ошибки в расшифровке, за пропуск слова или неудачную замену его другим, за ошибку в знаках препинания, искажающим смысл. Если пропуск или замена не меняют смысл, это не считается ошибкой. Показатель скорости письма снижается на количество штрафных баллов.
Вот один из вариантов разметки текста для диктовки с возрастающей скоростью 40-50-60 слов в минуту, применяемый на конкурсах. Вместо разделительных штрихов в скобках указаны показания секундомера.
В разные годы мы узнавали о выдающихся педагогах, создававших новые (15) методики обучения и воспитания, воплощавших свои идеи в авторских школах. (30) И, независимо от вида учебного заведения или предмета обучения, их (45) объединяло одно: у них всегда учились с желанием и радостью, (минута) достигали высоких результатов. Это отличало и уроки Оганеса Степановича. Педагогом Оганес Степанович (15) был, как говорят, «от Бога». Оценка стенографических работ очень формальна – скорость (30) диктовки, цена ошибки выражаются в цифрах. Но для него оценка – не приговор, а (45) инструмент обучения. Он умел подбодрить отстающего, поощряя даже маленький успех, и увлечь успешного (вторая минута) стремлением достичь более высоких результатов. И так далее с метками уже через каждые 15 слов. Из предложенных вариантов выбирается один.
Запись на диске: «Учитель на всю жизнь» Е.Губская. 3 минуты, 40-50-60 сл. в мин».
Далее предложены стенограммы отрывков текста стр. 25-26. Разучивайте по частям, включая дополнительные знаки и сокращения.
.
Заключение
В предложенном курсе обучения стенографии представлены основные методические приёмы освоения теории и развития навыка стенографического письма до 60 и более слов в минуту. Этого достаточно для повседневного облегчения письменной работы параллельно с компьютером и звукозаписью.
При желании повышать скорость, кроме регулярного письма, разрабатывайте стенограммы по образцу последней, разучивайте по частям с дополнительными знаками, проверяйте скорость.
Литература
Более подробное пособие «Помоги себе учиться. Стенография и компьютерная скоропись» издания 2013 г. в Интернете. Там же об авторе системы О.С. Акопьяне «Учитель на всю жизнь» Губской Е.
Оглавление
Буквы и знаки. Урок 1
Знак для А и Я. Урок 2
Слитные знаки. Урок 3
Малые слитные знаки. Урок 4
Знак для И и Ы. Урок 6