Статические подготовительные упражнения
1.Лопаточка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10—15 с.
2. Чашечка. Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10—15 с.
3. Иголочка. Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 с.
4. Горка. Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с.
5. Трубочка. Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10—15 раз.
Каждое из перечисленных упражнений выполняется медленно по 8—10 раз.
Динамические подготовительные упражнения
1.Часики. Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15— 20 раз.
2. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10—15 раз.
3. Качели. Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10—15 раз.
4. Вкусное варенье. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз.
5. Змейка. Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать его узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.
6. Маляр. Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз.
7. Катушка. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз.
8. Грибок. Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.
При подготовке к постановке каждого очередного звука логопед должен выбирать из всех перечисленных упражнений только те, которые необходимы для данной артикуляции и при данных особенностях подвижности органов артикуляционного аппарата ребенка.
ИСПРАВЛЕНИЕ ДЕФЕКТОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Логопедическая работа по устранению дислалии проводится на основе артикуляционных навыков через использование компенсаторных возможностей организма (зрительных и слуховых восприятий, тактильных и кинестетических ощущений).
Занятия * по исправлению дефектов звукопроизношения ведутся в следующей последовательности:
1) подготовительные упражнения;
2) постановка звука;
3) автоматизация навыка произношения звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
Для ведения логопедических занятий нужны зеркало, набор зондов, шпатели, вата, спирт, набор дидактического и иллюстративного материала, индивидуальные тетради для записи домашних заданий, словари, специальная литература, протоколы речевого обследования логопатов
4) автоматизация навыка произношения звука в словах;
5) автоматизация навыка произношения звука в предложениях;
6) автоматизация навыка произношения звука в самостоятельной речи;
7) дифференциация звуков.
При постановке правильного произношения звуков пользуются тремя основными способами. Первый основан на подражании. Пользуясь слухом, зрением, тактильно-вибрационными и мышечными ощущениями, ребенок воспринимает звучание и артикуляццию фонемы и сознательно пытается воспроизвести требуемые движения речевых органов, требуемое звучание. При этом непосредственное слуховое восприятие звучания, восприятие видимых речевых движений, в том числе собственных (с помощью зеркала), ощущение рукой струи выдыхаемого воздуха, вибрации гортани могут быть дополнены выявлением работы речевых органов с помощью различных приспособлений.
Диапазон таких приспособлений достаточно широк: от простой полоски бумаги, отклоняющейся под действием струи выдыхаемого воздуха, до различных электроакустических приборов, преобразующих звук или вибрации частей речевого аппарата в зрительные сигналы («ДВИН», виброскоп и т. п.). Подражание, опирающееся на те или иные раздражители первосигнального характера, адресованные различным анализаторам, дополняется словесными инструкциями, доступными пониманию ребенка.
В тех случаях, когда не удается получить нужную артикуляцию по подражанию, приходится сначала довольствоваться воспроизведением отдельных ее элементов. Когда выявляется малоподвижность или недостаточная управляемость речевых органов, приходится прибегать к целой системе подготовительных артикуляционных упражнений, к своеобразной артикуляционной гимнастике (см. выше).
Второй способ состоит в механическом воздействии на речевые органы при помощи каких-либо приспособлений (шпатель, зонды). При этом способе используется некоторая исходная артикуляция и на ее основе речевые органы механическим путем приводятся в требуемое положение или движение.
Связанные с определенным положением или движением речевых органов кинестетические раздражения в сочетании с сопутствующими им слуховыми закрепляются в коре головного мозга в виде системы следов, что в дальнейшем становится предпосылкой для активного, произвольного воспроизведения требуемой артикуляции.
Третий способ смешанный. При нем механическое воздействие на речевые органы служит для того, чтобы помочь более полному и точному воспроизведению требуемой артикуляции, осуществляемому в основном путем подражания и с помощью словесных инструкций.
Устранение сигматизма
Звуки «с» — «сь» и «з» — «зб» (свистящие) относятся к группе зубных звуков. При произнесении «с» части артикуляционного аппарата располагаются следующим образом:
губы растянуты в улыбку, или принимают положение следующего гласного;
зубы сближены на расстояние до 1 мм;
кончик языка упирается в нижние резцы;
спинка языка выгнута и посредине ее образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам;
боковые края языка прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов;
нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки, препятствуя выходу воздуха через нос;
голосовые связки разомкнуты (см.. рис. 1).
Рис.1 Профиль артикуляции При мягком «с'» спинка языка более выгнута по
звуков С-З направлению к твердому нёбу и весь язык напряжен, кончик языка сильнее упирается в резцы.
При произнесении звуков «з» и «з'» артикуляционный уклад тот же, что при «с» и «с'», только спинка языка поднята несколько выше, голосовые связки сомкнуты и вибрируют, выдох менее напряжен, чем при звуке «с».
Звук «ц» относится к группе аффрикат (смычно-щелевых) и образуется в результате быстрого слияния звуков «т» и «с» («тс»). При его произнесении в первый момент кончик языка упирается в нижние резцы, как при «с»; спинка языка круто вогнута и передней своей частью образует смычку у шеек верхних резцов, во второй момент кончик языка
Рис.2 Профиль артикуляции
звука Ц остается в том же положении, а передняя часть спинки
после разрыва смычка отскакивает в положение «с», и в середине ее образуется узкий канал для прохода воздуха. Мягкое нёбо поднято, связки разомкнуты, выдох умеренный (см. рис.2).
Звуки «ш» и «ж» (шипящие) относятся к группе передненёбных.
Рис.3 Профиль артикуляции
звуков Ш - Ж
При произношении звука «ш» части артикуляционного аппарата занимают следующее положение:
губы несколько выдвинуты вперед;
кончик языка поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель;
боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;
нёбная занавеска поднята; Рис. 4 Профиль звук Ч
голосовые связки разомкнуты (см. рис. 3).
При произнесении звука «ж» установка частей артикуляционного аппарата та же, что при «ш», только голосовые связки сомкнуты и вибрируют; язык более высоко поднят по направлению к твердому нёбу; выдыхаемая струя воздуха слабее, чем при произнесении звука «ш».
Звук «ч» относится к группе аффрикат (смычно-щелевых). Этот звук возникает в результате быстрого соединения смычного звука «ть» с последующим щелевым «шь». Рис. 5 профиль звука Щ
Произнесение звука «ч» осуществляется, как и при «ц», в два момента: в первый— кончик языка производит смычку с корнями верхних резцов, во второй — кончик языка после взрыва отходит назад к альвеолам, образуя здесь сужение; весь язык напряжен и приближен к нёбу; губы слегка выдвинуты вперед; нёбная занавеска поднята; голосовые связки разомкнуты (см. рис. 4).
Звук «щ» звучит как длительное (ш').
При его произнесении части артикуляционного аппарата занимают следующее положение:
губы выдвинуты вперед;
кончик рыка поднят, как при «ш», но не к передней части твердого нёба, а к альвеолам, образуя в этом месте щель;
боковые края языка примыкают к внутренней стороне коренных зубов, образуя посредине языка продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха; вся масса языка напряжена, корневая часть приподнята;
нёбная занавеска поднята (см. рис. 5).
Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, замена свистящих звуков шипящими или Другими звуками русского языка называется парасигматизмом.
Сигматизм бывает следующих видов:
1. Межзубный, так называемая шепелявость. Он выражается в том, что при произнесении свистящих или шипящих звуков (а иногда и тех и других) кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами (рис. 6), отчего получается шепелявый звук.
2. Губно-зубной. При этом недостатке произношения свистящие или шипящие звуки (а иногда и те и другие) произносятся подобно звукам «ф» и «в», т. е. при таком положении частей артикуляционного аппарата, когда нижняя губа,
Рис. 6 Межэубный сигматизм поднятая к верхним резцам, образует сужение, через
которое проходит выдыхаемая струя воздуха, а язык находится в положении звука «с» (рис. 7). При такой комбинированной артикуляции образуется звук, который содержит элементы звуков «ф» и «с» («в» и «з»), вследствие чего произношение становится нечетким, невнятным и неприятным на слух.
3. 3.Призубный. Этот недостаток выражается в том, что при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель (рис. 8), вследствие чего отсутствует характерный для этих звуков свист. Вместо звуков «с», «з», «ц» слышатся звуки «т» и «д». Например: суп — туп», зима — «дима», цапля — «тапля». Такой недостаток можно отнести к парасигматизмам, поскольку в
Рис.7 Губно-зубной сигматизм данном случае один согласный звук заменяется
другим.
4. Шипящий. При этом виде сигматизма звуки произносятся, когда кончик языка оттянут от нижних резцов в глубь ротовой полости, спинка резко выгнута по направлению к твердому нёбу (рис. 9), вследствие чего вместо свиста слышится смягченное «ш» или «ж» (собака— «шабяка», замок — «жямок»).
5. Боковой. При этом недостатке свистящие или шипящие звуки (иногда и те
и другие) могут произноситься двумя
рис. 8 Призубный сигматизм
способами (рис Ю): а) кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка, вследствие чего образуется хлюпающий звук; (Л кончик языка упирается в верхние альвеолы, пропуская воздух по бокам, как при звуке «л». Боковой сигматизм может быть как односторонним, так и двусторонним.
6. Носовой. При этом недостатке свистящие или шипящие звуки (иногда и те и другие) произносятся при следующем положении Рис. 9 Шипящий сигматизм
языка: корень его поднимается и примыкает к
мягкому нёбу, которое опускается и образует
проход выдыхаемого воздуха через нос (рис. 11), отчего слышится звук, похожий на «х», но с гнусавым оттенком.