Урок обучения грамоте №3 (чтение)
Тема: Чтение слов и предложений с р, текста «Наши картины».
Цель: Формирование навыка чтения слогов, слов и предложений с буквой Р.
Задачи:
1) образовательные:
- формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза двусложных и трехсложных слов с изученными буквами, умения соотносить прочитанное слово, предложение с картинкой;
2) по развитию речи:
- упражнения в составлении предложений из 3-5 слов по данному образцу,
- практическое использование предлогов У и С в предложениях,
- обучение дословному пересказу услышанного и прочитанного текста с опорой на картинку.
3) коррекционно-развивающие задачи:
-развитие слухоречевой памяти с опорой на зрительный образ,
сукцессивных процессов (соблюдение последовательности слов в предложении и предложений при пересказе с опорой на серию картинок, определение последовательности букв, слогов в словах), наблюдательности, умения делать простые умозаключения с опорой на вопросы и картинки,
-формирование операции абстрагирования (соотнесение слоговой схемы и прочитанного слова);
4) воспитательные задачи:
- воспитание любознательности, правильного поведения на уроке.
Оборудование: карточки с цепочками слогов, предметные картинки (мухомор, корзина, картина, шары пузыри, мальчики), сюжетные картинки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент:
Физкультминутка (см. урок №1)
2. Работа с календарем(см. урок №1)
Артикуляционная гимнастика.
1) Как рычит собака? (хором и по одному)
2) Чтение слоговых цепочек и договаривание с опорой на картинку.
ОР – ОР – ОР У Ромы топор.
РЫ – РЫ – РЫ У Иры шары.
РИ – РИ – РИ У Риты пузыри.
4. Проверка домашнего задания (стр. 74)
Чтение букварной странице по цепочке.
Составление слов из букв разрезной азбуки. Работа с загадками.
1)Загадка №1
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый …(мухомор).
(Учитель показывает картинку с изображением мухомора. Дети делят слово на слоги, составляют слово о слогам из букв разрезной азбуки. Читают составленное слово. Отвечают на вопрос:
- Можно ли есть мухоморы? Почему?)
2) Загадка №2
За грибами в лес пошли,
Что мы взять с собой должны? (корзина)
(Учитель оказывает картинку. Проводится аналогичная работа. Дети отвечают на вопрос:
- Зачем нужна коринка в лесу?)
3) Загадка №3
Нарисована красиво
На стене висит …(картина)
(Аналогичная работа. Вопрос:
- Что нарисовал художник на картине?)
Физкультминутка
Речка
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это- брасс.
Одной, другой - это кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Вороны
Вот под ёлочкой зелёной
Скачут, прыгают вороны.
Кар-кар, кар-кар-кар.
Кар-кар, кар-кар-кар.
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали.
Кар-кар, кар-кар-кар.
Кар-кар, кар-кар-кар.
Только к ночи умолкают,
С нами вместе засыпают.
Кар-кар, кар-кар-кар.
Кар-кар, кар-кар-кар.
7. Чтение с подготовкой
На доске:
Ро – Ро – ма
Ра – И – ра
Ри – Ри – та
- Прочитать слова. Что они обозначают? (Имена детей)
- Назовите имена девочек. Назовите имена мальчиков.
8. Чтение слов по слоговым таблицам.
1) Сканворд
пу ри вал
зы со
- Прочитайте слоги.
- Составьте два слова: первое слово заканчивается на выделенный слог, а второе – начинается с этого слога.
- Составьте предложение из двух слов, ответив на вопрос:
- Кто рисовал? (обращается внимание на форму слова: не рисовала, а рисовал)
- Дополните предложение, ответив на вопрос:
- Что рисовал … (имя мальчика)?
2) Чтение слов, отличающихся одним слогом
шо
хо – ро
ши
(Учитель составляет предложения с этими словами)
хар
За
мок
(Дети читают слова и подбирают к ним картинки)
Работа с букварём (стр. 75)
1) Чтение задания «Вы нас узнали?»
Дети читают первую чистоговорку и находят к ней картинку.
- О ком идет речь?
- Покажите, где Рома?
- Как узнали?
Аналогичная работа проводится и со следующими двумя чистоговорками.
2) Слушание текста «Наши картины»
- Прочитайте имена мальчиков на карточках (на доске)
Захар Рома
- Сейчас я буду читать вам текст, а вы подумайте, что нарисовал Захар, а что нарисовал Рома. Вам помогут картинки, прочитайте подписи к ним.
На доске висят картинки и карточки со словами: пузыри, шары, розы, мухомор. Дети читают слова, разделённые на слоги.
(Учитель читает текст. Дети выбирают, что нарисовал Рома, а что нарисовал Захар).
3) Чтение текста по цепочке с выполнением заданий.
- Читаем 1 предложение.
- Найдите на картинке, где Рома.
- Читаем 2 предложение.
- Найдите на картинке в учебнике Захара.
- Читаем 3 предложение.
- Какие картины нарисовали дети?
(Повторное чтение текста одним учеником)
4) Пересказ текста по картинкам одним учеником (учитель помогает вопросами при затруднениях)
5) Соотнесение слого-звуковой структуры слов (мухомор, корзина, картина) и слого-звуковых схем.
- Чтение слов.
- Рассмотрите 1-ую схему слова.
- Сколько слогов в зашифрованном слове?
- Сколько букв в 1-м слоге?
- Сколько букв во 2-м слоге?
- Сколько букв в 3-м слоге?
- Какие слова подходят к первой схеме слова?
(Аналогично проводится работа со второй схемой)
Итог урока
- Назовите имена детей, про кого мы сегодня узнали, читая наш букварь?
- Какие картинки нарисовали Рома и Захар?
10. Домашнее задание
Чтение букварной страницы 75.
Урок обучения грамоте №4 (письмо)
Тема: Прописная буква Р. Письмо односложных и двусложных слов с буквой Р.
Цель урока: сформировать умение писать заглавную букву Р, закрепить написание строчной буквы р, слогов и слов со строчной и прописной буквой р.
Задачи:
1) образовательные:
- формирование навыков правильного графического изображения строчной и прописной буквы Рр, правильного расположения элементов букв на рабочей строке;
- развитие звуко-буквенного анализа односложных и двусложных слов, членения предложения на слова;
2) по развитию речи:
- составление предложения из трёх слов, дополнение предложений по аналогии;
- развитие номинативной функции речи;
- выразительное интонирование стихотворения при рисовании росчерков;
3) коррекционно-развивающие:
- развитие зрительно-пространственных ориентировок, формообразующих движений, зрительно-моторной и речедвигательной координации;
- формирование операций анализа и синтеза, абстрагирования;
4) воспитательные:
5)
- воспитание правильной рабочей позы во время письма, умения переходить от одного вида деятельности к другой вместе с одноклассниками; воспитание аккуратности, настойчивости в выполнении работы.
Оборудование:образец прописной буквы р,картинки слов для звуко-буквенного анализа, сюжетные картинки для составления предложений, карточки для дописывания слов, листы нелинованной бумаги для росчерка «Рыбка», полоски для составления схемы предложения, карточки с прописной буквой Р из бархатной бумаги.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Руки вверх поднимем – раз!
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать,
Не качаться, не дрожать.
Три - опустили руки вниз,
Стой на месте, не вертись.
Вверх - раз, два. Три, четыре - вниз!
Повторяем, не ленись!
Будем делать повороты,
Выполняйте все с охотой.
Раз - налево поворот,
Два - теперь наоборот.
Так, ничуть, не торопясь,
Повторяем 8 раз.
Руки на поясе, ноги шире!
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
2. Фонематическая разминка
-Какой звук первый в этих словах: Рома, рысь, роза?
-Какой звук в этих словах последний: шар, сыр, мир?
- Какой буквой обозначается этот звук?
- В каком домике живет эта буква? Почему?