Урок обучения грамоте №3 (чтение)

Тема: Чтение слов и предложений с р, текста «Наши картины».

Цель: Формирование навыка чтения слогов, слов и предложений с буквой Р.

Задачи:

1) образовательные:

- формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза двусложных и трехсложных слов с изученными буквами, умения соотносить прочитанное слово, предложение с картинкой;

2) по развитию речи:

- упражнения в составлении предложений из 3-5 слов по данному образцу,

- практическое использование предлогов У и С в предложениях,

- обучение дословному пересказу услышанного и прочитанного текста с опорой на картинку.

3) коррекционно-развивающие задачи:

-развитие слухоречевой памяти с опорой на зрительный образ,

сукцессивных процессов (соблюдение последовательности слов в предложении и предложений при пересказе с опорой на серию картинок, определение последовательности букв, слогов в словах), наблюдательности, умения делать простые умозаключения с опорой на вопросы и картинки,

-формирование операции абстрагирования (соотнесение слоговой схемы и прочитанного слова);

4) воспитательные задачи:

- воспитание любознательности, правильного поведения на уроке.

Оборудование: карточки с цепочками слогов, предметные картинки (мухомор, корзина, картина, шары пузыри, мальчики), сюжетные картинки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент:

Физкультминутка (см. урок №1)

2. Работа с календарем(см. урок №1)

Артикуляционная гимнастика.

1) Как рычит собака? (хором и по одному)

2) Чтение слоговых цепочек и договаривание с опорой на картинку.

ОР – ОР – ОР У Ромы топор.

РЫ – РЫ – РЫ У Иры шары.

РИ – РИ – РИ У Риты пузыри.

4. Проверка домашнего задания (стр. 74)

Чтение букварной странице по цепочке.

Составление слов из букв разрезной азбуки. Работа с загадками.

1)Загадка №1

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый …(мухомор).

(Учитель показывает картинку с изображением мухомора. Дети делят слово на слоги, составляют слово о слогам из букв разрезной азбуки. Читают составленное слово. Отвечают на вопрос:

- Можно ли есть мухоморы? Почему?)

2) Загадка №2

За грибами в лес пошли,

Что мы взять с собой должны? (корзина)

(Учитель оказывает картинку. Проводится аналогичная работа. Дети отвечают на вопрос:

- Зачем нужна коринка в лесу?)

3) Загадка №3

Нарисована красиво

На стене висит …(картина)

(Аналогичная работа. Вопрос:

- Что нарисовал художник на картине?)

Физкультминутка

Речка

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе - раз, это- брасс.

Одной, другой - это кроль.

Все, как один, плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Вороны

Вот под ёлочкой зелёной

Скачут, прыгают вороны.

Кар-кар, кар-кар-кар.

Кар-кар, кар-кар-кар.

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали.

Кар-кар, кар-кар-кар.

Кар-кар, кар-кар-кар.

Только к ночи умолкают,

С нами вместе засыпают.

Кар-кар, кар-кар-кар.

Кар-кар, кар-кар-кар.

7. Чтение с подготовкой

На доске:

Ро – Ро – ма

Ра – И – ра

Ри – Ри – та

- Прочитать слова. Что они обозначают? (Имена детей)

- Назовите имена девочек. Назовите имена мальчиков.

8. Чтение слов по слоговым таблицам.

1) Сканворд

Урок обучения грамоте №3 (чтение) - student2.ru Урок обучения грамоте №3 (чтение) - student2.ru Урок обучения грамоте №3 (чтение) - student2.ru Урок обучения грамоте №3 (чтение) - student2.ru пу ри вал

Урок обучения грамоте №3 (чтение) - student2.ru зы со

- Прочитайте слоги.

- Составьте два слова: первое слово заканчивается на выделенный слог, а второе – начинается с этого слога.

- Составьте предложение из двух слов, ответив на вопрос:

- Кто рисовал? (обращается внимание на форму слова: не рисовала, а рисовал)

- Дополните предложение, ответив на вопрос:

- Что рисовал … (имя мальчика)?

2) Чтение слов, отличающихся одним слогом

Урок обучения грамоте №3 (чтение) - student2.ru шо

Урок обучения грамоте №3 (чтение) - student2.ru хо – ро

ши

(Учитель составляет предложения с этими словами)

хар

Урок обучения грамоте №3 (чтение) - student2.ru Урок обучения грамоте №3 (чтение) - student2.ru За

мок

(Дети читают слова и подбирают к ним картинки)

Работа с букварём (стр. 75)

1) Чтение задания «Вы нас узнали?»

Дети читают первую чистоговорку и находят к ней картинку.

- О ком идет речь?

- Покажите, где Рома?

- Как узнали?

Аналогичная работа проводится и со следующими двумя чистоговорками.

2) Слушание текста «Наши картины»

- Прочитайте имена мальчиков на карточках (на доске)

Захар Рома

- Сейчас я буду читать вам текст, а вы подумайте, что нарисовал Захар, а что нарисовал Рома. Вам помогут картинки, прочитайте подписи к ним.

На доске висят картинки и карточки со словами: пузыри, шары, розы, мухомор. Дети читают слова, разделённые на слоги.

(Учитель читает текст. Дети выбирают, что нарисовал Рома, а что нарисовал Захар).

3) Чтение текста по цепочке с выполнением заданий.

- Читаем 1 предложение.

- Найдите на картинке, где Рома.

- Читаем 2 предложение.

- Найдите на картинке в учебнике Захара.

- Читаем 3 предложение.

- Какие картины нарисовали дети?

(Повторное чтение текста одним учеником)

4) Пересказ текста по картинкам одним учеником (учитель помогает вопросами при затруднениях)

5) Соотнесение слого-звуковой структуры слов (мухомор, корзина, картина) и слого-звуковых схем.

- Чтение слов.

- Рассмотрите 1-ую схему слова.

- Сколько слогов в зашифрованном слове?

- Сколько букв в 1-м слоге?

- Сколько букв во 2-м слоге?

- Сколько букв в 3-м слоге?

- Какие слова подходят к первой схеме слова?

(Аналогично проводится работа со второй схемой)

Итог урока

- Назовите имена детей, про кого мы сегодня узнали, читая наш букварь?

- Какие картинки нарисовали Рома и Захар?

10. Домашнее задание

Чтение букварной страницы 75.

Урок обучения грамоте №4 (письмо)

Тема: Прописная буква Р. Письмо односложных и двусложных слов с буквой Р.

Цель урока: сформировать умение писать заглавную букву Р, закрепить написание строчной буквы р, слогов и слов со строчной и прописной буквой р.

Задачи:

1) образовательные:

- формирование навыков правильного графического изображения строчной и прописной буквы Рр, правильного расположения элементов букв на рабочей строке;

- развитие звуко-буквенного анализа односложных и двусложных слов, членения предложения на слова;

2) по развитию речи:

- составление предложения из трёх слов, дополнение предложений по аналогии;

- развитие номинативной функции речи;

- выразительное интонирование стихотворения при рисовании росчерков;

3) коррекционно-развивающие:

- развитие зрительно-пространственных ориентировок, формообразующих движений, зрительно-моторной и речедвигательной координации;

- формирование операций анализа и синтеза, абстрагирования;

4) воспитательные:

5)

- воспитание правильной рабочей позы во время письма, умения переходить от одного вида деятельности к другой вместе с одноклассниками; воспитание аккуратности, настойчивости в выполнении работы.

Оборудование:образец прописной буквы р,картинки слов для звуко-буквенного анализа, сюжетные картинки для составления предложений, карточки для дописывания слов, листы нелинованной бумаги для росчерка «Рыбка», полоски для составления схемы предложения, карточки с прописной буквой Р из бархатной бумаги.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Руки вверх поднимем – раз!
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать,
Не качаться, не дрожать.
Три - опустили руки вниз,
Стой на месте, не вертись.
Вверх - раз, два. Три, четыре - вниз!
Повторяем, не ленись!
Будем делать повороты,
Выполняйте все с охотой.
Раз - налево поворот,
Два - теперь наоборот.
Так, ничуть, не торопясь,
Повторяем 8 раз.
Руки на поясе, ноги шире!

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

2. Фонематическая разминка

-Какой звук первый в этих словах: Рома, рысь, роза?

-Какой звук в этих словах последний: шар, сыр, мир?

- Какой буквой обозначается этот звук?

- В каком домике живет эта буква? Почему?

Наши рекомендации