Тема 11. Организация работы Центра лечебной педагогики
Цель: ознакомить студентов с организацией работы РБОО « Центр лечебной педагогики» (г. Москва)
Просмотр и анализ видеофильма о работе центра лечебной педагогики в г. Москве.
Вопросы для обсуждения:
1. Цели и задачи работы центра.
2. Структура центра и общая характеристика основных подразделений.
3. Роль и место социально - педагогической службы. Формы и методы сотрудничества социального педагога со специалистами центра.
4. Объем помощи. Поддержка семьи.
5. Защита прав детей.
6. Издательская деятельность центра.
7. Подготовка специалистов.
8. Результаты работы.
9. Финансирование.
Тема 12. Актуальные вопросы лечебной педагогики
Занятие проводится в форме конференции по актуальным вопросам лечебной педагогики. Студенты защищают рефераты (тематика определяется заранее по выбору студента) (см. п.8).Список литературы студент составляет самостоятельно, руководствуясь при этом рекомендуемой литературой.
Основная литература:
1. Василькова , Ю.В., Василькова ,Т.А. Социальная педагогика. Лекция 18 / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова.- М.,2000.
2. Герзовский, А.С. Лечебная педагогика и ее научное обоснование/ А.С. Герзовский.- Сочи,1999.
3. Дубровский, А.А. Жемчужина России // Педагогический поиск/ А.А. Дубровский.- М.,1999.
4. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция / В.П. Кащенко. - М., 2000.
5. Здоровьесберегающее обучение и воспитание/ Под научной редакцией В.И. Андреева. - Казань, 2000.
6. Беляева, И.П. Как помочь больному ребенку обрести себя/ И.П. Беляева. - М.,1999.
7. Томас Й.Вейс. Как помочь ребенку? Опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах. - М.: Центр вальдорфской педагогики,1992.- 167 С.
9. Штейнер, Р. Здоровое развитие телесно-физического как основа свободного
проявления душевно-духовного/ Р. Штейнер. - Калуга.1995.
10. Я., Корчак. Как любить ребенка/ Я. Корчак. - М.,2000.
Дополнительная литература
1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6 т.Т.5. Основы дефектологии/ Л.С. Выготский. - М.,1983.
2. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии/ Л.С. Выготский. - М.,1995.
3. Гирелов, А.А. Педагогические системы обучения и воспитания детей с ослабленным здоровьем/ А.А. Гирелов. - М.,1996.
4. Гирелов, А.А. Научные основы лечебной педагогики/ А.А. Гирелов. - М.,1999.
5. Гонеев А.Д. , Лифинцева Н.И. , Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред В.А. Сластенина. – М.,1999.
6. Дефектология: Словарь-справочник. М.: Новая школа,1996.
7. Дубровский, А.А. Жемчужина России / Педагогический поиск/ А.А. Дубровский. М., 1994.
8. Дубровский, А.А. Лечебная педагогика / А.А. Дубровский. - Анапа, 1999.
9. Дубровский, А.А. Педагогика в действии ( опыт обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии)/ А.А. Дубровский. - Анапа,1992.
10. Дубровский, А.А. Открытое письмо врача педагогу / А.А. Дубровский. - М,1989.
11. Жукова, Н.С., Мастюкова, М., Если ваш ребенок отстает в развитии /Н.С. Жукова, М., Мастюкова. - М.,1993.
12. Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страхов / А.И. захаров.- М.,1995
13. Захаров, А.И Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. - М.,2000.
14. Зинкевич – Евстигнеев, Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеев. -СПб.,2000.
15. Кривцова, Е.В.,Мухаматулина, Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками/ Е.В. Кривцова, Е.А. Мухаматулина. - М.,1997.
16. Лапшин, В.А., Пузанов, Б.П. Основы дефектологии/ В.А. Лапшин,Б.П. Пузанов. - М.,1990.
17.Личко, Е.А. Психопатия и акцентуация характера у подростков/ Е.А. Личко. - Л., 1983.
18. Лэндрет. Игровая терапия: искусство отношений. - М.,1994.
19. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей/ В.И. Лубовский. - М.,1989.
20. Лубовский, В.И. и др. Концепция стандарта общего образования для детей с оганиченными возможностями здоровья / Национальный центр стандартов и мониторинга образования/ В.И. Лубовский. - М.,1996. -Вып.5. - Педагогическая технология.
21. Практикум по арттерапии / сост. А.И. Копытин.- М.,2000.
22. Проблема интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в массовую общеобразовательную школу / под ред .Т.М. Косыревой . - М.,1997.
23. Раттер, М. Помощь трудным детям/. - М.,1987.
24. Рыбакова, Н.А. Психотерапевтическая педагогика/ Н.А. Рыбакова. - Псков ,1999.
25. Роджерс, К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие методы в области практической работы / К.Р. Роджерс. - М.,1999.
26. Томас Й. Вейс. Как помочь ребенку? Опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл общинах. - М.,1992.
27. Филичева, Т.Б. Лечебная педагогика. - Саратов ,2000.
28. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей « группы риска»/ сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - М.,1999.
29. Р. Штейнер. Здоровое развитие телесно- физического как основа свободного проявления душевно- духовного. - Калуга.,1995.
30. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.,1990.
Тематика рефератов
1. Лечебная педагогика как наука.
2. Лечебная педагогика в системе социальных институтов и ее правовые основы.
3. Научные основания лечебной педагогики
4. Основные этапы развития отечественной лечебной педагогики.
5. Внедрение в лечебную педагогику современных достижений педагогической, психологической и методической наук.
6. Состояние здоровья современных школьников. Причины его ухудшения. Факторы риска и защиты.
7. Забота о здоровье детей как составляющая охранно - защитной функции социального педагога.
8.Методы лечебной педагогики. Критерии их выбора.
9. Характеристика нетрадиционных методов лечебной педагогики.
10. Зарубежный опыт воспитания и обучения детей с ОВЗ.
11. Отечественный опыт лечебной педагогики.
12. Валеологическая модель деятельности социального педагога.
13. Современные технологии лечебной педагогики.
14. Современные педагогические системы воспитания и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
15. Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребенка с ОВЗ.
16. Система помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ (в России, за рубежом). Проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Принципы и формы сотрудничества социального педагога с семьей.
17. Правовое и нормативное обеспечение развития реабилитационных служб на федеральном и региональном уровнях в помощь семье и детям.
18. Программы и модели реабилитационных служб на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (цели, задачи, основные направления)
19. Назначение, структура и функции работы центра лечебной педагогики.
20. Сущность и основные направления индивидуальной работы с детьми с ОВЗ.
21. Формы и методы работы с детьми с особыми образовательными нуждами.
22. Основные тенденции и актуальные проблемы развития современной лечебной педагогики.
Требования к оформлению реферата.
1. Объем 17- 20 печатных листов.
2. Обязательно наличие плана.
3. Во введении кратко излагаются: актуальность темы, оценка степени ее разработанности, цели, задачи, теоретическая база, а также необходимо раскрытие основных подходов и позиции самого автора (примерно 10 % текста)
4. В заключении студент должен обобщить изложенное.
5. Список литературы не менее 15 источников.
6. Реферат должен быть аккуратно оформлен; на цитаты должны быть сноски с указанием выходных данных источников (точное наименование работы, год и место издания, страница)
7. При написании реферата студент может пользоваться общим списком
литературы к курсу.
Студент может предложить свою тему, если она соответствует проблематике курса и согласована с преподавателем.
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
7.1. Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Здоровьесберегающее обучение и воспитание / Под научной редакцией В.И. Андреева. - Казань, 2000.
2. Дубровский, А.А. Лечебная педагогика: Учеб. пособие. - Анапа 2000.
3. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. Кн. Для учителя / В.П. Кащенко. - М., 2000.
Дополнительная литература:
1. Беляева, И.П. Как помочь больному ребенку обрести себя/ И.П. Беляева. - М.,1999.
2. Василькова , Ю.В., Василькова ,Т.А..Социальная педагогика. Лекция 18 / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова.- М.,2000.
3. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии/ Л.С. Выготский. - М.,1995.
4. Гонеев, А.Д. , Лифинцева, Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. – М, 1999.
5. Гирелов, А.А. Педагогические системы обучения и воспитания детей с ослабленным здоровьем/ А.А. Гирелов. - М.,1996.
6. Герзовский, А.С. Лечебная педагогика и ее научное обоснование/ А.С. Герзовский.- Сочи,1999.
7. Дубровский, А.А. Жемчужина России // Педагогический поиск/ А.А. Дубровский.- М.,1989.
8. Дубровский, А.А. Открытое письмо врача педагогу/ А.А. Дубровский. - М,1989.
9. Жукова, Н.С., Мастюкова, М., Если ваш ребенок отстает в развитии/Н.С. Жукова, М., Мастюкова. - М.,1993.
10. Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страхов/ А.И. захаров.- М., 1995.
11.Зинкевич – Евстигнеев, Т.Д. Практикум по сказкотерапии/ Т.Д. Зинкевич – Евстигнеев. -СПб.,2000.
12. Кривцова, Е.В.,Мухаматулина, Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками/ Е.В. Кривцова, Е.А. Мухаматулина. - М.,1997.
13. Лапшин, В.А., Пузанов, Б.П. Основы дефектологии/ В.А. Лапшин,Б.П. Пузанов. - М.,1990.
14. Личко, Е.А. Психопатия и акцентуация характера у подростков/ Е.А. Личко. - Л., 1983.
15. Лэндрет. Игровая терапия: искусство отношений. - М.,1994.Томас Й.Вейс. Как помочь ребенку? Опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах. - М.: Центр вальдорфской педагогики,1992.- 167 С.
16. Лубовский, В.И. и др. Концепция стандарта общего образования для детей с оганиченными возможностями здоровья / Национальный центр стандартов и мониторинга образования/ В.И. Лубовский. - М.,1996. -Вып.5. - Педагогическая технология.
17. Практикум по арттерапии / сост. А.И. Копытин.- М.,2000.
18. Проблема интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в массовую общеобразовательную школу / под ред .Т.М. Косыревой . - М.,1997.
19. Раттер, М. Помощь трудным детям/ М. Раттер. - М.,1987.
20. Рыбакова, Н.А. Психотерапевтическая педагогика/ Н.А. Рыбакова. - Псков ,1999.
21. Роджерс, К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие методы в области практической работы / К.Р. Роджерс. - М.,1999.
22.Томас Штейнер, Р. Здоровое развитие телесно-физического как основа свободного проявления душевно-духовного/ Р. Штейнер. - Калуга.1995.
23. Я., Корчак. Как любить ребенка/ Я. Корчак. - М.
7.2. Методические указания студентам
Разделы и темы для самостоятельного изучения | Виды и содержание самостоятельной работы |
Тема 1. Лечебная педагогика как предмет и наука. Понятийный аппарат лечебной педагогики | Составить (в письменной форме) словарь основных терминов (глоссарий) на основе анализа литературных источников (с ссылкой на авторов) |
Тема 2. Систематика и статистика нарушений человека | Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) и подготовка к участию в тематической дискуссии |
Тема 3. Валеологическая модель деятельности социального педагога | Разработать и представить в письменном варианте валеологическую модель деятельности социального педагога. На основе изучения ее по источнику «Справочная книга социального педагога» В.Г. Овчаровой.- М..2002. |
Тема 5. Лечебная педагогика в системе социальных институтов и ее правовые основы | Работа с нормативными документами и законодательной базой Анализ, Конспектирование |
Тема 6. Зарубежный и отечественный опыт лечебной педагогики | Конспектирование, подготовка сообщения к семинару |
Тема 7. Методы лечебной педагогики | Письменная работа «Современные методы лечебной педагогики в работе педагога» |
Тема 8. Современные педагогические системы воспитания и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями | Проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовка докладов на конференцию |
Тема 9. Современные технологии лечебной педагогики | Конспект 2,3 технологий (по выбору студента). Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации. - М.,1998. |
Тема 11. Организация работы центра лечебной педагогики | На основе проработки материала учебного занятия разработать модель работы центра лечебной педагогики. Особое внимание уделить работе в нем отделений социально- правовой и психолого- педагогической помощи семье и детям. |
Тема 12. Актуальные проблемы лечебной педагогики. | Подготовка доклада на конференцию |
Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (экзамен). При этом проводятся: экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д.
Разработка презентации по теме лекции *
Необходимо разработать презентацию в программе MS Power Point по теме лекции (на выбор студента). Структура презентации:
№ кадра | Содержание кадра | Примечания |
Презентация по теме лекции «……..» курса «Теоретическая педагогика». Разработал студент 2 курса ДО …/… группы ФИО Дата разработки. | Цвет шрифта должен быть контрастным по отношению к фону кадра. Применяемые цвета должны быть психологически комфортными для зрительного восприятия. Размер шрифта – не менее 14pt. | |
Структура ресурса. | Студент самостоятельно определяет количество и название законченных в смысловом отношении частей ресурса, которые будут представлены (план лекции). | |
3….n | Тексты определений, перечни функций, свойств, признаков и т.п., структурные блок-схемы. | Наличие гиперссылок приветствуется и повышает оценку ресурса. |
Закл. | Заключительный кадр должен содержать перечень источников, по которым можно более детально изучить представляемую тему. | В перечне должно быть указано 5 источников. Три источника – названия учебников (книг) с точным указанием страниц, на которых раскрывается содержание представляемой темы. Два других источника – ссылки на Интернет-ресурсы по представляемой теме. |
* количество кадров презентации студент определяет самостоятельно, однако содержательная часть презентации (кадры 3….n) должна содержать не менее 7 кадров.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Разработка презентации оценивается по 10-балльной шкале (от 6 до 10 баллов в зависимости от качества презентации).
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК:
10 БАЛЛОВ – презентация включает не менее 7 кадров основной части. В презентации полностью и глубоко раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы, четко определена структура ресурса, отсутствуют фактические (содержательные), орфографические и стилистические ошибки. Представлен перечень источников, оформленный согласно общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.
9 БАЛЛОВ – презентация включает не менее 7 кадров основной части. В презентации полностью и глубоко раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы, четко определена структура ресурса, отсутствуют фактические (содержательные) ошибки, однако присутствуют незначительные орфографические и стилистические ошибки (не более трех). Представлен перечень источников, оформленный согласно общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.
8 БАЛЛОВ – презентация включает не менее 7 кадров основной части. В презентации полностью раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы; четко определена структура ресурса; имеются незначительные фактические (содержательные) ошибки и орфографические и стилистические ошибки (не более трех). Представлен перечень источников, оформленный согласно общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах не в полной мере соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.
7 БАЛЛОВ – презентация включает менее 7 кадров основной части. В презентации не полностью раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы; четко определена структура ресурса; имеются незначительные фактические (содержательные) ошибки и орфографические и стилистические ошибки (не более трех). Представлен перечень источников, однако оформление не соответствует общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах не в полной мере соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.
6 БАЛЛОВ – презентация включает менее 7 кадров основной части. В презентации не раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы; не четко определена структура ресурса; имеются фактические (содержательные) ошибки и орфографические и стилистические ошибки. Представлен перечень источников, однако оформление не соответствует общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах не соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.
7.3 Методические рекомендации преподавателю
1. Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.
2. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.
3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.
4. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.
5. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель - формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:
· изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;
· логичность, четкость и ясность в изложении материала;
· возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;
· опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;
· тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.
Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.
6. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала:
- формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту;
- определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;
- выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;
- подбор литературы для преподавателя и студентов;
- при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя:
- составление плана семинара из 3-4 вопросов;
- предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару;
- предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллютени, статистические данные и др.);
- создание набора наглядных пособий.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:
- полнота и конкретность ответа;
- последовательность и логика изложения;
- связь теоретических положений с практикой;
- обоснованность и доказательность излагаемых положений;
- наличие качественных и количественных показателей;
- наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;
- уровень культуры речи;
- использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:
- качество подготовки;
- степень усвоения знаний;
- активность;
- положительные стороны в работе студентов;
- ценные и конструктивные предложения;
- недостатки в работе студентов;
- -задачи и пути устранения недостатков.
После проведения первого семинарского курса, начинающему преподавателю целесообразно осуществить общий анализ проделанной работы, извлекая при этом полезные уроки.
7. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.
8. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность –главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
Примерные вопросы к экзамену
1. Лечебная педагогика как наука. Задачи, предмет, объект, отрасли, связь ее с другими науками.
2. Лечебная педагогика в системе социальных институтов и ее правовые основы.
3. Научные основания лечебной педагогики
4. Из истории развития лечебной педагогики. Вклад В.П. Кащенко и А.А. Дубровского в ее развитие.
5. Состояние здоровья современных школьников. Причины его ухудшения. Факторы риска и защиты.
7. Пути формирования ЗОЖ. Валеологическая модель деятельности социального педагога.
8. Классификация методов лечебной педагогики. Общая характеристика методов.
9. Характеристика нетрадиционных методов лечебной педагогики. Критерии выбора методов.
10. Зарубежный опыт воспитания и обучения детей с ОВЗ.
11. Отечественный опыт лечебной педагогики (по выбору студента)
12.Современные технологии лечебной педагогики.
13.Современные педагогические системы воспитания и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
14. Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребенка с ОВЗ.
15. Система государственной помощи детям с ОВЗ.
16. Система помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ (в России, за рубежом).
17. Государственная политика в области специального образования. Нормативно- правовые постановления и документы, отражающие политику государства по отношению к детям с особыми образовательными потребностями и ОВЗ. Российская федеральная программа «Дети России» и ее взаимодействие с региональными и местными программами.
18. Программное обеспечение на региональном уровне по работе с семьями детей – инвалидов.
19. Структура центра и общая характеристика основных подразделений. Роль и место социально- педагогической службы. Формы и методы сотрудничества социального педагога со специалистами центра.
20. Проблемы психогигиены детей в условиях семейного и школьного воспитания.
21.Современные тенденции и актуальные проблемы развития лечебной педагогики.
22. Внедрение в лечебную педагогику современных достижений педагогической, психологической и медицинской наук.
В помощь студентам