Тема 6 . Зарубежный и отечественный опыт лечебной педагогики
Антропософская лечебная педагогика Р. Штейнера. Система лечебной педагогики Т. Вейса и К. Кенига. Опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах. Лечебная педагогика Я. Корчака.
Опыт лечебной педагогики в России, основные научные школы лечебной педагогики и их общая характеристика. Идеи В.П. Кащенко и современность. Система современной лечебной педагогики А.А. Дубровского. Сравнительная характеристика зарубежных и отечественных подходов в лечебной педагогике. Системный подход, всесторонне учитывающий личность ребенка при оценке его состояния, при построении системы реабилитации и адаптации - как важнейшее требование современной отечественной лечебной педагогики.
Основная литература:
1. Дубровский, А.А. Лечебная педагогика: Учеб. пособие / Дубровский А.А. - Анапа ,1999.
2. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. Кн. Для учителя / В.П. Кащенко. - М., 2000.
3.Я. Корчак. Как любить ребенка/ Я.Корчак. - М.,2000.
Дополнительная литература:
1. Дубровский, А.А. Жемчужина России./ Педагогический поиск / А.А. Дубровский. - М.,1994.Хрестоматия.
2. Обучение и воспитание детей « группы риска» / Сост. В.М.Астапов ,Ю.В. Микадзе. - М.,1998.
3. Томас Й.Вейс. Как помочь ребенку? Опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах. - М.: Центр вальдорфской педагогики,1992.
4. Р.Штейнер. Здоровое развитие телесно-физического как основа свободного
проявления душевно-духовного. - Калуга.1995.
Тема 7. Методы лечебной педагогики
Общая характеристика методов лечебной педагогики. Различные подходы к их классификации. Убеждение и внушение в системе методов лечебной педагогики. Общие и специальные методы лечебной педагогики.
Психотерапевтические методы: трудотерапия, петтерапия, иппотерапия, аретотерапия, имаготерапия, игротерапия, логотерапия, мориатерапия, арттерапия: музыкотерапия, сказкотерапия, изотерапия, куклотерапия и др.
Библиотерапия. Критерии выбора методов лечебной педагогики и условия повышения эффективности их применения.
Учет специфических особенностей и категорий детей.
Основная литература:
1. Дубровский, А.А. Лечебная педагогика: Учеб. пособие / Дубровский А.А. - Анапа ,1999.
2. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. Кн. Для учителя / В.П. Кащенко. - М., 2000.
3. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. Пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов и др ; под ред. Н.М. Назаровой. 3-е изд., испр. - М.,2004.
Дополнительная литература
1. Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страхов/ А.И. Захаров. - М.,1995.
2. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. - М.,2000.
3. Зинкевич-Евстигнеев, Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич- Евстигнеев. - СПб.,2000.
4. Лэндрет, Л. Игровая терапия:искусство отношений / Л. Лэндрет. - М., 1994
5. Маллер А.Р. Специальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - М., 2000.
6. Практикум по арттерапии / Сост.А.И. Копытин. СПб.,2000.
7. Роджерс, К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие методы в области практической работы/ К.Р. Роджерс. - М.,1999.
Тема 8. Современные педагогические системы воспитания и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Современные педагогические системы воспитания, обучения и социальной интеграции детей и взрослых с ограниченными возможностями. Понятие о сегредации и интеграции в лечебной педагогике. Сегредационные и интеграционные модели педагогических систем в лечебной педагогике. Виды интеграции. Их достоинства и недостатки, возможности реализации применительно к той или иной группе детей с ограниченными возможностями.
Основная литература:
1. Гиряев, А.А. Педагогические системы обучения и воспитания детей с ослабленным здоровьем / А.А. Гиряев. - М., 2003.
2. Дубровский, А.А. Педагогика в действии (опыт обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии) / А.А. Дубровский. - Анапа.,1999.
3. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. Пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов и др ; под ред. Н.М. Назаровой. 3-е изд., испр. - М.,2004.
Дополнительная литература:
1. Буянов, М.И. Беседы о детской психиатрии / М.И. Буянов. - М.,1986.
2. Беляева, И.П. Как помочь больному ребенку обрести себя/ И.П. Беляева. - М.,1999.
3. Маллер А.Р. Специальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - М., 2000.
4. Проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями в массовую общеобразовательную школу/ Под ред . Т.М.Косыревой. - М.,1997.