За несвоевременную сдачу лабораторной работы оценка снижается на 2 балла.
ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННУЮ СДАЧУ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ ОЦЕНКА СНИЖАЕТСЯ НА 2 БАЛЛА.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 ТЕМА: РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ВОСПИТАНИЕ
Цели:развить представления о взаимосвязи понятий «развитие личности» и «воспитание»; сформировать умение оперировать этими и другими понятиями темы; провести анализ различных подходов к данным понятиям на культурологической основе.
1. Из учебников, справочников, словарей, пособий по педагогике, выпишите определения следующих понятий:
Понятие | Определение | Источник информации |
Личность | ||
Воспитание | ||
Развитие личности | ||
Формирование личности | ||
Социализация личности |
2. Установите иерархию следующих понятий: 1) воспитание человека, 2) образование личности, 3) социализация личности, 4) педагогический процесс. Заполните схему.
3. В п.1.1 вы дали определения ряда понятий. Повторите их в нижеследующей таблице и найдите общее во всех понятиях, а также различие.
Понятие | Общее | Различие |
Развитие - | ||
Формирование - | ||
Социализация - | ||
Воспитание - |
4. Как вы понимаете высказывание, приведенное в Российской педагогической энциклопедии:
«Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»?
Я понимаю это как_______________________________________________________________
5. Раскройте суть (сущность) влияния на развитие личности приведенных в таблице факторов.
Что здесь самое важное?
Факторы | Суть влияния |
Наследственность | |
Деятельность | |
Географическая среда | |
Социальная среда | |
Общение | |
Воспитание |
Самое важное (назвать и аргументировать)
Разные науки опираются на различную возрастную периодизацию. Заполните таблицу, сравните результаты, сделайте выводы.
В возрастной физиологии | В медицине | В педагогике | Ведущий тип деятельности |
Новорожденность (первые 10 дней) | Новорожденность (первые Ъ-4 недели) | ||
Грудной возраст (10 дней- 1 год) | Грудной (младший ясельный) возраст (4 недели - 1 год) | ||
Раннее детство (1-3 года) | Предшкольный (старший ясельный) возраст (1 -Згода) | ||
Первое детство (4-7 лет) | Дошкольный возраст (3-7 лет) | ||
Второе детство (8-12 лет) | Младший школьный возраст (7- 12 лет) | ||
Подростковый возраст (13-15 лет) | Подростковый возраст (13-15 лет) | ||
Юношеский возраст (17-21 год) | Старший школьный возраст (16 - 18 лет) |
Сравнение. Выводы
7. Что такое «акселерация»? Выберите наиболее полный и точный ответ:
1) процесс активной деятельности личности;
2) ускоренное формирование интеллектуальных сил личности;
3) проявление настойчивости личности в достижении поставленных задач;
4) ускоренное физическое развитие детей, проявляющееся в последнее столетие;
5) ускоренное психическое и физическое развитие личности в подростковом возрасте.
Ответ:
Отразите свое мнение по поводу особенностей развития школьников, выбрав любой из двух последних возрастных периодов из п. 6.
Особенности развития | Мальчики | Девочки |
Физиологическое, физическое развитие | ||
Отношение к окружающим | ||
Отношение к себе |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2.
ТЕМА: ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ФУНКЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Дели:сформировать у студентов понятие о процессе обучения, его структуре; развивать представление о мотивах обучения и способах активизации познавательной деятельности учащихся.
1. Что такое «дидактика»? Отметьте правильный ответ:
1) теория обучения и образования;
2) теория воспитания;
3) теория обучения;
4) часть педагогики, рассматривающая вопросы методики преподавания отдельных учебных предметов;
5) теория обучения, образования и воспитания.
Ответ:
Обоснование ответа
Определите иерархию следующих понятий: частная методика, педагогика, дидактика.
Какая из приведенных ниже схем правильно отражает структуру процесса обучения?
Дайте пояснения.
1) 2)
Пояснения _____________________________________________
7. Какие из перечисленных ниже функций являются функциями процесса обучения?
1) коррекционная;
2) образовательная;
3) диагностическая;
4) воспитательная;
5) развивающая;
6) оздоровительная.
Ответ:__________________________________________________________________
Перечислите основные компоненты Примерной государственной учебной программы по предмету вашей специализации для 5–9 классов и внесите их в схему в определенной логической последовательности.
9. По различным источникам информации (например: Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2003. С.132-134) представьте характеристику теорий отбора содержания образования. Заполните таблицу:
Теория отбора содержания образования | Исторический период | Сущность теории | Достоинства | Недостатки |
Диалектический материализм | ||||
Формализм | ||||
Утилитаризм | ||||
Структурализм |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4. ТЕМА: МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
Цель:сформировать понятие о методах обучения и их структуре.
1. Найдите ответ или дайте собственный вариант ответа на вопрос «Что такое метод
обучения»?:
1) взаимосвязанные способы деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач
обучения;
2) способ взаимосвязанной деятельности учащихся, обеспечивающий усвоение содержания
образования;
3) систематически применяемый способ работы учителя с учащимися, позволяющий ученикам развивать умственные способности и интересы;
4) упорядоченная и систематическая деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения;
5) часть теории обучения;
Ответ:____________ Собственный вариант ответа:______________________________
К какому понятию относятся способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается усвоение знаний, умений и навыков, развиваются познавательные способности и формируется мировоззрение школьников?
1) принцип обучения;
2) организационная форма обучения;
3) структура урока;
4) содержание образования;
5) метод обучения;
6) методический прием.
Ответ:____________ Собственный вариант ответа:
Ответ
8. Познакомьтесь с системой педагогического контроля и учета педагога В.Ф.Шаталова (Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. - М.: Просвещение, 1987). Охарактеризуйте эту систему, пользуясь следующей таблицей.
Суть системы педагогического контроля и учета | Достоинства данной системы | Недостатки данной системы |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7.
ТЕМА: ГУМАНИЗМ И ИННОВАЦИИ В ПЕДАГОГИКЕ. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ.
ЦЕЛЬ:сформировать представление о сущности личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов в обучении; раскрыть основные подходы к построению гуманного образования в ОУ.
1. Ответьте на вопрос: «Гуманизм- это:
1) признание ценности человека как личности;
2) забота о благе человека, уважение к человеческому достоинству;
3) совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей»?
Ответ:____________ Собственный вариант ответа:______________________________
2. Укажите признаки, относящиеся к понятию «гуманизация образования»:
1) обучение и воспитание ведется в соответствии с природой человека;
2) учет индивидуальных особенностей в обучении и воспитании;
3) отсутствие наказаний;
4) введение в обучение большого количества гуманитарных дисциплин;
5) развивающий характер обучения и воспитания;
6) создание гуманистической основы взаимоотношений учителя и ученика;
Ответ:____________ Собственный вариант ответа:______________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9
ТЕМА: БАЗОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ.
Цели:усвоить сущность понятия «содержание воспитания»; раскрыть соотношение содержания воспитания и содержания образования, их взаимосвязь;
1. Ответьте на вопрос. Содержание воспитания- это:
1) система знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений;
2) достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений;
3) общие идеи о построении природы и жизни общества;
Ответ:____________ Собственный вариант ответа:______________________________
2. Укажите признаки, относящиеся к понятию «содержание воспитания»:
1) внешнее выражение воспитания;
2) умственное воспитание; 4Ь
3) целенаправленность (наличие социального ориентира);
4) соответствие культурно-историческим ценностям;
5) личность воспитателя;
6) самовоспитание;
7) личность воспитанника.
Ответ:____________ Собственный вариант ответа:______________________________
3. Установите иерархию следующих понятий:
а) этапы развития;
б) методы воспитания;
в) содержание воспитания;
г) цели и задачи процесса воспитания;
д) условия протекания процесса воспитания,
е) формы воспитательной деятельности.
4. Как выглядит содержание воспитания в рамках различных концепций воспитания? Заполните следующую таблицу.
Концепция воспитания | Содержание воспитания |
Воспитание с целью обеспечить выживание (адаптацию, приспособление) | |
Воспитание гражданина | |
Воспитание гуманистическое | |
Воспитание личности, способной к самореализации | . |
5. Среди перечисленных утверждений выберите те, которые выражают особенности содержания воспитательного процесса: 1) целенаправленность; 2) многофакторность; 3) уважение к личности; 4) длительность; 5) непрерывность; 6) воспитание чувств; 7) комплексность; 8) экономичность; 9) вариативность; 10) двусторонний характер; 11) содружество с семьей.
Ответ:
Собственный вариант ответа:
Ответ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 12.
ТЕМА: ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Цель:сформировать представление о сущности понятия «воспитательная система школы» и его структуре.
1. Ответьте на вопрос. Воспитательная система школыэто:
1) учебно-воспитательная, внеклассная и внеурочная деятельность школы;
2) учителя и ученики школы, объединенные общими воспитательными целями;
3) совокупная деятельность школы на основе объединяющей педагогической идеи, направленная на оптимальное достижение поставленных воспитательных целей и задач.
Ответ:____________ Собственный вариант ответа:______________________________
Ответ
6. Предложите свой вариант продолжения мысли Н.И.Пирогова:«Чтобы судить о ребенке
справедливо и верно, родителям нужно не переносить его из его сферы в свою, а.................. ».
{Пирогов Н.И. Быть и казаться//Избр. пед. соч. -М., 1985. -С. 95).
Ответ: «Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, родителям нужно не переносить его из его
сферы в свою, а......................... ».
ТЕМА: СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
И САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
ЦЕЛЬ:охарактеризовать систему образования как фактор личностного и профессионального самоопределения и самореализации учащихся
ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННУЮ СДАЧУ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ ОЦЕНКА СНИЖАЕТСЯ НА 2 БАЛЛА.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 ТЕМА: РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ВОСПИТАНИЕ
Цели:развить представления о взаимосвязи понятий «развитие личности» и «воспитание»; сформировать умение оперировать этими и другими понятиями темы; провести анализ различных подходов к данным понятиям на культурологической основе.
1. Из учебников, справочников, словарей, пособий по педагогике, выпишите определения следующих понятий:
Понятие | Определение | Источник информации |
Личность | ||
Воспитание | ||
Развитие личности | ||
Формирование личности | ||
Социализация личности |
2. Установите иерархию следующих понятий: 1) воспитание человека, 2) образование личности, 3) социализация личности, 4) педагогический процесс. Заполните схему.
3. В п.1.1 вы дали определения ряда понятий. Повторите их в нижеследующей таблице и найдите общее во всех понятиях, а также различие.
Понятие | Общее | Различие |
Развитие - | ||
Формирование - | ||
Социализация - | ||
Воспитание - |
4. Как вы понимаете высказывание, приведенное в Российской педагогической энциклопедии:
«Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»?
Я понимаю это как_______________________________________________________________
5. Раскройте суть (сущность) влияния на развитие личности приведенных в таблице факторов.
Что здесь самое важное?
Факторы | Суть влияния |
Наследственность | |
Деятельность | |
Географическая среда | |
Социальная среда | |
Общение | |
Воспитание |