Работа студена на лабораторномзанятии.
Лабораторные занятия
РАЗДЕЛ: 1.
ИСТРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЛАСТЬ
НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.
Цель:- уточнить и закрепить знания по содержанию раздела;- формирования практические умения через разные формы учебно-познавательской деятельности на занятии( составление эссе, работа с кластером, рефератом, составление ребусов, плана содержания темы);- развивать интерес к учебной дисциплине.
ТЕМА: 1.1. История развития педагогики и образования
В зарубежной педагогике.
Основные этапы в развитии « истории педагогики» и цели каждого этапа.
Подходы, раскрывающие историю развития педагогики как науки. Школы и образование в период Средневековья, их содержание, цели.
Эпоха Возрождения, ее идеи: - о роли человека в обществе, - образование и его цели у представителей философской и педагогической мысли.
Своеобразие рыцарского воспитания его содержание, цели. Осмысление истории педагогической мысли как фактор формирования профессиональной культуры будущего учителя. Образование как часть исторического социально-культурного процесса. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества.
Предварительная работа студента ( самостоятельная внеаудиторная работа): составление эссе, написание реферата ,составление таблицы: 1. историческая эпоха, 2. цели принципы образования, 3. содержания воспитания и образования,4. образовательные и воспитательные учреждения (школы), 5. формы организации воспитательно - образовательного процесса, 6. представители философии ипедагогической мысли исторического периода)
Работа студена на лабораторномзанятии.
Задание № 1. Работа в творческих подгруппах.( 3 или 4 подгруппы- зависит от количества студентов). Работа проводится -15 минут.
А. Объяснить, почему натакие этапы разделено развитие «история педагогики»? Учитывается доказательность ответа подгруппы.
Основные этапы в развитии « истории педагогики» и цели каждого этапа.
Оценивается работа до 7 баллов.
Б. Работа проводится 25 мин. Обсуждение проблем по рефератам на темы:
1.-Инновационные направления в обучении.
2.-Новые парадигмы воспитания (гуманистическая концепция воспитания, концепция
школы и педагогики за рубежом.
3.-Школа и педагогика США, Англии, Франции, Японии, Германии.
Оценивается работа до- 10 баллов.
Задание № 2. Работа с подготовленной таблицей. Работа проводится -20 минут.
А. Анализ качества выполненной самостоятельной работы.
Содержание таблицы включает разделы:1. Историческая эпоха, 2. Цели принципы образования, 3. Содержания воспитания и образования,4. Образовательные и воспитательные учреждения (школы), 5. Формы организации воспитательно– образовательного процесса, 6. Представители философии ипедагогической мысли исторического периода)
Оценивается работа до 12 баллов.
*Задание № 3. Конкурс на лучшее эссе.Каждая защита идёт -5 минут.
Защита эссе по темам:
1. Школы и образование в период Средневековья, их содержание, цели.
2. Эпоха Возрождения, ее идеи: - о роли человека в обществе, - образование и его цели у представителей философской и педагогической мысли.
3. Своеобразие рыцарского воспитания его содержание, цели.
4. Осмысление истории педагогической мысли как фактор формирования профессиональной культуры будущего учителя.
5. Образование как часть исторического социально-культурного процесса.
6. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития
Оценивается двумя баллами: 1.- 5 баллов за содержание эссе ; 2. за защиту эссе – 5 баллов.
*Задание № 4.Индивидуальная работа. Работа оценивается до 15 баллов.
Проверка задания из первого семинара, выполненное самостоятельно. Каждый студент выполняет все темы.
Рефераты к вопросам 7,8,9. Защита в творческих группах каждой темы. Работа проводится 25 минут .
Литература:
1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. // под. Ред. З.И. Васильевой. М., АСАДЕМА, 2004г. с.85 -100. 101 -120. 121 -137. 138 -156.
2. Джуринский А,Н. История образования и педагогической мысли. М., ВЛАДОС-пресс. 2004г.с. 26- 34.35 -40.41- 63..
3. Латышина Д.И, История педагогики. // История образования и педагогической мысли. М., Гардарики. 2002г с. 161 -166.175 -182.
4. История педагогики в России. // Хрестоматия, сост. С.Ф.Егоров.М., АСАДЕМА 1999г.
5. Дополнительная литература, определяется выбором студента.
ТЕМА 1.2.: Развитие образования и воспитания в педагогической
Задание 3.
1. Сформулируйте «Золотое правило» дидактики Я.А. Коменского.
2. Составить аннотацию на фрагмент произведения Ж.Ж.Руссо « Эмиль, или о воспитании».
3. Составить аннотацию на фрагмент произведения Дж. Локка «Мысли о воспитании»
Обсуждение аннотаций – 12 мин. Оценивается -8 баллов.
*Задание № 4Ролевая игра « Я – гид по интересной стране».
Работа проводится-15 мин. Оценивается правильность и достоверность подготовленного материала. ( текст в письменной форме).
Проведение подготовленной заочной экскурсии в одну из школ выбранной страны.
Оценивается работа – 7 баллов.
Литература.
1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. // под. Ред. З.И. Васильевой. М., АСАДЕМА, 2004г. с.85 -100. 101 -120. 121 -137. 138 -156.
2. Джуринский А,Н. История образования и педагогической мысли. М., ВЛАДОС-пресс. 2004г.с. 26- 34.35 -40.41- 63..
3. Латышина Д.И, История педагогики. // История образования и педагогической мысли. М., Гардарики. 2002г с. 161 -166.175 -182.
4. История педагогики в России. // Хрестоматия, сост. С.Ф.Егоров.М., АСАДЕМА 1999г.
5. Дополнительная литература, определяется выбором студента.
Задание № 1. Заседание круглого стола.
на темы: «Воспитание в семье Никитиных , их актуальность», « Проблемы современной семьи», « Воспитание детей в разных типах семьи» .
Работа творческих групп : педагоги, семья, юристы искусствоведы, литераторы
Оценивается работа до 20 баллов.
*Задание № 2. Самостоятельная работа.
Написать тезисы статьи на 5 п. листов, интервал 1,5 , шрифт 14 размера а темы:
1. Проблемы современной семьи,
2. Воспитание детей в разных типах семьи .
3. Сравнительный анализ проблем воспитания в разные исторические эпохи
4. Жанры искусства, раскрывающие семью как фактор воспитания.
Литература.
1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. // под. Ред. З.И. Васильевой. М., АСАДЕМА, 2004г. с.85 -100. 101 -120. 121 -137. 138 -156.
2. Джуринский А,Н. История образования и педагогической мысли. М., ВЛАДОС-пресс. 2004г.с. 26- 34.35 -40.41- 63..
3. Латышина Д.И, История педагогики. // История образования и педагогической мысли. М., Гардарики. 2002г с. 161 -166.175 -182.
4. История педагогики в России. // Хрестоматия, сост. С.Ф.Егоров.М., АСАДЕМА 1999г.
5. А.С. Макаренко . О воспитании .М., идд: Политическая литература, 1980.
6. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание. М., 1980
7. Дополнительная литература, определяется выбором студента.
Задание № 1. Анализ составленных эссе
на темы:
1. Положения педагогической теории и практики А.С.Макаренко.
2. А.С. Макаренко о целях, содержании и методах воспитания.
3. Проблема коллектива и личности в теории и практике А.С.Макаренко и ее современные
трактовки.
4. Воспитание в труде как средство социального воспитания в педагогическом наследии А.С. Макаренко.
5. Идеи А.С. Макаренко в современной школе. Новые подходы к оценке педагогического наследия
6. Характеристика деятельности органов самоуправления в воспитательных учреждениях А. С.Макаренко.
Работа проводится 15 мин. Оценивается работа до 8 баллов.
*Задания № 2. Работа с аннотациями.
А. Анализ аннотаций на книги А.С. Макаренко «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях».
Защита аннотаций в течение –20 минут( Оценивается работа до 12 баллов.
*Задания № 3. Работа над составлением тезисов.
Б. Составить тезисы по отрывкам из текста «Педагогической поэмы» с подбором примеров, иллюстрирующих деятельность органов самоуправления в коллективе.
Оцениваются тезисы до 10 баллов.
Задание № 4. Работа с кластером. Индивидуальное задание.
А. Составить кластер на наследие А.С. Макаренко.
Литература.
1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. // под. Ред. З.И. Васильевой. М., АСАДЕМА, 2004г. с.85 -100. 101 -120. 121 -137. 138 -156.
2. Джуринский А,Н. История образования и педагогической мысли. М., ВЛАДОС-пресс. 2004г.с. 26- 34.35 -40.41- 63..
3. Латышина Д.И, История педагогики. // История образования и педагогической мысли. М., Гардарики. 2002г с. 161 -166.175 -182.
4. История педагогики в России. // Хрестоматия, сост. С.Ф.Егоров.М., АСАДЕМА 1999г.
5. А.С. Макаренко . О воспитании .М., идд: Политическая литература, 1980.
6. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание. М., 1980
7. Дополнительная литература, определяется выбором студента.
Эксперимента.
Задание № 1.
А.Найти ответы на вопросы:
- В чём Сухомлинский видел проблемы гражданского и гуманистического воспитания ?
- В чём вы видите новаторство в педагогическом наследии В.А.Сухомлинский ?
–Какое содержание в эстетическом и нравственном воспитании выделял В.А. Сухомлинский?
Б. Составить кластер на педагогическое наследие В.А. Сухомлинского.
Оценивается работа А- 6 баллов, Б.- 5 баллов.
Задание № 2. Работа с книгой В.А.Сухомлинского. Работа проводится -20 минут.
1. Студент определяет сам свой выбор книги или главы по педагогическому наследию В.А. Сухомлинского.
Оценивается работа.- 5 баллов
Задание № 3. Составление эссе.
Тема: В.А.Сухомлинский о требованиях к учителю («Сто советов учителю», «Разговор с молодым директором школы»).
Оценивается работа А- 6 баллов,.
Задание № 4. Беседа по вопросам.
1. Педагогическая деятельность С.Т. Шацкого.
2. Педагогический опыт С.Т. Шацкого и его актуальность.
3. Составить кластер на педагогическое наследие С.Т. Шацкого
Работа оценивается – 1-2- до 5 баллов, 3- до 4 баллов.
Задание № 4. Составление презентации( графически)
Опыт педагогической деятельности С.Т. Шацкого.
Литература.
1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. // под. Ред. З.И. Васильевой. М., АСАДЕМА, 2004г. с.85 -100. 101 -120. 121 -137. 138 -156.
2. Джуринский А,Н. История образования и педагогической мысли. М., ВЛАДОС-пресс. 2004г.с. 26- 34.35 -40.41- 63..
3. Латышина Д.И, История педагогики. // История образования и педагогической мысли. М., Гардарики. 2002г с. 161 -166.175 -182.
4. История педагогики в России. // Хрестоматия, сост. С.Ф. Егоров.М., АСАДЕМА 1999г.
5. А.С. Макаренко . О воспитании .М., идд: Политическая литература, 1980.
6. Сухомлинский В.А. Сердце от даю детям .М., 1980.
7. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М., 1980.
8. Сухомлинский В.А.Павлышенская школа. М., 1988.
9. Сухомлинский В.А. Как к воспитать настоящего гражданина. М., 1980.
9. Дополнительная литература, определяется выбором студента.
Литература.
1.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. // под. Ред. З.И.
Васильевой. М., АСАДЕМА, 2004г. с.85 -100. 101 -120. 121 -137. 138 -156.
2 .Джуринский А,Н. История образования и педагогической мысли. М., ВЛАДОС-пресс.
2004г.с. 26- 34.35 -40.41- 63..
3. Латышина Д.И, История педагогики. // История образования и педагогической мысли.
М., Гардарики. 2002г с. 161 -166.175 -182.
4. История педагогики в России. // Хрестоматия, сост. С.Ф.Егоров.М., АСАДЕМА 1999г.
5. А.С. Макаренко . О воспитании .М., идд: Политическая литература, 1980.
6:. А, С. Макаренко. Книга для родителей . М., 1980.
7. Сухомлинский В.А. Сердце от даю детям. М., 1980
8. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М.. 1980.
8. Дополнительная литература, определяется выбором студента.
Семинарское занятие № 7
Цели:- Развивать умения, творческие способности студентов в процессе работы над тезисами.; развивать аналитические умения и синтезировать имеющие знания, определяя их актуальность для современной педагогики и практики в процессе анализа составленных педагогического наследия;- развивать профессиональные умения и желания работать по теме.
Задания № 1. Индивидуальная работа.
1 . Написать рецензию на статью К.Д.Ушинского «Родное слово».
2.. Составить тезисы статьи К.Д.Ушинского «Труд в его психическом ивоспитательном значении».
Оценивается работа- 8 баллов.
Задание № 2. Анализ педагогического наследия. Работа проводится 25 минут.
Темы для обсуждения:
- Идея народности в воспитании
- Связь педагогической теории с практикой. Анализ учебников и детской литературы, созданных К.Д.Ушинским и Л.Н.Толстым.
- Дидактические идеи К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого.
Оценивается работа- 10 баллов.
Задание № 3.
Составление презентации (графической).
- Связь педагогической теории с практикой и анализ учебников и детской литературы, созданных К.Д.Ушинским и Л.Н.Толстым.
- Дидактические идеи К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого.
Литература.
1.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. // под. Ред. З.И.
Васильевой. М., АСАДЕМА, 2004г. с.85 -100. 101 -120. 121 -137. 138 -156.
2 .Джуринский А,Н. История образования и педагогической мысли. М., ВЛАДОС-пресс.
2004г.с. 26- 34.35 -40.41- 63..
3. Латышина Д.И, История педагогики. // История образования и педагогической мысли.
М., Гардарики. 2002г с. 161 -166.175 -182.
4. История педагогики в России. // Хрестоматия, сост. С.Ф.Егоров.М., АСАДЕМА 1999г.
5. А.С. Макаренко . О воспитании .М., идд: Политическая литература, 1980.
6:. А, С. Макаренко. Книга для родителей . М., 1980.
7. Сухомлинский В.А. Сердце от даю детям. М., 1980
8. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М.. 1980.
8. Дополнительная литература, определяется выбором студента.
Семинарское занятие № 8
Цели:- Развивать умения, творческие способности студентов в процессе работы над тезисами.; развивать аналитические умения и синтезировать имеющие знания, определяя их актуальность для современной педагогики и практики в процессе анализа и работы на коллоквиумена основе педагогического наследия ;- развивать профессиональные умения и желания работать по теме.
Тема: 1. 8. РАЗВИТИЕ ИДЕИ ГУМАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
Задание № 1.
1.Работас цитатами, подтверждающие гуманистические устремленияпредставителей эпохи Античной и Возрождения.
2. Работа с тезисами по изучению первоисточников и охарактеризовать развитие гуманистических тенденций в зарубежной и отечественной педагогике.
Задание № 2.
*А. Проведение коллоквиума на основе изучения первоисточников охарактеризовать развитие гуманистических тенденций в зарубежной и отечественной педагогике.
Тема: Идеи гуманизма и гармонического развития личности в трудах древнегреческих философов и ранних социалистов – утопистов.
*Б. Подготовить материал к разработке учебного проекта на тему: «Развитие идеи гуманизации воспитания и образования в истории мировой педагогики.
*3.В микрогруппах составитьмикродискуссию между педагогом-сторонником авторитарного воспитания и представителем гуманистическойпедагогики - Я.А.Коменский, Ж.-Ж. Руссо, А.Дистервег, Л.Н.Толстой,К.Н.Вентцель, В.А.Сухомлинский или др.
Литература.
1.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. // под. Ред. З.И.
Васильевой. М., АСАДЕМА, 2004г. с.85 -100. 101 -120. 121 -137. 138 -156.
2 .Джуринский А,Н. История образования и педагогической мысли. М., ВЛАДОС-пресс.
2004г.с. 26- 34.35 -40.41- 63..
3. Латышина Д.И, История педагогики. // История образования и педагогической мысли.
М., Гардарики. 2002г с. 161 -166.175 -182.
4. История педагогики в России. // Хрестоматия, сост. С.Ф.Егоров.М., АСАДЕМА 1999г.
5. А.С. Макаренко . О воспитании .М., идд: Политическая литература, 1980.
6:. А, С. Макаренко. Книга для родителей . М., 1980.
7. Сухомлинский В.А. Сердце от даю детям. М., 1980
8. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М.. 1980.
8. Дополнительная литература, определяется выбором студента.
Темы для контрольной работы:
1. Предмет, методология, функции истории педагогики и образования.
2. Образование как часть исторического социально-культурного процесса.
3. Происхождение воспитания. Воспитание в первобытном обществе.
4. Зарождение и развитие педагогической мысли в Древней Греции.
5. Идеи гуманизма и гармонического развития личности в трудах древнегреческих философов и
ранних социалистов – утопистов.
6. Я.А.Коменский – основоположник педагогики нового времени.
7. Педагогические взгляды Дж. Локка.
8. Педагогическая теория Ж.-Ж. Руссо.
9. Основные этапы и направления развития зарубежной педагогики и школы.
10. Концепция развивающего и воспитывающего обучения в трудах И.Г.Песталоцци, А.Дистервега,
И.Гербарта.
11. Вопросы воспитания в социальных учениях второй половины Х1Х в. (Р.Оуэн, Сен-Симон и др.).
12. Реформаторская педагогика (Д.Дьюи, Г.Кершенштейнер, А.Лай, Э.Мейман, Э.Торндайк).
Оценивается работа до -15 баллов.
Лабораторные занятия
РАЗДЕЛ: 1.
ИСТРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЛАСТЬ
НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.
Цель:- уточнить и закрепить знания по содержанию раздела;- формирования практические умения через разные формы учебно-познавательской деятельности на занятии( составление эссе, работа с кластером, рефератом, составление ребусов, плана содержания темы);- развивать интерес к учебной дисциплине.
ТЕМА: 1.1. История развития педагогики и образования
В зарубежной педагогике.
Основные этапы в развитии « истории педагогики» и цели каждого этапа.
Подходы, раскрывающие историю развития педагогики как науки. Школы и образование в период Средневековья, их содержание, цели.
Эпоха Возрождения, ее идеи: - о роли человека в обществе, - образование и его цели у представителей философской и педагогической мысли.
Своеобразие рыцарского воспитания его содержание, цели. Осмысление истории педагогической мысли как фактор формирования профессиональной культуры будущего учителя. Образование как часть исторического социально-культурного процесса. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества.
Предварительная работа студента ( самостоятельная внеаудиторная работа): составление эссе, написание реферата ,составление таблицы: 1. историческая эпоха, 2. цели принципы образования, 3. содержания воспитания и образования,4. образовательные и воспитательные учреждения (школы), 5. формы организации воспитательно - образовательного процесса, 6. представители философии ипедагогической мысли исторического периода)
Работа студена на лабораторномзанятии.
Задание № 1. Работа в творческих подгруппах.( 3 или 4 подгруппы- зависит от количества студентов). Работа проводится -15 минут.
А. Объяснить, почему натакие этапы разделено развитие «история педагогики»? Учитывается доказательность ответа подгруппы.
Основные этапы в развитии « истории педагогики» и цели каждого этапа.
Оценивается работа до 7 баллов.
Б. Работа проводится 25 мин. Обсуждение проблем по рефератам на темы:
1.-Инновационные направления в обучении.
2.-Новые парадигмы воспитания (гуманистическая концепция воспитания, концепция
школы и педагогики за рубежом.
3.-Школа и педагогика США, Англии, Франции, Японии, Германии.
Оценивается работа до- 10 баллов.
Задание № 2. Работа с подготовленной таблицей. Работа проводится -20 минут.
А. Анализ качества выполненной самостоятельной работы.
Содержание таблицы включает разделы:1. Историческая эпоха, 2. Цели принципы образования, 3. Содержания воспитания и образования,4. Образовательные и воспитательные учреждения (школы), 5. Формы организации воспитательно– образовательного процесса, 6. Представители философии ипедагогической мысли исторического периода)
Оценивается работа до 12 баллов.
*Задание № 3. Конкурс на лучшее эссе.Каждая защита идёт -5 минут.
Защита эссе по темам:
1. Школы и образование в период Средневековья, их содержание, цели.
2. Эпоха Возрождения, ее идеи: - о роли человека в обществе, - образование и его цели у представителей философской и педагогической мысли.
3. Своеобразие рыцарского воспитания его содержание, цели.
4. Осмысление истории педагогической мысли как фактор формирования профессиональной культуры будущего учителя.
5. Образование как часть исторического социально-культурного процесса.
6. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития
Оценивается двумя баллами: 1.- 5 баллов за содержание эссе ; 2. за защиту эссе – 5 баллов.
*Задание № 4.Индивидуальная работа. Работа оценивается до 15 баллов.
Проверка задания из первого семинара, выполненное самостоятельно. Каждый студент выполняет все темы.
Рефераты к вопросам 7,8,9. Защита в творческих группах каждой темы. Работа проводится 25 минут .
Литература:
1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. // под. Ред. З.И. Васильевой. М., АСАДЕМА, 2004г. с.85 -100. 101 -120. 121 -137. 138 -156.
2. Джуринский А,Н. История образования и педагогической мысли. М., ВЛАДОС-пресс. 2004г.с. 26- 34.35 -40.41- 63..
3. Латышина Д.И, История педагогики. // История образования и педагогической мысли. М., Гардарики. 2002г с. 161 -166.175 -182.
4. История педагогики в России. // Хрестоматия, сост. С.Ф.Егоров.М., АСАДЕМА 1999г.
5. Дополнительная литература, определяется выбором студента.
ТЕМА 1.2.: Развитие образования и воспитания в педагогической