Сборники научных трудов и статей
1. Подготовка научных работников высшей квалификации в России: теория, история и практика: сб. науч. тр. / сост. А. Н. Якушев. - Ставрополь: Сервисшкола, 2009. - Вып. 1. – 234 с.
2.Подготовка компетентного специалиста в условиях образовательного кластера: модели, технологии, качество: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 16 апреля 2009 г. / под ред. Е. А. Корчагина, Р. С. Сафина. - Казань: КГ АСУ, 2009. -198 с.
Учебники
1.Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.; под ред. Г. В. Дорофеева. - М.: Просвещение, 2009. – 367 с.
2.Петрова, Н. Н. География-6. Природа Земли и человек: учеб. географии для 6 кл. / Н. Н. Петрова, Н. А. Максимова. - 2-е изд., перераб. - М., Мнемозина, 2009.-412 с.
3.Профессиональная педагогика: учеб. / под ред. А. М. Новикова, Т. Ю. Ломакиной, В. А. Ермоленко и др. - М.: Эгвес, - 2009. – 290 с.
Учебные пособия
1.Алашкевич, Ю. Д. Гуманитарная составляющая специальных курсов при подготовке инженеров профиля «Оборудование лесного комплекса»: учеб. пособие / Ю. Д. Алашкевич. - Красноярск: СибГТУ, 2009. – 135 с.
2.Рутковская, Е. Л. ЕГЭ-2010. Обществознание: сб. заданий / Е. Л. Рутков-ская, О. А. Котова, Т. Е. Лискова и др. - М.: Эксмо, 2009. – 378 с.
3.Якушев, А. Н. Теория государства и права: система, структура, сущность и содержание: учеб. пособие для высш. шк. / А. Н. Якушев. - Ставрополь: Сервисшкола, 2009. -428 с.
Образовательные и другие программы
1.Горский, В. А. Основы лроектно-конструкторской деятельности: примерные программы технического профиля / В. А. Горский // Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование). - М., 2010. – 25 с.
2.Гурьянова, М. П. Программа и методика исследования деятельности социальных институтов по подготовке трудовых ресурсов для производственной и социальной сферы села / М. П. Гурьянова. - М.: ЙСП РАО, 2009. – 72 с.
3.Черкезова, М. В. Литература и музыка: программы элективных курсов для общеобразоват. учреждений с род. (нерус.) и рус. (нерод.) яз. обучения. 10-11 ют. / М. В. Черкезова. - М.: Дрофа, 2009. – 16 с.
Методические пособия и рекомендации
1.Алексашкина, Л. Н. Методика преподавания всеобщей истории новейшего времени в 9 классе: пособие для учителя / Л. Н. Алексашкина. - М.: Мнемозина. 2009.- 160 с.
2.Кадырова, Ф. М Управление развитием региональной системы профессионального образования: метод, рекомендации / Ф. М. Кадырова, А. В. Курганов. - Казань, 2009. – 32 с.
3.Профессионально-гуманитарные компетенции студентов в учреждениях среднего профессионального образования: метод, пособие для преподавателей дисциплин гуманитарного цикла / под науч. ред. Г. В. Мухаметзяновой. - Казань: Данис: ИПППО РАО, 2009. – 103 с.
Электронные издания образовательного назначения
1.Емельянова, М. Л. Электронные образовательные ресурсы к теме «А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума» / М. Л. Емельянова. - М.: «КМ», 2009. -Режим доступа: http: // fcior.edu.nvcatalog.pade.
2.Почекутов, СИ. Компьютерная графика: мультимедийный курс для студентов [Электронный ресурс] /СИ. Почекутов. - 1 CD-ROM. - 2 ГБ.
Статьи в научных и научно-методических изданиях
1.Алишев, Б. С. Социальные установки разного уровня генерализации // Социокультурные ценности, установки и мотивы учения современных, студентов: сб. науч. тр. / под ред. Б. С Алишева. - Казань: Отечество, 2009. – С.23-31.
2.Ермоленко, В. А. Прогнозирование развития образовательных программ: модели и инструментарий / В. А. Ермоленко // Нар. образование. - 2009. - № 6. –С. 16-20.
3.Пугачева, Н. Б. Форсайт-проектирование как механизм управления развитием профессионального образования / Н. Б. Пугачева // Подготовка компетентного специалиста в условиях образовательного кластера: модели, технологии, качество: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 16 апреля 2009 г. / под общ. ред. Е. А. Корчагина, Р. С Сафина. - Казань, 2009. – С.357-400.
Ссылки на приложения указывают их порядковым номером, например, в приложении 1 или (приложение 1).
В повторных ссылках на таблицы и иллюстрации следует указывать сокращенно слово «смотри», например: «см. табл. 1.3», «см. рис. 1.3»..
Особенности научного текста
Как уже отмечалось, курсовая работа является одной из форм научно исследовательской работы, описание которой осуществляется с помощью научного стиля речи. Поэтому необходимо остановиться на особенностях научной речи.
а) Формально логический способ изложения материала.Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности.
Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность. К сожалению, практика руководства курсовыми работами показывает, что при работе над ними студенты зачастую забывают о самом простом – связывать абзацы текста.
Существует целая система специальных функционально-синтаксических средств связи, специфичных именно для научной речи. К ним относятся конструкции связи, указывающие:
- на последовательность развития мысли (вначале; прежде всего; затем; во-первых; во-вторых; значит; итак и др.);
- на противоречивые отношения (однако; между тем; в то время как; тем не менее);
- на причинно-следственные отношения (следовательно; поэтому; благодаря; сообразно с этим; вследствие этого; к тому же);
- на переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к …; обратимся к …; рассмотрим …; остановимся на …; необходимо остановиться …; необходимо рассмотреть …)
- на итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение необходимо отметить; все сказанное позволяет сделать вывод; подведя итог; следует сказать …).
В качестве средств связи могут использоваться такие части речи, как местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные др.).
Существуют определенные правила и приемы объединения элементов научного текста в единое целое (микрокомпозиция текста). Логическая связность текста обеспечивается следующими средствами связи, которые приводятся в порядке, наиболее типичном для научных текстов:
- «в предыдущей главе (параграфе) была дана общая характеристика …»;
- «необходимо конкретизировать некоторые из высказанных ранее положений …»;
- «в настоящей главе (параграфе) предстоит прежде всего раскрыть …»;
- «следует отметить, что …»;
- «очень важно подчеркнуть, что …»;
- «несомненно, что подобный подход к проблеме является…»;
- «прежде чем перейти …»;
- «следует оговориться, что …»;
- «заключая настоящую главу (параграф), необходимо отметить, что при рассмотрении указанных факторов …»;
- «но следует указать на ряд обстоятельств ...»;
- «хотелось бы отметить, что приведенное ранее положение …»;
- «все это приводит к выводу …»;
- «а это не противоречит ...» и т.д.
б) Целенаправленность и прагматическая установка научной речи. Научный текст характеризуется тем, что в него включаются только точные, полученные в результате длительных наблюдений и научных экспериментов факты и сведения. Это требует точности их словесного выражения и использования специальной терминологии.
Специальные термины позволяют в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов и явлений. Термин выражает сущность данного явления, поэтому следует с большим вниманием выбирать научные термины и определения.
Недопустимо в одном тексте смешивать различную терминологию, а также употреблять профессионализмы, являющиеся разновидностью профессионального жаргона.
в) Грамматические особенности научной речи. Названные особенности существенно влияют на языково-стилистическое оформление текста курсовой работы. Научная речь отличается наличием большого количества существительных с абстрактным значением, а также отглагольных существительных (исследование, рассмотрение, изучении и т.п.).
Кроме того, в научной речи широко используются относительные прилагательные, которые с предельной точностью выражают достаточные и необходимые признаки понятий.
В научном языке полностью отсутствует экспрессия. Поэтому большинство прилагательных являются частью терминологических выражений и употребляются в роли местоимений (напр., прилагательное «следующие» заменяет местоимение «такие» и подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков).
Особую информационную нагрузку в научных текстах несут глаголы и глагольные формы. Они служат для выражения свойства предмета, а также употребляются при описании хода исследования (рассматриваемая проблема», «проведенное исследование» и т.д.).
В научной речи очень распространены указательные местоимения «этот», «тот», «такой». Они конкретизируют предмет и выражают логические связи между частями высказывания (например,: «Эти данные служат достаточным основанием для вывода. Не используются местоимения «что-то», «что-нибудь», «кое-что» из-за их неопределенности.
г) Особенности синтаксиса научной речи. Как уже отмечалось, научная речь характеризуется строгой логической последовательностью. Поэтому в ней отдельные предложения и части целого, все простые и сложные компоненты очень тесно связаны друг с другом, каждый последующий вытекает из предыдущего или являются следующим звеном в повествовании.
В научных текстах преобладают сложные союзные предложения и, как правило, сложноподчиненные предложения. Поэтому в них много составных подчинительных союзов: «благодаря тому, что», «между тем, как», «вместо того, чтобы», «ввиду того, что», «после того, как» и др.
Особенно часто употребляются производные отыменные предлоги «в течение…», «в соответствии…», «в результате..», «в связи…», «в отличие от…» и т.п.
д) Стилистические особенности научной речи. Стиль письменной научной речи – это безличный монолог. Поэтому, изложение, как правило, ведется от третьего лица. Форма первого лица употребляется сравнительно редко, а форма второго лица местоимений единственного числа не употребляется совершенно. Авторское «я» как бы отступает на второй план.
Иногда некоторые авторы выступают в своих работах во множественном числе, и вместо «я» употребляют местоимение «мы». Предпочтительно использовать конструкции, исключающие это местоимение. Такими конструкциями могут быть неопределенно-личные предложения (например, «Вначале изучают уровень волевого развития, а затем устанавливают его соответствие возрастным нормативам).
Также можно использовать предложения со страдательным залогом (например, «Разработаны комплексы игровых упражнений…»).
е) Качественные характеристики научной речи. Такими характеристиками, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность и краткость.
Смысловая точность – одно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность заключенной в тексте работы информации. Неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, позволить двояко толковать ту или иную фразу и придать всему тексту нежелательную тональность.
Не следует использовать канцеляризмы и злоупотреблять словами иноязычного происхождения, т.к. это может существенно искажать смысловую точность речи.
Ясность – необходимое качество научной речи, означающее умение писать доступно и понятно. Причинами неясности высказываний могут стать: употребление слов и словосочетаний с неопределенным или слишком обобщенным значением, неправильный порядок слов во фразе.
Краткость – также необходимое и обязательное качество научной речи, обозначающее умение избежать излишних слов. Каждое слово должно служить основной цели – как можно точнее и короче изложить суть дела. В связи с этим необходимо полностью исключить из текста слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки.
Многословие или речевая избыточность может создаваться за счет употребления:
- лишних слов. Например: «С этой целью были использованы имеющиеся методики изучения умственного развития…»;
- иностранных слов, дублирующих русские слова: вместо слов ординарный – обыкновенный, вместо игнорировать – не замечать, вместо детерминировать – определять и т.д.;
Другой разновидность многословия является тавтология - повторение одного и того же разными словами «схематический план», «двадцать человек испытуемых» и т. п.
ж) «Интеллектуальная» насыщенность текста. Существуют факторы, которые характеризуют «интеллектуальную» насыщенность текста. «Интеллектуально» насыщенным следует считать текст, в котором:
- отчетливо прослеживается движение мысли (логика) и общий ход изложения проблемы;
- используется четкая и определенная формулировка вводящей и заключительной фраз абзацев (например, «как известно …», «возникает …», «вследствие чего …», «в результате …», «на первый взгляд …», «может казаться …», «действительно происходит ...» и т.д.
- обеспечивается скважистость текста (отсутствие информационно излишних мест, общих рассуждений, тривиальностей, детализации, больших тематических отступлений;
- происходит постоянное сообщение нового материала.
Защита курсовой работы
Аттестация по курсовым работам по специальности (направлению) производится в виде ее защиты на заседании комиссии, назначенной заведующим кафедрой, в составе не менее трех преподавателей кафедры и в присутствии научного руководителя курсовой работы. Защита курсовых работ по специальности (направлению) проводится на кафедре.
Курсовые работы по специальности (направлению) до защиты рецензируются. Рецензирование осуществляется аспирантами, преподавателями или приглашенными специалистами. Работа в законченном виде представляется рецензенту не позднее чем за 5 дней до защиты. Студент - автор работы, имеет право ознакомиться с письменным отзывом до защиты курсовой работы.
Курсовая работа по специальности (направлению) подготовки допускается заведующим выпускающей кафедры к защите при условии законченного оформления курсовой работы, положительного отзыва научного руководителя, наличия рецензии и справки о плагиате. В случае недопуска курсовой работы к защите (отрицательного отзыва научного руководителя), научный руководитель проставляет в экзаменационной ведомости студенту неудовлетворительную оценку.
При защите курсовой работы по специальности (направлению) студенту предоставляется время для выступления, в котором студент докладывает об основных результатах работы. После выступления студент отвечает на вопросы комиссии, оглашаются письменные отзывы руководителя и рецензента, студент отвечает на имеющиеся в них вопросы и замечания.
Формой аттестации студента по курсовым работам по специальности (направлению) является зачет или дифференцированный зачет.
Студент, защищающий курсовую работу в пределах 8-10 минут, излагает мотивы выбранной темы, цель и задачи работы, основное содержание, педагогические рекомендации и выводы.
Аттестация студентов по выполнению курсовой работы:
Контрольвыполнения курсовой работы студентами осуществляется в соответствии с балльно-рейтинговой системой, утвержденной для данного вида работы. Балльная структура оценки-это совокупность максимально высоких баллов, которые могут быть получены студентом за различные виды академической деятельности (сбор информации, выполнение экспериментального исследования, оформление научного аппарата и т.д.) в течение всего периода работы над курсовой работой.