Глава 2. Нетрадиционные формы организации урока.
2.1. Нетрадиционные уроки и требования к ним.
С середины 70-х гг. в Отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному предмету.
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.
Взгляды педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.[11]
Развитие ребенка на уроках происходит по-разному. Все зависит от того, что именно понимается под развитием.
Если иметь ввиду, что развитие - это наращивание знаний, умений и навыков производить определенные действия (складывать, вычитать, анализировать, обобщать и развивать память, воображение и т. д.) - такое развитие обеспечивается именно традиционными уроками. Оно может идти быстро или медленно.
Если предпочитаете быстрый вариант - тогда необходимо обратиться к нетрадиционной организации урока.
Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.
При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.[12]
Признаки нетрадиционного урока:
1. Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
2. Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.
3. Привлекаются для организации урока люди разных профессий.
4. Эмоционального подъема учащихся через оформление кабинета, доски, музыки, использование видео.
5. Организация и выполнение творческих заданий.
6. Обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
7. Обязательно создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.
8. Обязательное планирование урока заранее.
Каждый педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые комфортны для него и соответствуют индивидуальным особенностям обучаемых:
а) авторские (человек, группа людей)
б) авторизованные (Шаталов, Пастухов)
в) новаторские (исследователи, экспериментаторы)
г) традиционные (делай как я)
д) использовать нетрадиционные уроки.[13]
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков:
1.Уроки - соревнования
2.Уроки - аукционы
3.Уроки, которые ведут учащиеся
4.Уроки - конкурсы
5.Бинарные уроки
6.Уроки - игры
7.Уроки - конференции
8.Интегрированные уроки
9.Уроки семинары
10.Уроки - экскурсии и т.д.
Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи.
Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.
Многие творчески работающие учителя стали использовать необычные разновидности урока, новые построения учебных занятий, в корне отличающиеся от так называемых нестандартных уроков классического образца.[14]
Нужно сказать, что хотя это авторские уроки, отражающие оригинальность мышления и творческие способности отдельных талантливых учителей, их формы, методы, приемы могут успешно применять и преподаватели других школьных дисциплин. Копировать нельзя, использовать опыт можно и полезно.
К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал. Предусматривается ход занятий с учетом уровня и особенностей как класса в целом, так и отдельных школьников, характера и способностей учеников, получивших конкретное задание, последовательность операций.
Проводя нестандартные уроки нужно пробудить у учащихся интерес к уроку. В этих целях проводятся разнообразные формы и методы обучения, тщательно подбираю занимательный дополнительный материал к уроку, технические и художественные средства, морально поощряю малейшие усилия и успехи ученика. Для этого хороши все средства - и интересный рассказ, и введение в урок элементов состязательности, и подбор проблемных заданий, и историческая справка и другие.
Все перечисленные средства являются неотъемлемой частью любого нетрадиционного урока.[15]
Примечателен тот факт, что при подготовке и проведении нетрадиционных уроков показатели активности как творческой, так и познавательной занимают центральное место в системе связей «учитель-ученик».
Изучение сущности и структуры любого урока приводит к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Это можно сказать и о нестандартном уроке.