Урок как основная форма организации процесса обучения

Урок как форма организации обучения прочно занял своё место в школе в качестве основной организационной формы обучения. Хороший урок-дело не простое.

Урок - это основная структурная единица учебного процесса в современной школе. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определённая часть более крупных блоков учебного материала.

Несмотря на неоспоримые преимущества урока как коллективной формы обучения, уроку присущ и ряд серьезных внутренних противоречий:

1 противоречие - между коллективным способом организации обучения и индивидуальным характером интеллектуальной деятельности, эмоционального реагирования, развития, темпа работы каждого учащегося.

2 противоречие - между регулярностью прямой (от учителя к ученику) и нерегулярностью обратной (от ученика к учителю) связи. Ученики получают все время от учителя информацию, задания, указания, инструкции, учитель воздействует на них самим стилем поведения, авторитетом, подходом; сам же учитель только выборочно, во время беседы, выслушивания ответов, наблюдения получает информацию о работе, затруднениях и успехах учеников.

3 противоречие - между задачами и развития разносторонней активности, в том числе практически-преобразующей, задачами включения школьников в реальную жизнь, подготовки их к жизни в обществе, творческому труду. Учащиеся слушают, читают, смотрят, решают задачи, в лучшем случае сидя за партой воспринимая и выражая все через слово.

4 противоречие - между реальным объемом конкретного учебного материала, временем, необходимым для изучения, и стандартными рамками урока.[6]

Для того, чтобы урок был эффективным, педагог должен находить способы постоянного разрешения его ведущих противоречий. От степени полноты, глубины разрешения противоречий зависят гармоничность урока, всей системы уроков, а в конечном счете- эффективность обучения в целом.

Для урока, как формы учебной работы, свойственны такие признаки:

1. имеет строго обозначенные рамки учебного времени;

2. на уроке, как правило, присутствует постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности к учебной работе;

3. каждый урок сводится на изучение одного предмета;

4. урок имеет дидактическую структуру;

5. урок строится, исходя из целей и задач обучения и развития, закономерностей и принципов учебного процесса;

6. урок в своей основе направлен на обучение, развитие и воспитание.[7]

К современному уроку предъявляется ряд требований: к общим требованиям относятся:

1. Реализация на каждом уроке всех функций обучения: образовательной, воспитательной, развивающей.

2. Использование на уроке новейших достижений правовой науки, передовой педагогической практики.

3. Построение урока на основе закономерностей учебно- воспитательного процесса.

4. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех принципов обучения.

5. Мотивация и активизация всех сфер личности учащихся.

6. Связи изучаемого материала с ранее изученной, опора на данный уровень развития учеников.

7. Установление на уроке осознаваемых учащимися межпредметных связей.

8. Обеспечение условий для продуктивной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей, потребностей и способностей.

9. Логичность и эмоциональность всех этапов урока.

10. Эффективность использования педагогических средств материальных и материлизованных средств обучения.

11. Связь учебного материала и работы на уроке с жизнью, личным опытом учащихся, производственной деятельностью.

12. Формирование у детей умение учиться, обучение их рациональным приемам мышления и деятельности.

13. Формирование у детей потребности постоянно пополнять объем знаний, овладевать новыми умениями и навыками, формирование потребности в саморазвития.

14. Диагностика, прогнозирование тщательно планирование урока.

Кроме общих требований к уроку есть требования, связанные с реализацией каждой функции обучения, а также психологические, организационные, управленческие, санитарно-гигиенические и другие требования.[8]

Уроки можно классифицировать: по целям, методам, средствам обучения. Традиционно считается классификация Казанцева, Есипова. По целям и месту в общей системе уроков. Согласно этой классификации выделяются 6 типов уроков:

1. Уроки изучения нового материала;

2. Уроки закрепления изученного материала;

3. Уроки обобщения и систематизации;

4. Уроки формирования умений и навыков;

5. Уроки контроля ( проверка знаний, умений и навыков);

6. Комбинированные уроки (включающие в себя элементы предыдущих типов).

Структура урока - это определенная последовательность его этапов, каждый из которых отличается характером решаемых задач, особенностями деятельности учителя и учеников, эмоциональным настроем. Каждый тип урока имеет свою структуру, способствующую месту, которое данный урок занимает в системе уроков.

Классическая, традиционная структура урока опирается на формальные ступени обучения, такие как:

1. Подготовка к усвоению новых знаний

2. Усвоение новых знаний и умений

3. Их закрепление и систематизация

4. Применение на практике.

Одним самым распространенным типом занятия является комбинированный урок. В его структуре в той или иной комбинации присутствуют все основные структурные элементы урока. На таком уроке совершается завершенный цикл усвоения школьниками учебного материала. Деятельность учителя и учащихся характеризуется активным взаимодействием и разнообразием видов учебной деятельности. Данный тип урока состоит из следующих этапов:

1. Организационный - дидактическая задача заключается в подготовке учащихся к работе на уроке

2. Проверка выполнения домашнего задания- дидактическая задача- проверка

3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности- дидактическая задача этого ориентирует на подготовку учащихся к тому виду деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока

4. Усвоение новых знаний -дидактическая задача определяет формирование у учащихся конкретных представлений об изучаемых фактах, понятиях, явлениях, их сущности и взаимосвязях

5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала- дидактическая задача состоит в установлении специфики осознанности его освоения.

6. Закрепление знаний - дидактическая задача заключается в организации деятельности учащихся по применению новых знаний

7. Обобщение и систематизация знаний- дидактическая задача состоит в обеспечении усвоения системы знаний и установлении межпредметных связей

8. Контроль и самоконтроль знаний - дидактическая задача ориентирует на проверку знаний и стимуляцию учащихся на самоконтроль и самообразование

9. Подведение итогов - дидактическая задача- дать анализ успешности образовательной деятельности и показать пути решения проблем в обучении.

10. Информация домашнем задании- дидактическая задача состоит в подготовке к выполнению рекомендаций учителя.[9]

Рассмотренные этапы не имеют жестко закрепленной последовательности, могут носить инвариантный характер и объединяться между собой, ориентируясь на целенаправленную учебно-познавательную деятельность учащихся и характеризуя также другие формы обучения.[10]

Каждый урок занимает определенное место в системе обучения данному предмету в данном классе по данному варианту учебного плана. Иными словами, ценность отдельно взятого урока в учебном процессе относительно невелика, если он « вырван» из общей системы учебных занятий. Усвоение урочного материала происходит не только на уроке, но и в процессе домашней работы ученика, а также при закреплении и обобщении на последующих занятиях.

Наши рекомендации