Методы активного социально-психологического обучения(МАСПО)
- методы активного обучения, целенаправленно реализующие социально-психологические закономерности активной учебной деятельности обучаемого в учебной или иной целевой группе. Это форма взаимодействия учащихся и обучающего, при которой преподаватель и студенты взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники (схема 2):
Схема 2: взаимодействия м/д участниками при использовании МАСПО
Использование активных методов социально-психологического обучения принципиально отличается от других методов обучения (табл.2):
Критерии | Традиционное обучение | Активные методы обучения | Активное социально-психологическое обучение |
1.Позиция учащегося. | Участие формальное. Подчеркиваются обязанности учащихся в выполнении правил и заданий. | Участие частично формальное. | Добровольность участия. Поддерживается тенденция принятия других. Присутствует эмоциональная поддержка и взаимное доверие. |
2.Позиция педагога. | Постоянное доминирующее эмоциональное воздействие личности учителя. Преобладает односторонняя коммуникация. Чувства учащихся подавляются и игнорируются. | Педагог стремится строить субъект-субъектные отношения, но не всегда имеет возможность учитывать эмоциональную сторону общения. | Преобладает двусторонняя коммуникация; занятия строятся на основе партнерского общения. Нормой является открытое и честное выражение чувств. Постоянная рефлексия того, что происходит в группе. |
3.Мотивация учащихся. | Пассивное накопление знаний, их репродуктивное воспроизведение, получение положительной оценки, одобрения "значимых других". | Рост поведенческой и профессиональной успешности в определенных ситуациях, заданных примененным методом. | Рост поведенческой и профессиональной успешности, гибкость мышления, самопознание, адекватная самооценка, успешное профессиональное самоопределение. |
4.Соотнесение целей занятий с целями учащихся. | Учащиеся часто принимают навязанные цели и не связывают их со своими индивидуальными потребностями. Отсутствует учет индивидуальных особенностей учащихся, осуществляется "усредненный" подход. | Цели выработаны педагогом, учащиеся подстраивают свои цели под цели обучения, согласованность между групповыми и индивидуальными целями частичная. | Цели ясны и выработаны совместно, существует согласованность между групповыми и индивидуальными целями. |
5.Распределение ответственности за результаты. | Ответственность за результаты несет педагог. | Ответственность за результаты несет педагог. | Ответственность за результаты несет как педагог, так и участники группы. |
6. Степень активности. | Пассивность или видимая активность учащихся. Отсутствие самостоятельности, слабая речевая двигательность. | Вынужденная активность, частичная самостоятельность, неравномерность в привлечении к активной деятельности всех участников образовательного процесса. | Проявление как внешней, так и внутренней активности всеми участниками образовательного процесса. |
7.Возможности коммуникаций в учебном процессе. | Учащиеся изолированы от общения друг с другом, а общение с преподавателем строго регламентировано. | Процесс общения проходит эпизодически, с ограничениями. | Происходит полноценный процесс общения между всеми участниками группы. |
8. Учет эмоционального состояния учащихся в сложившейся ситуации. Реализация психологического принципа "здесь и теперь". | В большинстве случаев игнорируется. | В большинстве случаев игнорируется. | Учитываются процессы, происходящие в группе в данный момент, переживаемые чувства, появляющиеся мысли и суждения. |
9. Степень внутренней мыслительной активности и проявления рефлексии у учащихся. | В большинстве случаев мышление репродуктивное, пассивное, редкое проявление творчества и инициативы. Отсутствие рефлексии. | Частично происходит процесс осознания, отдельные проявления творческой инициативы и продуктивного мышления. | Глубокая рефлексия, развивается гибкость мышления, поощряются инновации, оригинальные способы самовыражения. |