Научно-педагогической практики
Симферополь, 2012
СОСТАВИТЕЛИ:
Ващенко Л.Ф., заведующая кафедры педагогики и межъязыковых коммуникаций, доцент;
Котова О.А., старший преподаватель, ведущий специалист отдела практики и трудоустройства студентов.
Программа рассмотрена, обсуждена и одобрена на заседании кафедры педагогики и межъязыковых коммуникаций.
Протокол № 5 от «25» декабря_2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление…………………………………………………….…4
1.Организационные основы научно педагогической практики магистранта………………………………………………………5
1.1. Содержание научно-педагогической практики……………...…………………………………………..5
1.2. Организация и проведение научно-педагогической практики…………………………………………..……….…..…8
2. Руководство научно-педагогической практикой……………………………………..…………………12
2.1.Обязанности руководителей педагогической практики………………………………………………..……….12
2.2. Права и обязанности магистранта………………………..15
3. Структура и содержание научно-педагогической практики……………………….…………………………….….18
3.1. Программа подготовки и прохождения педагогической практики…………………………………………………….…..18
3.2.. Отчётная документация по научно-педагогической практике……………………………………………………...…21
4. Организационно-методические рекомендации по выполнению программы научно - педагогической практики…………………………………….……..……….……25
4.1. Методические рекомендации для подготовки и проведения лекции магистрантом…………………………………….…….27
4.2. Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских (практических) занятий…………………………………..……………….………33
Приложения…………………………………………….……….37
ВСТУПЛЕНИЕ
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования магистр должен быть подготовлен к научно- педагогической работе в качестве преподавателя высшего учебного заведения.
Содержание подготовки научно-педагогических кадров в магистратуре должно соответствовать требованиям, предъявляемым к преподавателю вуза. Современный педагогический процесс – явление многогранное, отражающее сложности и противоречия общественной жизни. Проблемы, возникающие в этом процессе, всё менее поддаются решению привычными способами. Возникает необходимость внедрять инновации в процесс обучения и преподавания (конструирование и проектирование учебно-воспитательного процесса, формулировка и творческое решение педагогических задач).
Продолжительность научно-педагогической практики составляет 3 недели и предусматривает изучение теоретических аспектов организации и реализации учебно - воспитательного процесса в высшей школе и участие магистранта в учебном процессе в форме подготовки и проведения лекционных, семинарских или практических занятий в присутствии руководителя научно-педагогической практики.
Научно-педагогическая практика предполагает ознакомление магистранта с научной литературой по дисциплинам, включенным в магистерскую программу, содержанием и особенностями образовательной деятельности в РВУЗ «КУКИиТ» и приобретение начального педагогического опыта под руководством руководителя научно-педагогической практики. Содержание и формы отчётности по результатам научно-педагогической практики согласовываются с научным руководителем магистранта и заведующим выпускающей кафедрой.
Настоящее учебно-методическое пособие направлено на оказание помощи магистранту в профессиональном становлении как будущего преподавателя высшей школы I-II уровней аккредитации.
I. Организационные основы научно педагогической практики магистранта
Содержание научно-педагогической практики
Основное назначение научно-педагогической практики как важнейшего компонента формирования технологической культуры будущего преподавателя – разработка проектов образовательного процесса, их реализация и анализ. При этом существует перенос теоретических знаний в реальную педагогическую деятельность.
Научно-педагогическая практика является составляющей частью сквозной программы практики студентов Крымского университета культуры, искусств и туризма. Это требует умения практически использовать знания из области педагогики и психологии (осуществлять оценку индивидуальных творческих способностей учеников и участников аматорских коллективов, обеспечивать их оптимальную организацию, общаться на деловом уровне), из дидактики и методик спецдисциплин (владеть разнообразными методами и формами обучения, уметь планировать ход учебного процесса в целом и конкретного занятия в частности).
Цель научно - педагогической практики: овладение знаниями, навыками и умениями для профессиональной педагогической деятельности. Подготовка магистров к выполнению функций преподавателя при проведение лекций семинаров и практических занятий; создание условий для досижения профессиональной компетентности в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к уровню подготовки магистра.
Задачи научно - педагогической практики:
1. Научить студентов методике подготовки и проведения учебных занятий: формулировать цель занятия, его главную идею и мировоззренческую направленность; отбирать учебный материал; применять наиболее эффективные методы и приемы обучения; составлять тексты и планы-конспекты занятий (лекций, семинаров).
2. Выработать навыки преподавания специальных дисциплин во всех его формах.
3. Выработать исследовательский подход к осуществлению педагогической деятельности, определяющий зрелость профессиональной позиции в инновационной образовательной деятельности.
4. Овладеть методикой использования технических средств обучения, наглядных пособий.
5. Овладеть методикой проверки знаний обучаемых, технологией контроля и оценки знаний.
6. Получить практику организации и проведения внеаудиторной работы.
7. Ознакомиться с планированием учебного процесса в вузе, на факультете и кафедре, с программами читаемых курсов, с передовым опытом преподавателей, с состоянием и использованием учебно-материальной и методической базы кафедры, университета.
С выполнением перечисленных задач студент получает право претендовать на получение второй специальности – преподавателя специальных дисциплин.
Содержание и задание практики конкретизируют теоретические и методические положения, которые содержаться в материалах таких дисциплин как «Высшее образование и болонский процесс», «Педагогика и психология высшей школы», «Педагогическое мастерство преподавателя», «Методика преподавания спецдисциплин в ВУЗе», «Педагогика», «Психология», «Теория и методика музыкального воспитания», «Музыкальная педагогика», «Музыкальная психология», «Методика преподавания вокала», «Методика работы с вокальным ансамблем», «Сценарное мастерство», «Сценическая речь», «Пластика», «Актерское мастерство», «Искусство балетмейстера», «Методика работы с хореографически коллективом», «Теория и методика преподавания народно-сценического танца», «Теория и методика преподавания классического танца», «Теория и методика преподаван6ия Современных форм танца», «Методология современного библиотечно-информационного менеджмента», «Организация и методика библиотековедческих, библиографических, книговедческих исследований», «Методология истории», «Полевые исследования музеев», «История музейного дела».
Программа научно-педагогической практики для каждого магистранта конкретизируется и дополняется в зависимости от специфики и характера выполняемой работы и отражается в Индивидуальном плане магистранта.
Научно-педагогическая практика включает в себя проведение следующих видов работ:
- ознакомление со структурой образовательного процесса в высшем образовательном учреждении и правилами ведения преподавателем отчетной документации;
- ознакомление с программой и содержанием читаемых курсов;
- ознакомление с организацией и проведением всех форм учебных занятий;
- самостоятельную подготовку планов и конспектов занятий по учебным дисциплинам;
- подбор и анализ основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой и целями занятий;
- разработку содержания учебного материала на современном научно-методическом уровне;
- методически правильное проведение различных видов учебных занятий (лекции, практические, семинарские и лабораторные занятия);
- осуществление научно-методического анализа проведенных занятий.
В период прохождения научно-педагогической практики студенты участвуют во всех видах научно-педагогической и организационной работы кафедры. Конкретное содержание научно-педагогической практики планируется научным руководителем студента-магистранта, согласовывается с руководителем программы подготовки магистров и отражается в отчете магистранта по научно-педагогической практике и в индивидуальном плане магистранта.