Классный руководитель в воспитательной системе школы.
Классный руководитель — учитель, организующий учебно — воспитательную работу в порученном ему классе. Он является организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика. Воспитательные задачи КР определяются запросами, интересами потребностями детей и родителей, условиями класса, школы, социума. Ф-ции КР. Главное в деятельности КР — содействие саморазвитию личности, реализации её творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребёнка. Выделяют 3 уровня ф-ций. 1-й уровень — педагогические и социальные ф-ции, относ. к группе целевых: воспитание уч-ся, соц. Защита ребёнка от неблагоприятных воздействий окр. среды, интеграция всех усилий педагогов для достижения поставленных воспитательных задач. 2-й уровень — соц.-психологические ф-ции и прежде всего — организаторская — поддержка положительной детской инициативы, связанной с совершенствованием жизни своего региона, микросреды и самих школьников, т.е. учитель помогает учащимся в организации разнообразной деятельности. Также важной на этом этапе является ф-ция сплочения кол-ва. 3-й уровень — управленческие ф-ции, к которым относятся диагностическая, целеполагания, контроля и коррекции. Права КР: получать информацию о физическом и психическом здоровье детей, контролировать успеваемость каждого ученика, посещаемость учебных занятий, координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса, получ. помощь от педколлектива школы, определять индивид. режим работы с детьми. Обязанности КР:организация в классе учебно-воспитательного процесса оптимального для развития положительного потенциала личности, оказание помощи ученику в решении острых проблем, установление контакта с родителями и оказание им помощи в воспитании детей . Формы работы КР с уч-ся: по видам д-ти (учебные, трудовые, спортивные), по способу влияния педагога(непосредственные и опосредованные), по времени проведения (кратковременные, продолжительные, традиционные), по субъекту организации(орган. яв-ся педагоги, родители, деятельность детей ор-ся на основе сотрудничества, инициатива и реализация принадлежат детям), по результату (резу. м/б: информационный обмен, выработка общего решения, общественно значимый продукт), по числу участников(индивидуальные[беседа, консультац, задушевный разговор], групповые массовые [спектакли , концерты, спорт. меропр.]).
18. Технологии личностно ориентированного образования, их общая характеристика.
Попытки реализовать в обществе культурологическую, гуманистическую, антропологическую, детоцентристскую парадигмы и соответствующую им универсальную (личностно ориентированную) модель образования приводят к выделению в отечественной педагогической науке и образовательной практике такого направления (типа) обучения, как личностно ориентированное обучение. Теория личностно ориентированного обучения появилась в 90-е годы ХХ века не на пустом месте. Она является воплощением идей гуманистической философии, психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Бернс и др.) и педагогики (М... Монтень, Э. Роттердамский, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Д. Дьюи, М. Монтессори, С. Френе, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.). В частности, большое значение для разработки теории и технологий личностно ориентированного обучения имели системы обучения и воспитания, предложенные в 60−80-е гг. ХХ века группой педагогов-новаторов (И.П. Иванов, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, Н.Н. Палтышев, М.П. Щетинин, Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Б.П. Никитин и др.). Современными исследователями личностно ориенти-рованного образования являются ученые-педагоги Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, А.В. Хуторской и другие.
Главную особенность личностно ориентированного обучения, составляет «признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса» (И.С. Якиманская). Целью личностно ориентированного обучения выступает развитие индивидуальности. Иначе говоря, «в центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях» (В.С. Кукушин и другие).
Основным принципом личностно ориентированного обучения является принцип субъектности ученика. Исходя из этого определяются содержание, методы обучения, а также стиль взаимоотношений учителя и ученика. Учитель не принуждает ученика изучать обязательный материал, а создает наилучшие условия для его саморазвития. В соответствии с этим ученику предоставляется возможность выбрать учебный материал, отвечающий его субъектности (целям, интересам, желаниям, способностям и т.д.). Ученик сам отбирает, изучает, анализирует, делает выводы. Упор делается не на запоминание, а на развитие самостоятельного мышления. При этом в содержание образования кроме научных знаний включаются методы и приемы познания, знания о том, как овладевать учебным материалом. Важно также понимать, что личностно ориентированное обучение невозможно без диагностики интеллектуального и духовного развития ученика.
Итак, педагог, осуществляющий этот тип обучения, нацелен на развитие личности ученика, проявляет внимание к его внутреннему миру, учитывает в процессе обучения субъектный опыт ученика. А.В. Хуторской сфор-мулировал принципы обучения, которые наряду с традиционными принципами характерны для личностно ориентированных технологий обучения:
- Принцип личностного целеполагания, предполагающий создание условий для самоопределения учащихся по отношению к изучаемому материалу, своим результатам обучения. Определяя собственные цели, учащиеся принимают ответственность за их достижение; повышается их мотивация; приобретаются навыки целеполагания.
- Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории.Учащиеся имеют право выбора смысла, цели, содержания, темпа, методов, средств, форм, критериев оценки обучения. Создавая собственные образовательные продукты, ученик получает соответствующее развитие.
- Принцип метапредметных основ образовательного процесса. Педагог и учащиеся выходят за рамки своей учебной дисциплины, изучая фундаментальные образовательные объекты: закон, формула, экология и др.
- Принцип продуктивности обучения. Создание учащимися разнообразных когнитивных, творческих, оргдеятельностных продуктов, отличающихся от общепринятых образцов, является ценностью образовательного процесса.
- · Принцип первичности образовательной продукции учащихся. Личностное содержание образования (идеи, версии, гипотезы, интерпретации и т.п.) опережает изучение общепринятых научных и культурных образцов.
- · Принцип ситуативности обучения.Процесс обучения — последовательность ситуаций, в которых учащиеся ставят проблему, ищут ее решение, создают свой образовательный продукт, находятся в творческом поиске, соотносят свои результаты с аналогами.
- · Принцип образовательной рефлексии. Предполагает осознание педагогом и учащимися своей деятельности, себя в образовательном процессе. Они как субъекты учебного процесса осознают смыслы, способы деятельности, оценивают свои результаты, обнаруживают затруднения и проблемы.
В целом для личностно ориентированного образования характерны диалогичность, деятельностно-творческий характер, поддержка индиви-дуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания, способов обучения и поведения (Е.В. Бондаревская).
Осуществить личностно ориентированное обучение, по мнению Ю.В. Бондаревской, может учитель, который имеет ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству; проявляет гуманную педагогическую позицию; заботится об экологии детства, сохранении физического и духовного здоровья детей; умеет создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду; работает с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность; владеет разнообразными педагогическими технологиями, направляя их в личностно-развивающее русло; проявляет заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка.
Примерами систем и технологий личностно ориентированного обучения являются: технологии педагогики сотрудничества, педагогическая система М. Монтессори, технология обучения в школе С. Френе, технология французских мастерских, технология кооперативного обучения, Дальтон-технология.
Развивающее обучение.
Психологические основы развивающего обучениябыли обоснованы выдающимся отечественным психологом Л.С. Выготским. Он впервые раскрыл приоритет развития в обучении и воспитании. Ориентация на понятие Л.С.Выготского «зона ближайшего развития» в обучении стала основой многих психолого-педагогических исследований, экспериментов в образовании.
Последователи ученого А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин разработали психологическую теорию деятельности, в которой идеи Л.С.Выготского получили дальнейшее развитие. Реализация развивающего обучения в начальной школе была предпринята Л.В. Занковым, а в дальнейшем Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым в практике экспериментальных школ.
Способность к развитию существует в человеке с рождения. Развитие обусловлено некоторыми наследственными механизмами, однако и социальная среда является существенным фактором в формировании личности. Важное свойство личности – саморегуляция, самоуправление – влияет на процесс развития человека, который протекает в индивидуальном варианте. Процессу развития присущи стадийность и неравномерность. Возрастные изменения определяют количественные и качественные возможности развития.
В связи с разработкой теории развивающего обучения, были выдвинуты предположения, о том, что ребенок с дошкольного возраста способен овладеть многими общими теоретическими понятиями. В этой связи возможно активизировать умственное развитие через содержание учебного материала, в котором приоритет отдается повышению теоретического уровня.
Технология развивающего обученияпредполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
Технология развивающего обучениявключает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.
Технология развивающего обученияосновывается на концепциях развивающего обучения отечественных ученых (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б .Эльконин, З.И Калмыкова, Е.Н. Кабанова, Г.А .Цукерман, И.С. Якиманская, Г.К.Селевко и другие) в основе которых лежат различные аспекты развития ребенка и определенные мотивационные компоненты.
Так, например, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б .Эльконин опираются в разработке концепций развивающего обучения на познавательный интерес. И.С.Якиманская отдает приоритет индивидуальному опыту личности. Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов акцентируют внимание на творческих потребностях школьников, а Г.К.Селевко – на потребности самосовершенствования. В любом случае, технологии развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром.
В практике школьного обучения получили наибольшее распространение технологии развивающего обучения Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
Дидактические принципы развивающего обучения Л.В.Занкова:
- Высокий уровень сложности при быстром темпе изучения учебного материала.
- Теоретические знания играют ведущую роль.
- Содействие осознанию уащимися процесса обучения.
- Общее развитие всех учащихся.
Дидактические основы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова:
- Цель обучения – формирование теоретического мышления и сознания.
- В содержании обучения преобладает система научных понятий, основанная на общих способах учебных действий.
- Методические особенности – проблемное изложение учебного материала, использование метода учебных задач, организация коллективно-распределительной деятельности.