Общая характеристика форм воспитания и их классификация.
1публичная лекция,
2. открытый микрофон
3. круглый стол (обсуждение проблем)
4. философский стол.
5. интеллектуальный аукцион.
6. дискуссионные качели.
8 день чтения.
В соответствии со своими функциями преподаватель осуществляет отбор форм работы с учащимися. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям: по видам деятельности - учебные, трудовые, спортивные, художественные и р.; по способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные; по времени проведения - кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся); по времени подготовки - формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся; по субъекту организации - организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям; по результату - формы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт; по числу участников - индивидуальные (воспитатель-воспитанник), групповые (воспитатель - группа детей), массовые (воспитатель-несколько групп, классов).
Формирование научного мировоззрения учащихся.
Основные средства формирования мировоззрения учащихся.Человек овладевает целостным представлением о мире, если его система взглядов опирается на единство сознания, переживания, что значит, что формирование мировоззрения зависит от воздействия на интеллект, волю, эмоции личности ее активной практической деятельности. Интеллектуальный компонент мировоззрения предполагает движение от непосредственного чувственного отражения действительности к абстрактному понятийному мышлению. Мировоззрение содержит в себе не разрозненные знания, а их систему, которая отражает, насколько возможно, структуру современного научного знания, организуется на основе методологических идей, теорий и принципов. Наряду с интеллектуальным и эмоционально-волевым в состав мировоззрения входит практически-действенный компонент. Сфера практических действий учащихся может быть достаточно широкой. Учебно-трудовая и общественная деятельность вовлекает учащихся в широкий круг социальных отношений, вооружает разносторонней информацией, опытом общения. Целостный процесс формирования у учащихся научного мировоззрения обеспечивается благодаря преемственности в обучении, взаимопроникающим связям между учебными предметами.
Содержание и методы нравственного воспитания учащихся. Педагогическое руководство нравственным самовоспитанием учащихся разного возраста.
Воспитание и самовоспитание нравственного сознания как совокупности нравственных взглядов, убеждений, отражающих систему моральных отношений, направлено на формирование сознательного отношения к своим действиям, ответственности за них и их последствия.
Нравственно зрелая личность характеризуется высоким уровнем развития нравственных качеств. Она является носителем нравственного сознания, подкрепленного в поведении; отличается наличием так называемого этического иммунитета – устойчивостью перед соблазнами и явлениями безнравственного свойства.
Человеческий индивид есть саморегулирующаяся и самоуправляющаяся система, функционирующая на основе собственных программ жизнеобеспечения и жизнедеятельности, которые вырабатываются в ходе непрерывного приспособления к природным, бытовым социальным условиям.
Процесс саморегуляции может быть произвольным, управляемым сознательно. Все, что осознается человеком, может им анализироваться, контролироваться, регулироваться.
Именно сознание определяет (проектирует) линию поведения человека, решает вопросы отношений и взаимодействий, вмешивается в регулирование эмоций, состояний, направляет процессы усвоения социального опыта, руководит формированием собственной личности, её деятельностью.
Задачи развития нравственного сознания и самосознания выходят на первый план и должны опережать развитие сознательной саморегуляции личности.
Саморегуляция как неотъемлемая составляющая процессов развития личности (спутник, средство, цель – в зависимости от ситуации и задач развития) должна ставить задачи формирования нравственной правомерности выбора, доминантной установки-мотивации на нравственное самосовершенствование.
Придание индивидуального, личностного смысла мотивационно-целевым механизмам саморегуляции затрагивает проблемы этики, социальной психологии, отражает содержательную сторону индивидуального сознания.
«Личностный смысл» саморегуляции заключается в том, насколько человек отождествляет с собственной личностью ту или иную идею, моральную норму, социальную ценность. Высокий уровень нравственного развития предполагает идентификацию личности с моральными нормами общества, общечеловеческими ценностями. Такая личность руководствуется своей совестью – сознательно принимает решения на основе общечеловеческих ценностей, обладает властью над своими желаниями, полноценно ориентируется во внешнем мире и в своих поступках, в построении своей жизненной стратегии.
Почему человек ведет себя правильно?
1-й уровень. Чтобы избежать наказания и получить награду (подстроиться).
2-й уровень. Чтобы все хорошо обо мне думали, другие и я сам (казаться).
3-й уровень. Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества (подчиняться).
4-й высший уровень. Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах (быть самим собой).
Эти уровни нравственного поведения и представляют уровни нравственной саморегуляции.
Метод диалемм направлен на включение учащегося в систему новых для него отношений. У каждого человека должен накапливаться опыт социально полезного поведения; опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, нравственные установки, которые позже не позволят ему вести себя безнравственно. Для этого необходим «труд души» (В.А. Сухомлинский), организация работы над собой. В условиях аудиторного занятия это может быть рассмотрение упражнений по формированию у учащихся способности к суждениям на основе принципа справедливости, решение так называемых дилемм Колберга.
Метод дилемм заключается в совместном обсуждении учащимися моральных дилемм. Это рассказы, содержащие сложные конфликты морального порядка, требующие разрешения. По каждой дилемме можно определить уровень морально-ценностной ориентации человека.