Упражнения для формирования грамматических навыков
Формирование рецептивных и продуктивных грамматических навыков различается так же, как и введение грамматического материала.
Обратимся, прежде всего, к формированию продуктивного грамматического навыка. Задачей ориентировочно-подготовительного этапа после введения материала является автоматизация отдельных действий по использованию грамматических форм или конструкций.
Основными упражнениями на данном этапе будут упражнения на повторение готовых форм.
Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез в своей книге (2007) приводят следующую типологию подготовительных упражнений. Приведем эту типологию с нашими комментариями.
1. Упражнения в узнавании и дифференциации грамматического явления. Одним из важных приемов коммуникативно-когнитивного обучения грамматике будет перефразирование учителем вопросов так, чтобы ученик сам дал ответ. Например, вместо общих вопросов, требующих ответа „да”/„нет”, учителя должны задавать вопросы, требующие осмысления конкретной информации и обращения к правилу. Например: Когда происходит действие (сейчас)? Какое время используется при описании такого действия? Почему вы будете использовать это время? Какие слова в предложении указывают на это время?
2. Упражнения в субституции (грамматические явления не подлежат замене, видоизменяется лексическое наполнение). Например, подстановка винительного падежа немецких существительных мужского рода типа: Was sehen wir? Wir sehen einen Park (Garten, Wald, Baum usw). Сюда же относятся упражнения в расширении и заканчивании однотипных предложений типа: I see a book on the desk (in the bag, under the table). Наконец, на этом этапе полезны подстановочные таблицы. Приведем пример.
• Make up sentences. Write them down.
My mother | am is are | fond of | gardening. |
I | travelling. | ||
His cousin | reading. | ||
Their parents | taking pictures. | ||
We | collecting coins. | ||
Her nephews | computer games. | ||
My niece | playing football. |
3. Упражнения в трансформации (преобразования касаются самого грамматического явления). Как показано выше, на следующем этапе — стереотипизирующем — продолжается автоматизация отдельных действий в условиях его координации с другими. В процессе выполнения упражнений этого этапа ослабляется концентрация внимания на конкретной грамматической форме и частично переносится на другой материал. В то же время происходит дальнейшая автоматизация употребления изучаемого явления, но на более высоком уровне. Для данного этапа характерны упражнения в перифразе, преобразовании, заполнении пропусков. Приведем некоторые примеры.
• Вставьте подходящие по смыслу глаголы в Perfekt в следующие предложения:
lesen, hören, sehen, fahren, sprechen |
Peter ... viel über den Reichstag .... Heute ... er ihn endlich .... Vom Haus der Kulturen der Welt bis zur Kaiser-Wilhelm Gedachtniskirche … er mit dem Bus .... Auf dem Platz hinter der Kirche ... er eine Gruppe von Touristen .... Er ... mit einem Jungen ....
Приведем еще один пример.
• The word in capitals above each of the following sentences can be used to form a word that fits suitably in the blank space. Fill each blank in this way.
Example: impress
Her dance made a great ... on my friends. — Her dance made a great impression on my friends.
1) translate
The girl was awarded a prize for her English ... of the poem.
2) discuss
The ... has already begun.
3) develop
Hong Kong is famous for its quick economic … .
4) win
At the award ceremony the … collected a gold medal for his excellent Russian.
5) perform
Her last … in the theatre was successful.
6) tour
The National Park is visited by thousands of ... every summer.
4. Вопросно-ответные упражнения. На последнем этапе формирования продуктивных грамматических навыков — варьирующе-ситуативном — происходит включение изучаемого явления в ситуативную речь. При выполнении этих упражнений достигается варьирование языковыми средствами, а обучаемые должны исходить из интенции, подбирая в соответствии с этим языковой материал. Эти упражнения характеризуются тем, что грамматический навык используется в речевых упражнениях, тут получает завершение его автоматизация, и он тем самым приобретает полностью присущие ему свойства. Особенностью упражнений этого этапа является также то, что сознание учащихся все более переключается на смысл высказывания, на выполнение коммуникативной задачи. Упражнения данного этапа достаточно разнообразны. Это могут быть вопросно-ответные упражнения с использованием определенных грамматических явлений; рассказы о своих товарищах, о событиях, происходивших в прошлом или будущем; дополнение диалогов и т.д.
Последнее упражнение может иметь следующий вид:
A: Bist du in Deutschland gewesen?
В:
A: Welche Sehenswürdigkeiten hast du dort gesehen?
B:
A: Was hat dir am besten gefallen?
При составлении подобных упражнений следует учитывать прежде всего лексический запас учащихся. Если он недостаточен, то необходимо предпослать грамматическому упражнению лексическое или просто повторить лексику. Это позволит снять трудность выбора слов и создаст благоприятные условия для грамматического оформления высказывания. Упражнения последнего этапа могут выполняться как устно, так и письменно. По нашему мнению, данные упражнения являются как бы „мостиком” от употребления одного грамматического явления до употребления нескольких грамматических явлений. Так, например, задавая вопросы типа „Что ты делал вчера?” учащийся может использовать как прошедшее простое, так и прошедшее продолженное время.
Пример такого задания из книги Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез:
• Работая в группе, узнайте, как ваш друг провел выходные дни.
Activités moi classe
a fait du sport
a lu un bon livre
a vu un film
a écrit des lettres
est allé(e) au cinéma
etc
5. Репродуктивные упражнения. Данный вид упражнений характерен для последнего этапа формирования навыка.
Приведем примеры из книги Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез (2007):
• Дополните/Сократите/Видоизмените диалог, содержащий закрепляемые грамматические явления; или
• Заполните пропуски глаголами в Passiv, перескажите текст.
6. Переводные упражнения. Завершить данный этап работы могут переводные упражнения с русского языка, требующие использования изучаемого грамматического явления. В этом случае от учащихся уже требуется рассредоточенное внимание.
Обратимся к рассмотрению вопроса о становлении рецептивного навыка. На первом ориентировочно-подготовительном этапе происходит не только объяснение материала, сосредоточение внимания обучаемых на формальных признаках, по которым можно определить изучаемую форму и конструкцию, но и проводятся первые упражнения. Задача этих упражнений состоит в том, чтобы запечатлеть изучаемое явление в памяти и научиться выделять его. Все внимание в этом случае направлено на форму и ее характерные признаки.
Для создания звукомоторного образа изучаемого явления могут использоваться подстановочные таблицы, образование по аналогии. Далее могут применяться упражнения направленно-аналитического порядка. Например, предлагается определить грамматическую функцию слов с суффиксами -t, -d, -ed. Для этого можно дать, например, следующие предложения:
The results received wide application.
The results received in the experiment are widely applied.
Далее возможны упражнения с пропусками. Однако они не должны быть связаны с образованием и употреблением формы или конструкции, направлены на поиск недостающих частей. Такое упражнение может иметь следующий вид.
Bestimmen Sie, was fehlt in den folgenden Sätzen: Ein Englander ... viel über den Roten Platz in Moskau gelesen. Heute ... er ihn zum ersten Mai gesehen. Er ... mit der U-Bahn zum Revolutionsplatz gefahren. Auf dem Roten Platz ... er viele Touristen gesehen. Mit einem Mann ... er lange gesprochen.
Следует заметить, что подобные упражнения должны выполняться устно, чтобы сформировать в сознании учащихся звукомоторные образы форм, конструкций.
На втором этапе, как это явствует из названия, происходит формирование умения дифференцировать изучаемое явление и идентифицировать его. Для этого целесообразно использовать упражнения в выделении изучаемого явления и перевод предложений с ними на русский язык. Подобные упражнения могут иметь следующий вид:
• Find the sentences in the Passive Voice. Translate them into Russian.
1. Our classmate was seriously ill. The doctor was sent for. He came earlier than he was expected.
2. My elder brother is a student. He was offered a job but he refused. It was not the kind of work he wanted.
3. We were asked to stay back in school after lessons. Our teacher wanted to tell us some important news.
4. Do you know the American actor who is visiting our town at the moment? He was seen by lots of people in the streets and shops. He was so unusually dressed.
Очень полезны на данном этапе также переводные упражнения, в которых нарочито подобраны сходные грамматические явления. Учащиеся должны, опираясь на формальные признаки, определить форму сказуемого и перевести предложение. Подобные упражнения называются дифференцирующими. Например, дается задание:
• Bestimmen Sie die Form des Prädikats und übersetzen Sie folgende Sätze ins Russische.
1. Mein Freund ist aus Deutschland gekommen.
2. Er hat dort eine Arbeit geschrieben.
3. Leider ist diese Arbeit nicht bis zu Ende gemacht.
4. Er hat sie nur in Moskau beendet.
5. Mein Vater ist bis jetzt gesund.
6. Er ist Baumeister.
7. Seine Häuser sind gut gebaut.
Подобные упражнения могут выполняться как письменно, так и устно.
Завершают работу по формированию рецептивного навыка речевые упражнения по восприятию устных и письменных сообщений.
В заключение остановимся на вопросах повторения грамматического материала. С нашей точки зрения, оно может носить двоякий характер. Во-первых, целесообразно организовывать время от времени повторение в виде использования упражнений, характерных для вариативно-ситуативного этапа применительно к продуктивной грамматике, и упражнений на дифференцировку для рецептивной грамматики. В целом же повторение происходит в ходе выполнения речевых упражнений. Во-вторых, в конце полугодия или года может быть проведена систематизация изученного материала. Особенно важна такая систематизация в конце 4-го класса (при начале обучения со 2‑го класса) и в конце 9‑го класса. Учащиеся на основе текста должны обобщить свои знания, например о временных формах Indefinite или Passive. Здесь возможно использование обобщающих правил и выполнение соответствующих упражнений.