Упражнения на идентификацию и дифференциацию

Данный тип упражнения широко представлен, например, во всех отечественных УМК для начальных классов по английскому языку. Инструкции звучат следующим образом: соотнесите транскрипционные значки с буквами и буквосочетаниями; прослушайте и скажите, в каких словах использовались следующие звуки, подчеркните слова, в которых есть звук [i:]; хлопните в ладоши, когда услышите звук [u:]; распределите по колонкам слова со звуками, например [s], [z], выберите лишнее слово в цепочке слов, обратите внимание на их звучание, найдите рифмующиеся пары слов из списка предложенных, прочитайте вслух и выпишите в тетради слова, в которых есть следующие звуки, поделите следующие слова на слоги и запишите их в транскрипции, выпишите из текста сложные слова, проставьте в них ударение, прослушайте фразу, выделите в ней синтагмы и т.д.

Часто учащимся предлагают найти слова в магическом квадрате, состоящем из транскрипционных значков, например:

реnsli:р
izеi:dеi
nƟiətət
kumi:i:si

Во внеклассной деятельности проводят игру в лото. Если учащиеся слышат звук, они находят его в своей карточке и произносят слово с данным звуком. Если они правильно произносят звук, они выигрывают очко. Выигрывают те учащиеся, которые больше набрали очков.

ʧ   ei
  ai p
i:   t
  u:  

Полезными являются также задания: разложи карточки с изученными звуками по установленному признаку, например, гласные — согласные, монофтонги — дифтонги, звонкие — глухие согласные, назовите буквы и транскрипционные значки, написание которых совпадает (не совпадает); отметьте паузы в прослушанном тексте, прослушайте две фразы, определите, в какой из них выражается просьба/приказание; прочитай следующие предложения, объясни, какой тон (повышающийся или понижающийся) следует в них использовать и т.д.

В зарубежных школьных учебниках по английскому языку для отработки ударения и интонации предлагается использовать геометрические фигуры: большим квадратом отмечаются ударные слоги, маленьким — безударные. Учащимся предлагается сопоставить модели слов и/или выбрать пары.

Например, worker — ¢ ¡, ¡ ¢ — alike.

Sit down.— ¢ ¢, Put it on the table.— ¢ ¡ ¡ ¡ ¢ ¡

Встречаются также задания на дифференциацию ядерных тонов. Например: Какие из данных тонов ( / ( \ & & можно использовать в следующих предложениях:

I don't like oranges.— Really? Aren't they tasty? — Not for me.— Take one.— No.

К упражнению на дифференциацию можно отнести фонетические диктанты: запись за диктором изолированных звуков, слов и небольших предложений в транскрипции, установление ударения в прозвучавших словах, интонационную разметку услышанных коротких фраз.

Упражнения на подстановку

Чаще всего данный тип упражнений представлен следующими заданиями: Вставьте пропущенный звук в слово и переведите его, например, в английском языке p...t, l...k. Какого звука не хватает в следующих словах. Вставьте пропущенные слова в следующую рифмовку:

Cats like ... ,

Rats like ... ,

Jim likes ... ,

Pat likes ... .

Часто предлагается найти рифмующиеся пары слов из списка предложенных.

Упражнения на трансформацию

Трансформируйте слова, меняя один звук, например, в английском языке [hi:] — [si:]; [bæd] — [bed]. Переведите слова. Можно попросить учащихся трансформировать звучание и смысл слова путем добавления буквы, например, not — note, sit — site, pet — Pete, mad — made.

Учащиеся довольно часто допускают ошибки в ударении. Необходимо привлекать внимание учащихся к смещению ударения в тех случаях, когда слова, например в английском языке, пишутся одинаково, но в одном случае являются существительными, в другом — глаголами. Задание строится на оппозиции: существительное (ударение на первом слоге) — глагол (ударение на втором слоге). Например, present — to present; record — to record; protest— to protest.

Трансформация может происходить в случае употребления логического ударения в предложении. Например: Не can $do it.— Не $ can do it.— $Не can do it. Трансформация интонации может произойти в случае изменения отношения говорящего к высказыванию. Так, одно и то же предложение It's 9 o'clock произнесется по-разному, если человек встревожен, удивлен, раздражен, обрадован и т.д.

Конструктивные упражнения

Самым простым видом упражнений данного типа при обучении английскому языку является составление слов из транскрипционных значков, например, [f], [s], [ei] — [feis]; [d], [r], [i:] — [ri:d]; либо создание новых слов путем добавления звуков, например, [i:], [bi:], [bi:t]. Часто предлагается составить слова, записанные транскрипционными значками, из разрозненных слогов, например, [fif], [ti], [ti:n], [twen].

Можно попросить продолжить слова и произнести их, например:

fa... — face, fade, fame

ho... — home, hole, hope

ma... — make, made, male и т.д.

К данному типу упражнений относятся также упражнения, которые называются „снежный ком” и могут читаться с конца или начала предложения. Например, Pete, Pete eats, Pete eats beans, Pete eats green beans. A hat, a black hat, in Pat's black hat, is in Pat's black hat, cat is in Pat's black hat, Jack's black cat is in Pat's black hat.

Данные упражнения полезны как для отработки звуков, так и ритма.

Для отработки ударения можно предложить учащимся составить слова из предложенных частей слов и выделить в образованных словах ударные слоги. Например, в английском языке:

tion, to, ber, row, pop, mor, mem, u — population, tomorrow, member.

Развитие интонационных навыков является самым сложным при обучении иностранному языку. Фразовое ударение выделяет одни слова в предложении от других. В предложении, как правило, ударны знаменательные слова (существительные, смысловые глаголы, прилагательные, наречия, числительные, вопросительные и указательные местоимения, притяжательные местоимения в абсолютной форме). Безударны обычно служебные слова (вспомогательные и модальные глаголы, если с них не начинается предложение, союзы, артикли, частицы и большинство местоимений). Обучение интонации необходимо начинать в начальной школе. Для этого сначала выделяются ударные слоги во фразе. Например: It is a PEN. MAry is a PUpil. IS MAry a PUpil?

Для отработки интонации можно показать интонацию стрелками, например: Mary is a $pupil. Добавив вторую часть предложения, мы не изменяем интонационный рисунок в первой части предложения. Mary is a $pupil, ï isn't she? либо Is Mary a# pupil? Is Mary a# pupil ï or a student?

Наши рекомендации