Методика развития письменной речи учащихся на уроках русского языка (Изложение и сочинение и методика их проведения).

Изложение – вид речевой деятельности учащихся. Изложение – вид письменного упражнения в развитии речи учащихся на основе образца. Письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения. Изложение используется для обучения логике и композиции текста; для обогащения словаря, фразеологии, синтаксиса; для обучения жанрам – повествованию, описанию и рассуждению, стилям – художественному, научному, публицистическому; для использования изучаемых грамматических средств языка в собственном тексте; для воспитания на материале излагаемых произведений. Изложения играют важную роль в обучении, воспитании, интеллектуальном и речевом развитии учащихся. В основе изложения лежит подражание образцу. Но вместе с тем, относясь к видам работ, обучающим через подражание, изложение сохраняет для ученика возможность самостоятельных проявлений, активизирует как воспроизведение, так и творческое мышление. В процессе работы над текстом школьники учатся анализировать, синтезировать, выделять главное, сосредоточивать внимание на одних явлениях и абстрагироваться от других. // По отношению к объему исходного текста изложения бывают подробные и сжатые. Сжатое изложение призвано передать содержа­ние текста значительно менее подробно, чем это сделано у автора. Оче­видно, что при сжатом изложении отход от авторских средств, лексики стиля будет большим, чем при подробном изложении. Именно этот вид изложения закладывает навыки конспектирования. По отношению к содержанию исходного текста изложения бывают полные, выборочные или дополняющие исходный текст. При выборочном изложении выбирается одна из микротем текста, причем в исходном тексте эта микротема может быть рассредоточена в разных частях текста. При дополняющих изложениях учащиеся должны дополнить текст концовкой, началом, описаниями или рассуждениями. Это вид работы называется изложением с элементами сочинения. Изложение с дополнительным заданием (или осложненное, или твор­ческое) может заключаться в замене лица рассказчика: если повество­вание велось от первого лица, то в изложении должна произойти замена на 3 лицо (и наоборот). Или в тексте, который представляет собой от­рывок, например, из «Капитанской дочки», задание требует изложить его от имени другого персонажа. Возможен и третий путь: требуется логи­чески продолжить какой-либо текст. Такой вид изложений представляет собой переходный этап от изложения к сочинению. По способу восприятия исходного текста изложения делятся на написанные с опорой на прочитанный и с опорой на услы­шанный текст, а также комбинированные (часть текста воспринимается на слух, часть излагается после прочтения). По степени знакомства с исходным текстом изложения делятся на изложения знакомого и нового текста. По характеру текста изложения делятся на изложения повествовательного характера с элементами описания, изложения-опи­сания, изложения-рассуждения, изложения-характеристики. Соответ­ственно в 5 классе используют изложение текстов повествовательного характера с элементами описания (предметов, животных и т. п.) и рас­суждения. В 6 классе — тексты с элементами описания помещения, пейзажа; в 7 классе — тексты, описывающие внешность человека, про­цесс труда; в 8 классе — тексты публицистического характера с элемен­тами описания местности, памятников истории и культуры. По цели проведения изложения делятся на обучающие и кон­трольные. ////Непосредственно на уроке подготовка заключается в следующем: учитель — выразительно читает текст; — объясняет непонятные слова и выражения; — проводит беседу с классом по содержанию. В ходе беседы учитель добивается ответа на следующие вопросы: 1) В чем заключается основная мысль текста?2) На какие части делится текст? 3) Какова связь между частями? 4) Какими художественными средствами раскрывается главная мысль? Для адекватного понимания и передачи темы текста и его идеи уча­щиеся должны проанализировать и стилевую принадлежность текста, а также тип текста; это определение поможет учащимся в выборе язы­ковых средств при написании изложения. Типологическая адекватность — одно из обязательных требований, предъявляемых к изложению. Затем можно переходить к составлению плана и подготовке рабочих материалов: записи фразеологизмов, абзацных зачинов, связующих фраз. Далее учитель просит дать устный пересказ текста по частям и в целом. После чего учитель повторно читает текст, и учащиеся приступают к работе. Так как при написании изложения существуют типовые ошибки, це­лесообразно оформить требования, предъявляемые к этому виду пись­менной работы, в виде памятки. Для методики проведения изложений надо иметь в виду следующее: изложения на основе услышанного, то есть воспринятого только на слух, текста представляют для многих учащихся (особенно визуалов) значи­тельную трудность, так как требуют большой концентрации внимания, поэтому учитель должен целенаправленно учить детей этапам воспри­ятия и переработки текста. Изложение является необходимым методом, переходным от транс­формации готового текста к созданию собственного высказывания.





Наши рекомендации