Методическое наследие М. А. Рыбниковой
Невозможно представить современную методику преподавания литературы без трудов Марии Александровны Рыбниковой (1885–1940). Ее книга «Очерки по методике литературного чтения» была так же востребована в XX веке, как «Словесность в образцах и разборах» В. И. Водовозова в 19-м. Пожалуй, трудно найти в методики монографию, которая бы, как «Очерки» М. А. Рыбниковой, выдержала 5 изданий: первое вышло перед самой Великой Отечественной войной в 1940 году, а последнее - в 1985.
Прежде всего в том, что книга Рыбниковой – это книга учителя, а затем уже методиста-теоретика, она филологична и технологична одновременно.
Во времена М. А. Рыбниковой не звучал распространенный сейчас в педагогике термин «коммуникативно-деятельностный подход». Однако, если мы посмотрим на ее уроки, то увидим, что она реализовывала этот подход в педагогической практике. Для нее урок – это прежде всего действие, в котором первая скрипка принадлежит ученику. Только активная познавательная деятельность (см. урок по рассказу А. П. Чехова «Смерть чиновника»), актуализация жизненного и эстетического опыта ученика (см. урок «Осень»), внимание к авторскому слову обеспечивает понимание текста, при этом на уроках М. А. Рыбниковой это понимание складывается из полилога равноправных сознаний учителя и учеников. Иными словами, принципы изучения литературы обоснованные ученым-методистом (см. раздел «Об основах методики»), она с блеском воплотила на практике. Этот опыт и сегодня актуален, как актуально и методическое кредо ученого: ««Корень всей словесности в слове ребенка-ученика, а не в чем-либо другом». Даже подготовка выразительного чтения в ее исполнении превращается в увлекательную исследовательскую задачу. Результатом же изучения художественного произведения, по мнению М. А. Рыбниковой, должно становится творческое самовыражение ученика: вспомним, ее замечательную фразу, точно обозначающую вектор и перспективу школьного литературного образования: «от маленького писателя к большому читателю».
Полностью разделяя убеждение нашего методиста-классика в том, что «обучение должно быть воздействующим на различные стороны восприятия учащихся, на различные органы чувств и на разные сферы сознания» (см. первое дидактическое правило в разделе «Об основах методики»), отметим, что уроки М. А. Рыбниковой так важны и интересны и сегодня, потому что в ее исполнении литературное образование – это не просто процесс освоения знаний по теории и истории литературы - это, прежде всего, необходимый каждому опыт самопознания в культуре и на основе культуры.
Методическое наследие М. А. Рыбниковой. Опора на филологическое чтение. Создание системы письменных работ. Разработка стилистических заданий и упражнений к художественным текстам. Развитие представлений о методике как науке.
Основные труды:
"Изучение родного языка" (1921),
"Работа словесника в школе" (1922),
"Введение в стилистику"
"Очерки по методике литературного чтения" (1941).
ПРИМЕР: Опора на филологическое чтение. Работа над речью должна ставить своей задачей развитие фонетической четкости. Внимание курса грамматики к изучению звуков русской речи должно быть использовано учителем не только для целей орфографии, но и для нужд выразительной речи, для орфоэпии и дикции. Для этой цели хороши произведения устной народной поэзии: загадки, пословицы, скороговорки. Малые формы художественной речи, показывающие высокое звуковое мастерство, произносятся в классе по нескольку раз; дети учатся четкому и звонкому произношению, вслушиваются в звуки и в слоги, проходят школу художественной фонетики. Это работа V класса, причем преимущественно в начале года. Отмечая логические ударения, выделяя их голосом, подчеркивая в тетрадях по списанному из книги тексту, учащиеся приучаются проводить подготовительный разбор текста на языке синтаксиса; школьник приучается говорить о выделении голосом подлежащего, сказуемого, дополнения, определения--в зависимости от общей темы стихотворения и от конструкции фразы. Работа над логической акцентировкой стоит в теснейшей связи с работой над паузой. Обучая читать стихи и мерно останавливаться, чувствовать объем строки (предложения), мы воспитываем в детях чувство ритма. И т.д.
Экзаменационный билет № 15