Педагогическая деятельность учителей-новаторов Педагогические концепции Ш. Амонашвили, Е. Ильина и др.)
А.И. Щербаков и А.В. Мудрик педагогические умения сводят к трем основным:
1. умение переносить известные педагогу знания, варианты решения, приемы воспитания и обучения в условия новой педагогической ситуации;
2. умение находить для каждой педагогической ситуации новое решение;
3.умение создавать новые элементы педагогических знаний и идей и конструировать новые примеры решения конкретной педагогической ситуации.
Таким образом, для овладения педагогической техникой необходимо формирование у педагога определенных профессиональных знаний, а также формирование и развитие педагогических умений, способствующих профессиональному росту, росту педагогического мастерства.
Профессиональные умения и знания - прижизненные образования, которые приобретаются и развиваются в процессе профессиональной деятельности, саморазвития и самовоспитания педагога, поэтому уровень развития профессиональных знаний и педагогических умений будет зависеть от личности педагога, его желания и стремления к совершенству.
В.А. Сухомлинский - (1918 - 1970) - известный педагог - новатор всю свою научную и практическую деятельность посвятивший созданию «очеловеченной» школы. В.А.Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему. Одним из стержневых вопросов ее был вопрос воспитания всесторонне развитой личности, что требует системного подхода, связи семейного и общественного воспитания, уважения личности ребенка.
В.А. Сухомлинским было написано множество книг, посвященных различным проблемам воспитания и обучения детей, формированию детского коллектива. Одной из книг педагога является книга «Сто советов учителю», написанная в 1965 - 1967 гг. на основе личного опыта и опыта учителей Павлышской школы автор дает полезные советы педагогам по различным вопросам организации, содержания, форм, методов и приемов учебно-воспитательной работы, по вопросам самовоспитания учащихся, формирования у них гражданского долга.
Ильин Евгений Николаевич (р. 1929), педагог-новатор. Учитель средней школы № 307 (С.-Петербург). В 60-70-х гг. разработал оригинальную концепцию преподавания литературы на основе педагогического общения и систему организации занятий по своему предмету. Предложил формулу "языка" современного урока литературы: "об искусстве - языком искусства". Методика И. позволяет индивидуализировать освоение учащимися программного материала, повышать их активность в учебном процессе. По И., педагогическое общение преследует и цели творческого стимулирующего воздействия ученика на одноклассников и на учителя.
Евгений Ильин убежден: в традиционной школьной связке ребенок - учитель должно быть место для читателя. Литературоведческая работа, как и любая другая научная работа, не способна превратить школьника в интересующегося литературой человека. Хороший учитель, считает Евгений Ильин, - артист, врач и знаток.
В 60-70-х гг. разработал оригинальную концепцию преподавания литературы на основе педагогического общения и систему организации занятий по своему предмету в педагогической практике. В условиях классно-урочной системы методика Ильина позволяет индивидуализировать освоение учениками программного материала, последовательно повышать степень их активности в учебном процессе. В трактовке И. пед. общение преследует и цели творческого стимулирующего воздействия ученика на одноклассников и на учителя. Учитель в книгах И. предстаёт как знаток предмета, артист, наставник. Пед. система И. связана с планированием занятий по фактологическим, эстетическим, нравственным аспектам, с отбором уч. информации. И. практикует творческие задания, способствующие осмыслению образных, тематических и др. линий в литературере, воспитанию культуры чтения. Система И. стала одной из составляющих педагогики сотрудничества.
Ш.А. Амонашвилиродился 8 марта 1931 года в Тбилиси. Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика, ориентированна на личность ребенка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики. Основные установки
Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.
Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка.
Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.
Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.
Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.
Ш.А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: "мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть". "Понимать детей - значит стать на их позиции"