Правила конструирования урока на развивающей основе
1. Самостоятельность учащихся на уроке. Деятельность учащихся выполняется не для получения какой-либо выгоды или награды, а для удовлетворения наиболее глубоких потребностей
2. Самоорганизация учащихся в ходе урока. Урок должен строится на основе обучения учащихся собственной их деятельности по изучению и овладению содержанием учебного материала.
3. Развития личности. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащимся предлагается преодолевать посильные трудности в овладении новыми ЗУН, направлять уроки на формирование социально зрелой личности, формировать адекватную самооценку.
4. Формирование коллективизма. Организация непосредственной коллективной деятельности учащихся.
5. Ролевое участие. Наделение учащихся определенными ролями посильными и давала бы простор для проявления его творческой активности.
6. Ответственности. Ясное знание личности своих обязанностей, принятие ею этих обязанностей. Способность личности контролировать свои действия.
Психологического обеспечения. Урок должен организовываться и проводится таким образом, чтобы обеспечить мотивацию учения и положительное эмоциональное отношение к нему каждого ученика.
Самоанализ урока
Класс
Тема урока
Тип урока, и его структура
1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущими, как этот урок работает на следующие уроки?
2. краткая психолого – педагогическая характеристика класса, количество слабоуспевающих, сильных учащихся. Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
3. Какова триединая дидактическая цель урока (ее обучающий, развивающий, воспитывающий аспект), дать оценку успешности достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока.
4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ основываясь на результатах обучения на уроке.
5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
6. Отбор дидактического материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями.
7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществляется? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
8. Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя.
9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
10. Наметить перспективы своей деятельности.
Схема анализа урока
1.
а) Общие сведения:
Дата
Класс
Предмет
Количество по списку
Сколько присутствует
Какой урок по порядку
Б) Обстановка в классе:чистота, освещенность помещения, проверено ли помещение, порядок в классе, готовы ли учащиеся к уроку.
В) оборудование: подготовлены наглядные пособия, их целесообразность и необходимость на уроке, подготовлена ли доска?
Как начался урок, как учащиеся приветствовали учителя, была ли потребность тратить время на организацию урока, установление порядка и дисциплины
Тема урока
3. Цели урока: определяет ли учитель цели урока. Информирует учащихся о цели и задачах урока, как он это осуществляет. Цель посещения урока
4. Тип и структура урока: какой избран тип урока. Целесообразность выбора с точки зрения темы в целом в дидактической цели занятия. Место урока в системе занятий по целому разделу. Связь урока с предыдущим: как она осуществляется.
Структура урока: соответствует ли она данному типу урока, какие замечены отклонения и чем они вызваны. Последовательность целостности и завершенности урока. Как подводятся итоги.
5. Содержание урока. Соответствие содержания программы. Как связан учебный материал с современностью, местным окружением школы. Установление межпредметных связей. Как осуществляется формирование развитие интеллектуальных способностей, нравственных и эстетических чувств у учащихся. Использование дидактических материалов и оборудование кабинета. Достигнут ли прирост или совершенствование навыков, знаний и умений на основе ранее усвоенного?
6. Методы и приемы обучения на уроке.
Какая система методов применяется, какие методы и приемы в ней сочетаются? Соответствуют ли методы и приемы обучения содержанию материала, типу, целям, задачам урока и возрастным особенностям учащихся? Соответствуют ли методы обучения осуществлению задач воспитания? Как соблюдаются основные требования к уроку: воспитательные, дидактические, психологические, санитарно-гигиенические? Как развивается на уроке наблюдательность и логическое мышление у учащихся? Виды и место самостоятельной работы учащихся с учебником, как осуществляется формирование у учащихся умение учиться? Как используются для самостоятельной работы дидактические материалы и технические средства обучения. Формирование у учащихся навыков самоконтроля. Последовательность, применения задания и упражнений для выработки навыков и умений. Привитие учащимся навыков самообразования.
Способы индивидуализации и дифференцирования заданий для учащихся в зависимости от их личностных и возрастных особенностей подготовки. Обеспечение надлежащей последовательности в самостоятельном применении учащимися знаний, умений и навыков в ходе урока.
Оценка знаний учащихся. Насколько учащиеся были подготовлены к выполнению домашнего задания. На какое время рассчитано домашнее задание. Как учащиеся подготовлены к успешному выполнению домашнего задания? Как предупреждается перегрузка учащихся домашними заданиями?
7. Поведение учащихся.Насколько учащиеся привлечены к активному умственному труду. Насколько учащиеся заинтересованы, прилежны, дисциплинированы? Как осуществляется мотивация учения в течение всего урока, применяются ли с этой целью специальные приемы? Отношение учащихся к учителю.
8. Поведение учителя.Умение владеть классом, организовывать его работу, повышать активность, интерес, соблюдать дисциплину, отношение к отдельным учащимся с учетом индивидуальных особенностей каждого. Стиль и тон в работе. Педагогический такт. Наблюдательность, находчивость, эмоциональный подъем. Внешний вид. Культура речи, поза, мимика, интонация. Пользуется ли учитель авторитетом у учащихся.
9. Результаты урока. Выводы и предложения. Достижение цели. Выполнение плана. Объем и качество знаний учащихся (сознательность, глубина, прочность). Воспитательное, образовательное и развивающее значение урока. Что ценно из данного урока можно рекомендовать для внедрения в практику других учителей. Указания учителю, как закрепить и усовершенствовать положительные качества урока. Как преодолеть недостатки (рекомендации: дать список литературы, посетить уроки других учителей и т.д.)
СТРУКТУРА САМОАНАЛИЗА УРОКА
(рекомендации) Лекция Зверевой В.И.
Параметры оценки | Технология оценки | |
Цель урока | 1. Четкость и доступность формулировок. 2. комплексность целей (обучения, воспитания, развития) 3. связь цели данного урока с целями предыдущего и последующими учебными занятиями | |
Тип урока | 1. Соответствие типа урока его цели 2. влияние выбора типа урока на достижение его целей (результативность) | |
Модель, структура урока | 1. Соответствие структуры урока его типу и цели 2. связь задач каждого этапа с целью урока 3. наличие взаимной связи между отдельными этапами урока 4. влияние этих связей (всей структуры урока) на достижение целей урока | |
Содержание учебного материала | 1. соответствие отбора содержания учебного материала цели урока. 2. научность содержания 3. доступность учебной информации 4. логичность решения учебных задач 5. завершенность в решении учебной проблемы 6. соответствие содержания учебного материала цели, типу, структуре урока и их влияние на его результативность | |
Формы и методы обучения | 1. Соответствие форм и методов цели и содержанию урока учебного материала (Бабанский) 2. Наличие взаимной связи между содержанием формами и методами обучения на всех этапах учебного занятия 3. Влияние этих связей на результативность каждого этапа и урока в целом | |
Результативность урока | 1. Уровень достижения задач каждого этапа и урока и целей всего урока 2. Успехи учащихся (уровень их обученности по теме урока) – тест 5 минут, беседа. Фактические данные, срезовая работа, выборочная проверка тетрадей учащихся 3. Основные затруднения, встретившиеся учащимися при усвоении учебного материала и пути их преодоления на последующих занятиях |