Обучение и воспитание школьников с нарушениями зрения.

Первая российская школа для слепых была открыта в Петербурге в 1807 г. французским тифлопедагогом В. Гаюи, приглашенным в Россию Александром I. Развитие тифлопедагогики и системы образования слепых в России связано с именами К.К. Грота и А.И. Скребицкого.

Обучением в дореволюционной России было охвачено 4—5% слепых детей. Воспитанники школ для слепых получали образование в объеме 3—4 классов и ремесленную подготовку.

В СССР воспитание и обучение детей с глубокими нарушениями зрения были включены в общегосударственную систему народного образования.

В 1928 г. появились первые специальные школьные программы для слепых.

Большой вклад в развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии внесли М.И. Земцова, Б.И. Коваленко, А.С. Ганджий, Н.Г. Крачковская, Л.И.Плаксина, Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак, В.П. Ермаков, А.Б. Гордин, Р.С. Муратов, И.С. Моргулис.

Коррекционные учреждения 111-1У видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных функций.

В школы 111 вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением ( 0,08 - 0,04 и ниже), в том числе дети с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте. Наполняемость классов – до 8 человек. Общий срок обучения 12 лет.

В школу 1У вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от0,05 до 0,04 на лучше видящем глазу. Могут приниматься дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений при чтении и письме. Кроме того, принимаются дети с косоглазием и амблиопией для продолжения лечения. В первый класс принимаются дети с 6-7 лет. Наполняемость классов до 12 человек.

При школах 111-1У вида могут быть организованы подготовительные группы для детей 5-7 лет.

В штаты рассматриваемых коррекционных учреждений вводится должность логопеда из расчета не менее 1 единицы на 20 воспитанников с нарушениями речи.

В школах для детей с нарушениями зрения решаются следующие задачи:

учебно-воспитательные; коррекционно-развивающие; санитарно-гигиенические; лечебно-восстановительные; социально-адаптационные;

профориентационные.

Коррекционно-развивающая работа— важнейшая сфера дея-

тельности специальных школ, включающая:развитие процессов компенсации; исправление и восстановление нарушенных функций;

сглаживание недостатков познавательной деятельности; поиск потенциальных возможностей в становлении личности

слепых и слабовидящих детей (М.М. Земцова, Ю.А. Кулагин,

Л.И. Солнцева, В.П. Ермаков и др.)

Слепые и слабовидящие дети получают образование в объеме средней массовой школы (при некотором увеличении срока обучения);

Специфика развития детей с нарушением зрения отражена в соответствующих образовательных программах, предусматрива-ющих коррекционно-компенсаторную работу: развитие вос-приятия, конкретизация представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, формирование приемов и спо-собов самоконтроля и регуляции движений; увеличение учебного времени; широкое использование оптических приспособлений, тифлоприборов, рельефно-графических (для слепых) и плос-копечатных (для слабовидящих) пособий.

Специальная программа по русскому языку предусматривает:

• увеличение продолжительности подготовительного периода (в начальных классах);

• для слабовидящих на начальном этапе — формирование пред-ставлений на основе обогащения зрительного опыта учащихся, соответствия между словом и конкретным образом предмета, подготовка к письму;

• для слепых — обучение чтению и письму по системе Брайля на основе использования тактильных ощущений;

• формирование умения работы с рельефными дидактическими материалами.

Программа по математике имеет следующие особенности:

• увеличение подготовительного периода;

• формирование навыков и опыта ориентации в микро- и мак-ропространстве;

• развитие конкретных представлений о величине, форме, коли-честве, пространственном положении предметов и чертежно-измерительных действиях.

Процесс ознакомления с окружающим миром и природоведение имеют следующие особенности:

• для слабовидящих — увеличение количества предметных уроков, экскурсий и практических занятий; изучение анатомии и физиологии зрения и его охраны; изучение специальных приемов и способов ориентирования и выполнения правил дорожного движения; специальные занятия по овладению правилами пользования тростью при передвижении;

• для слепых — формирование умений выделить элементарные сигнальные признаки предметов и объектов живой и неживой природы (при помощи осязания, слуха, обоняния, остаточного зрения); увеличение учебного времени на проведение опытов и наблюдений, предметных уроков, экскурсий.

Программа по изобразительному искусству направлена на выполнение изображений, пластическое моделирование и декоративно-прикладную деятельность. Важную роль в развитии творческой активности слепых и слабовидящих детей играет эстетическое воспитание: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; обучение пению, движениям под музыку; развитие художественного творчества.

Трудовое обучение в специальной школе организуется с привлечением тифлотехнических средств.

Профессиональная ориентацияосуществляется на всех этапах обучения и воспитания и направлена на профессиональное самоопределение учащихся и выбор ими оптималъного вида занятости с учетом потребностей и возможностей каждого вос-питанника, а также социально-экономической ситуации на рынке труда. Первоначальное трудовое обучение осуществляется в начальных классах;

В среднем звене (5—10 кл.) проводится трудовая подготовка, осуществляемая на общеобразовательной основе, имеющей политехническую направленность

В 11—12 классах осуществляется широкопрофильная трудовая подготовка с переходом в профессиональную с активным вовлечением учащихся в общественно полезный производительный труд, предоставляется возможность получения начального профессионального образования, специальности с учетом индивидуальных возможностей.

Нередко к слепым и слабовидящим детям проявляют излишне

сочувственное отношение, ограничивая их деятельность и ак-

тивность из якобы гуманных побуждений, что приводит к осоз-

нанию ущербности, неверию в свои силы, к пассивности.

Педагогически организованный восстановительный процесс

в специальной школе направлен на раскрытие потенциальных

возможностей личности ребенка с нарушением зрения, на

формирование у него активной жизненной позиции, чувства

собственного достоинства.

Особое значение придается специфическим методам физического воспитания слепых и слабовидящих, которое ведется диффе-ренцированно и не только способствует общему укреплению здоровья, но и служит для коррекции двигательной сферы учащихся, их ориентировки в пространстве.

Для обучения и воспитания детей с нарушениями зрения используются специальные средства обучения:

• для слепых издается разнообразная литература с рельефно-точечным шрифтом (система Л. Брайля) - учебники, учебные пособия; научная и научно-популярная, детская, художественная, музыкальная и т. д. Рисунки, чертежи, схемы, другие ил-люстрации — рельефные, воспринимаемые осязательно;

• для детей с остаточным зрением предназначены издания, соче-тающие рельефную и цветную печать;

• для слабовидящих выпускают специальные учебники и учебные пособия с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями.

В специальных школах III и IV вида используются тифлотех-нические средства с целью коррекции или компенсации нару-шенных зрительных функций, а также для развития и восста-новления зрения: оптические (лупы, очки, моно- и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты); телевизионные; светотехнические и др.

Разработаны различные по сложности устройства и приспособления — для вдевания нитки в иголку, специальные трости, приборы для ручного письма по системе Брайля, приборы для рельефного черчения и рисования, так называемые "говорящие книги", "читальные машины", а также свето- и магнитоэлектрические устройства, преобразующие световые сигналы в слуховые или тактильные.

При программированном обучении слепых и слепоглухонемых применяются обучающие машины и другие технические устройства типа тренажеров-репетиторов. С помощью ультразвуковых локаторов слепые могут свободно ориентироваться в пространстве.

Лечебно-профилактическая, санитарно-гигиеническая, восстановительная работа — неотъемлемая часть коррекционно-образовательного процесса в специальных школах III и IV видов.

Врачи-специалисты (окулист, педиатр, психоневролог) и средний медицинский персонал решают задачи максимального восстановления, улучшения и охраны зрения учащихся. Основные направления медицинского сопровождения: консервативное лечение глазных заболеваний;диагностика зрения;

активное плеоптическое и плеоптоортоптическое лечение;назначение очковой коррекции; создание офтальмологических условий пребывания слепых и слабовидящих детей.

Следует отметить, что обучение ребенка с нарушенным зрением в массовой школе — одна из острых проблем тифлопедагогики. Интеграция в школу общего назначения требует: специальной подготовки педагогов; оснащения учебного процесса; создания системы помощи учителю и ученику со стороны специалистов-тифлопедагогов.

Вопросы и задания

Как влияют нарушения зрения на психическое развитие ребенка?

Как организуется коррекционно-педагогический процесс в детских садах для детей с косоглазием и амблиопией?

Каково содержание образования в школах для детей с нарушениями зрения?

Наши рекомендации