Глава 1. Специальная педагогика в системе научных знаний.

1.1. Предмет, задачи, методы специальной педагогики.

1.2. Эволюция научных представлений об аномальном развитии. Становление систем помощи детям с отклонениями в развитии.

1.3. Методологические и теоретические основы специальной педагогики.

1.4. Принципы специальной педагогики .

Глава 2. Воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями.

2.1.Структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса.

2.2. Сущность и особенности коррекционно-педагогического процесса.

2.3. Методы обучения и воспитания и особенности их применения в коррекционно-педагогическом процессе.

2.4. Формы организации специального обучения.

2.5. Средства обучения в системе специального образования.

2.3. Процесс воспитания и его особенности в специальном образовательном учреждении.

Глава 3. Организация коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в системе специального образования.

3.1. Педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.

3.2. Педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.

3.3. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

3.4. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

3.5. Педагогическая система обучения и воспитания детей с задержкой психического развития

3.6.Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.

3.7.Организация коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями.

3.8. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями эмоционального развития (с синдромом раннего детского аутизма).

3.9. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями поведения и деятельности.

3.10. Нормативно-правовая база специального образования.

Литература

ВВЕДЕНИЕ

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года обозначена главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

Создание педагогических условий на основе личностно-ориентированного подхода, оптимальных для каждого воспитанника, предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды, включающей все многообразие различных типов образовательных учреждений.

Дети с отклонениями в развитии в нашей стране могут получать специальную медико-психолого-педагогическую помощь в учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты и в системе образования. Образовательный процесс в специальных школах и дошкольных учреждениях имеет свою специфику и предполагает высокий уровень профессиональной компетенции учителей-дефектологов, воспитателей, педагогов-психологов. Участники коррекционно-педагогического процесса должны обладать широким научным кругозором и хорошо ориентироваться в теоретических и прикладных вопросах специальной педагогики.

Основной задачей учебного пособия является сообщение студентам дефектологических факультетам и педагогам-практикам специального образования научно-теоретических и практических сведений об организации и содержании обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, а также о некоторых педагогических технологиях, оптимизирующих коррекционно-педагогический процесс.

Предлагаемое учебное пособие включает три главы. В первой главе «Специальная педагогика в системе научных знаний» рассматриваются теоретические основы специальной педагогики и междисциплинарные связи. Во второй главе раскрываются научно-методические вопросы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. В третьей главе рассматриваются вопросы организации и содержания коррекционного обучения и воспитания различных категорий детей в специальных дошкольных и школьных образовательных учреждениях.

Наши рекомендации