Р. Бернс (гуманистическая психология)
Самосознание по Бернсу = Я-концепция (динамическая система представлений индивида о самом себе/ядро опыта).
Структура Я-концепции:
1) Я как процесс = Я-сознающее;
2) Я как объект = Я-содержания
Я как объект = пласты опыта, переживания себя (содержания Я);
Выделяется 3 вида Я-содержаний:
1) реальное Я (то, что человек представляет из себя на самом деле);
2) зеркальное Я (то, как человеку кажется, как его воспринимают другие);
3) идеальное Я (представление о том, каким бы человек хотел видеть себя).
Разница между реальным Я и идеальным Я образует структурную самооценку (мб низкой/высокой/адекватной).
Механизм формирования Я – содержаний
Источник Я-содержаний
Бернс опирается на идеи Родждерса, согласно которому, основная смыслообразующая картина жизни – опыт.
2 вида опыта по Роджерсу:
1) прямой (знания человека о самом себя, полученные им самостоятельно. Напр, я могу зажечь костёр с 1 спички, каждый раз делаю это в походе);
2) символизированный (кто-то извне транслировал; личного опыта проверки нет; Напр.,:«У тебя нет музыкального слуха!»).
Т.е. общество выступает в качестве ограничителя получение прямого опыта.
Так или иначе, ребёнок воспринимает этот опыт и строит на его основе самосознание.
Однако опыт становится содержанием Я-концепции только в процессе рефлексии (работа Я сознающего). Т.е. пока Я как процесс не включено, никаких содержаний не будет.
Следствия для практики:
Чтобы гармонично справляться с трудностями Я-концепция д.б качественной и эффективной (гибкой)
3 необходимых свойства гибкой Я-концепции:
1) уверенность в том, что окружающие хорошо ко мне относятся;
2) уверенность в том, что сможешь справиться с любой задачей посредством усилий;
3) самоценность как способность не распространять свои недостатки на образ Я в целом.
Проблема воспитания в культурно-историческом подходе к развитию психики. (Л.С.Выготский, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Учение об условиях, источниках и движущих силах развития. Понятия «зона ближайшего развития», «социальная ситуация развития» и «ведущая деятельность» в свете проблемы воспитания. Требования к воспитанию, вытекающие из культурно- исторического подхода.
План
1. общение как условие развития психики (Лисина, Выга: ВПФ, ЗБР);
2. среда как источник развития психики (Выга: ССР; Божович: ВП);
3. ВД как движущая сила развития (Леонтьев, Эльконин, Запорожец);
4. требования к воспитанию (общее и частные).
Предлагаю раскрывать эту тему через детерминанты учения об условиях, источниках и движущих силах развития.
С точки зрения представителей культурно-исторического подхода:
условия развития – общение;
источник развития – среда;
движущая сила развития – ведущая деятельность.
①Общение как условие развития психики
Об общении в культурно-историческом подходе говорила Лисина (функции общения):
1)передача социо-культурного опыта;
2)организация совместной деятельности;
3)формирование и развитие межличностных отношений;
4)познание людьми друг друга и самопознание;
Первые две функции вытекают из закона о развитии ВПФ (1из 6 законов психического развития, которые были выведены Выготским).
Согласно данному закону каждая ПФ появляется на сцене дважды: сначала как деятельность коллективная/социальная (интерпсихическая), затем – как действие инливидуальное (интрапсихическая функция).
Т.е. общение и сотрудничество со взрослым = основа и необходимое условие развития, ибо ребёнок по своей природе социален.
Взрослый вводит знаки и значения в контекст общения с ребёнком, который постепенно выделяет их и начинает использовать знак для регуляции сначала поведения взрослого, а затем – собственного поведения.
Согласно Лисиной, механизмом развития форм общения (она выделяла разные виды форм общения в соответствие с возрастом) является механизм опережающей инициативы взрослого:
¾ данный механизм предполагает создание зоны ближайшего развития за счёт постановки новых задач общения и их решения в совместной деятельности со взрослым.
Как видно данный механизм тесно связан с ещё одним законом Выготского о психическом развитии – законом ведущей роли обучения для развития:
¾ Обучение ведёт за собой развитие тогда и только тогда, когда осуществляется в ЗБР, а его система – система научных понятий (связь с законом Выготского о системно-смысловом строении сознания).
Понятие ЗБР (ввёл Выготский) = расхождение между уровнем актуального развития (обнаруживается в самостоятельной деятельности ребёнка) и уровнем потенциального развития (достигается в сотрудничестве со взрослым и станет актуальным в ближайшем будущем).
②Среда как источник психического развития
Данное положение вытекает из ещё одного закона Выготского о психическом развитии – законе среды:
¾ Социальная среда – источник развития, так как содержит систему культурных средств, знаков, эталонов, овладение которыми обеспечивает развитие высших форм психической деятельности человека.
¾ Среда никогда не является для ребёнка внешней, так как он развивается в единстве связей и отношений с соц.действительностью. Данное положение тесно связано с таким понятием Выготского как социальная ситуация развития (ССР).
ССР по Выге = специфические для каждого возрастного этапа отношения между ребёнком и окружающей его действительностью:
1)ребёнок – близкий взрослый/сверстник;
2)ребёнок – социальный взрослый (учитель/воспитатель/дальний взрослый);
Божович, говоря о ССР, ввела такое понятие как внутренняя позиция (ВП)
Вслед за Выгой выделяла 2 аспекта ССР:
1) объективный - определенное место в системе доступных ребенку общественных отношений, которые характеризуются известной системой прав и обязанностей ребенка, определенными требованиями к его поведению и деятельности определенными социальными ожиданиями и санкциями, имеющими социо-культурный генезис;
2) субъективный - внутреннюю позицию ребенка, отражающую его отношение к своей объективной социальной позиции, преломленное системой потребностей и мотивов.
ВП = единица отношений личности и среды в развитии, которая воплощает действенно-активную позицию ребёнка. Таковой единицей является переживание ребёнка, как внутреннее отношение к своей объективной позиции, которую он фактически занимает
Характер и содержание такого переживания определяют, какое влияние на развитие ребёнка оказывают особенности среды (т.е. может служить диагностическим критерием).
③Ведущая деятельность как движущая сила развития
Понятие ведущей деятельности (ВД) ввёл А. Н. Леонтьев.
По Леонтьеву развитие в форме присвоения социо-культурного опыта осуществляется адекватной, но не тождественной родовым способностям, кристаллизованным в предметах культуры.
3 признака ВД:
1)определяет формирование психологических новообразований познавательной сферы (новые качественные изменения познават.сферы психики, специфичные для определённого возраста);
2) определяет формирование новообразований личности;
3) определяет возникновение и развитие новых видов деятельности, 1 из которых станет в последствие ведущей.
Д.Б. Эльконин добавил ещё 2 признака ВД:
1) задаёт ведущий для данной возрастной стадии тип отношений и форму общения со взрослым и сверстниками;
2) связывает ребёнка с теми элементами среды, которые являются источником развития (задаёт «идеальную форму развития»). Пр, обращение «Мой маленький поросёночек!» к ребёнку моложе года и к ребёнку 5 лет. 1ый – радуется и улыбается, т.к. ориентируется на ласковую интонацию (вообще пофиг, как его назвать будут). 2ой – дуется и обижается, т.к. ведущим является семантика, значение слова.
Запорожец также использовал понятие ВД, и также говорил, что его нужно учитывать при обучении и воспитании ребёнка.
Личность для него выступала как 2 взаимосвязанные подсистемы: отражения (перцептивные, воображаемые и умственные действия) и регуляции (ценности, мотивы и эмоции).
Признавая значимость обеих сторон личности, Запорожец большое внимание уделял именно регуляции, то есть ценностям, эмоциям и мотивам (как составляющим нравственности) => вклад именно в воспитание. Он считал, что основы будущей личности закладываются именно в дошкольном возрасте => воспитание как развитие нравственных и эстетических качеств = центральная задача периода.
Воспитание дошкольников должно происходит через 3 основных вида деятельности:
1) игра (вслед за Элькониным) Запорожец: значение игры для воспитания:
¾ возможность раскрытия нравственного смысла поступков для др. людей (напр, игра в дет.сад, где целенаправленно разыгрывается печаль при виде грязной комнаты и радость при виде чистой => происходит связывание наличной ситуации и реакции на неё др.людей).
¾ отраженный таким образом смысл должен закрепляться эмоционально (роль эмоционального воображения). Наблюдая реакцию других людей, дети сами начинают её переживать. Далее взрослый вводит язык чувств, название эмоций. В последствие ребёнок ориентируется не на свои эгоистичные переживания, а на переживания др. людей.
Продуктивная деятельность
¾ через неё может происходить целенаправленное формирование основ нравственного поведения, а именно системы: «соц.мотивы – связанные с ними механизмы эмоциональной коррекции» (эмоциональное предвосхищение).
¾ такая регуляция мб сформирована лишь с опорой на образы эмоций, которые ребёнок реально испытывал и отшлифовывал виграх. И, кроме того, для неё нужна особая ориентировка со стороны взрослого. Взрослый организует деятельность детей (его действия и эмоц реакции = эталон для детей). Общение с ребёнком строит способы осознания у ребёнка способы своего поведения и приведения его в соответствие с эталоном. Далее если поведение отклоняется от эталона – напоминание окружающих. В итоге эмоц коррекция становится самостоятельной и опережающей
3) восприятие сказки – ребёнок содействует героям сказки (хочет предупредить козлят, что к ним придёт волк и т.д.). Этому способствуют особенности композиции сказки: повторы действия (отработка и закрепление чувств); противопоставления (сравнения поступков плохих и хороших героев). В процессе переживания создаётся определённое моральное отношение, которое имеет большую принудительную силу, чем сообщаемые другими моральные оценки.
¾ Важно устраивать игры-драматизации на основе сказок. Отличие от обычных игр: учатся не просто сопереживать (разным людям в связи с разными ситуациями), а сопереживать с позиций высоких нравственных мотивов (отождествление с героем = отражение эталонных переживаний). В обычной игре - усваивает, КАК надо радоваться/огорчаться, в игре-драматизации – ЧЕМУ и ИЗ-ЗА ЧЕГО.