Теория базовых психологических потребностей Дэси и Райана
С точки зрения создателей теории самодетерминации Дэси и Райана источником и условием развития внутренней мотивации служит удовлетворение 3х базовых потребностей:
1) потребность в автономии – стремление самостоятельно контролировать собственные действия и поведение, быть их независимым инициатором, т.е. самостоятельно управлять своим поведением (быть режиссёром собственной жизни).
2) потребность в компетентности – стремление достичь определённых результатов в какой-либо сфере деятельности, продемонстрировать своё мастерство, быть эффективным.
3) потребность во взаимодействии с другими людьми – стремление установить надёжные отношения с другими людьми, в основе которых чувство привязанности и принятия.
②Развитие нравственности и мировоззрения
Теория содержания жизненных целей (Кассер и Райан)
Исследователи выделяют 2 типа жизненных целей:
1) внешние цели (слава, богатство и привлекательный внешний вид);
2) внутренние цели (личностный рост, любовь/дружба, помощь другим людям)
Исследование, которое проводилось на подростках США, показало, что внешние цели часто сочетаются с более низкой самооценкой, большей зависимостью от лекарств, более длительным пребыванием у теливизора.
Последующие исследования (лонгитюд в 2 года на выборке талантливых людей в начале карьеры): преобладание внутренних целей кореллирует с более высоким уровнем психологического благополучия; в отношении внешних целей значимых связей с благополучием выявлено не было.
Таким образом, необязательно, чтобы среди стремлений преобладали только внутренние цели, важно, чтобы помимо внешних целей, были и внутренние (иначе – стресс).
Источником установок на внешние цели Кассер и Райан считают телевизор (в частности, рекламу).
Следствие для воспитания = прививать внутренние цели, ограничивать просмотр ТВ-программ …
③Развитие воли
Определение воли
Выготский, Эльконин
· воля в контексте проблемы сознания (как сознательная регуляция/контроль/управление собственным поведением);
· развитие воли = развитие произвольной регуляции
Иванников: воля – произвольная форма мотивации, нужна, когда не хватает побудительной силы мотива (происходит заём энергии у наиболее значимого мотива, который связан с неким действием/деятельностью; Напр, занять энергию у игры)
Развитие воли
Эльконин: произвольность формируются в игровой деятельности
т.е. уже у дошкольников проявляются зачатки воли
Такие компоненты сюжетно-ролевой игры как роль и правилотребуют отказа от сиюминутных желаний (чтобы следовать правилу для выполнения принятой роли). Таким образом осуществляется переход к произвольной регуляции поведения.
Показательными являются эксперименты Мануйленко: исследовал умение дошкольников сохранять неподвижную позу. Вывод из исследования: большое значение имеет мотивация деятельности. Выполнение роли – эмоционально привлекательнее, оказывает стимулирующее воздействие на выполнение действий, в которых находит своё воплощение.
В дополнительном эксперименте было также показано значение кооперации со сверстниками (роль часового в присутствие всей группы vs роль часового в одиночества => в первом варианте стоял дольше). Обратная связь от сверстником усиливает контроль за действиями у самого исполнителя.
Следствие для воспитания: важно учить детей сюжетно-ролевой игре (в настоящее время её вытесняют it-технологии)
Развитие воли в дошкольном возрасте имеет важное значение. Показательным является известный «маршмеллоу-тест », который проводился под руководством У. Мишела.
В этих исследованиях детям дошкольного возраста предлагали выбор между одним небольшим вознаграждением, предоставляемым немедленно, и увеличением награды вдвое, если они смогут терпеливо ждать её в течение короткого периода (примерно 15 минут) во время которого экспериментатор покинул комнату, чтобы вернуться после ожидания. В качестве вознаграждения использовался зефир.
В последующих исследованиях учёные обнаружили, что у детей, которые были в состоянии дождаться увеличенной награды, как правило, жизнь складывалась более благополучно. Такие выводы были сделаны по их SATам (тест при поступлении в ВУЗ), уровню образования, индексу массы тела. Родители описывали таких детей, как значительно более компетентных.
④Развитие самосознания
Определение самосознания