В учебной деятельности субъект «распредмечивает» мир человеческой культуры, приобретает таким образом знания, умения, навыки, и развивает свои способности.

4) интериоризация как механизм усвоения

по Выге, Гальперину: в процессе усвоения действия из внешних материальных переходят во внутренний умственный план;

5) ведущая роль обучения в умственном развитии: способности к позанию формируются прижизненно, обучение ведет развитие, когда протекает в его ЗБР.

6) единство строения внешней и внутренней деятельности

7) зависимость психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности – пример экспериментов Зинченко и Смирнова (лучше запоминается то, что связано с целью деятельности: либо цифры, либо картинки),

Вопрос 4. Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий Гальперина. Сравнение типов ООД и эффективности обучения. Значение теории для решения проблем образования.

План:

1. действие (структура; свойства: первичные/вторичные);

2. этапы формирования умственных действий (6 этапов) + если надо - про организацию контроля;

3. ООД (определение, характеристики, 3 основных типа);

4. примеры обучающих программ (Кабыльницкая с вниманием, Талызина – подведение под понятие).

Задачи теории:

1. Теоретическая задача – изучить закономерности перехода от внешних форм деятельности к внутренним и выяснить условия, влияющие на качества формируемых таким образом психических новообразований – образов, умственных действий, навыков.

2. Практическая задача – добиться формирования умственных действий, навыков и образов с заранее заданными свойствами (параметрами).

①Действие

Структура действия

Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из 3х частей:

Ориентировочная часть (управляющая)

· обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия ≈ образ действия;

Исполнительная часть (рабочая)

· осуществляет заданные преобразования в объекте действия

Контрольно-корректировочная часть

· отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.

Чему из этого учить?

Процесс обучения направлен на формирование всех трех “органов” действия, но наиболее тесно связан с его ориентировочной частью.

Свойства действия (всего 8 свойств)

Каждое действие характеризуется определенным набором параметров, которые являются относительно независимыми и могут встречаться в разных сочетаниях.

А) Первичные свойства - независимые характеристики действия ни одна из которых не является следствием другой или других. Именно они направленно формируются в процессе поэтапной отработки и варьирования условий, в которых действие усваивается (4 свойства:форма совершения, степень обобщения, степень равзвёрнутости, мера самостоятельности);

Б) Вторичные свойства являются следствием одного или нескольких первичных. Их нельзя сформировать непосредственно – путь к ним лежит через первичные свойства (4 свойства: разумность, осознанность, прочность, мера абстракции)

Всё зависит от целей обучения: не все действия должны пройти все этапы формирования. Иногда достаточно, что бы что-то выполнялось с опорой на образец, а иногда нужно что бы действия были свернутые и быстрые.

② Этапы формирования умственных действий и понятий

1) Мотивационный – (формирование мотивационной основы действия) - складывается отношение ученика к целям и задачам предстоящего действия, и к содержанию материала, намеченного к усвоению.

2) Ориентировочный (построения схемы ООД) – в ходе выполнения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется.

3) Материальный (материализованный)

4) Внешнеречевой (устной или письменной речи)

5) Беззвучной речи (речь про себя)

6) Умственный (внутриречевой)

Вопрос о переводе действия с одного этапа на другой

• должно устойчиво выполняться без ошибок

.

• При этом в каждой новой форме действие вначале должно быть полностью развернутым – преобразование по форме должны пройти все слагающие его элементы.

Обратная связь (функции)

• На начальных этапах становления деятельности обратную связь осуществляет обучающий, а на завершающих этапах – сам обучаемый.

Организация контроля

1) На начальных стадиях построения схемы ООД и ее использования для выполнения действия контроль должен быть пооперационным.

2) В начале материального (материализованного) и внешнеречевого этапов контроль во внешней форме должен быть систематическим – за каждым выполняемым заданием (по конечному продукту).

3) В конце материального и внешнеречевого этапов, а так же на последующих, контроль должен быть эпизодическим – по требованию обучаемого.

4) Кто контролирует - учитель, сам ученик уже освоивший действие контроля или его товарищ - принципиального значения для качества усвоения не имеет.

③ ООД (ориентировочная основа действия)

≠ ориентировочная часть действия

=система условий, на которую опирается чел при выполнении действия

Характеристики ООД:

4) полнота(все ли необходимые/достаточные условия представлены)

¾ полная, неполная, избыточная

Обобщённость

¾ обобщённая – отражена сущность целого класса частных случаев => можно использовать для ориентировки в каждом из этих классов;

¾ частная – пригодна лишь для единичного случая;

Способ получения

a) в готовом виде

b) самостоятельно составляется учеником:

¾ путём проб и ошибок в процессе выполнения

¾ путём сознательного применения общего метода

Типы ООД:

1ый тип : Неполная, конкретная (с низкой обобщенностью), полученная самостоятельно методом проб и ошибок).

¾ даётся только образец действия и образец результата.

¾ ученик недостаточно понимает содержание учебного материала; существенные признаки не отделяет от несущественных; учебные действия строятся методом проб и ошибок.

2ой тип: Полная, конкретная, полученная в готовом виде

¾ ученик лучше понимает содержание материала, отличает существенные признаки от несущественных, но учебные действия осуществляются хотя и без ошибок, но на ограниченном учебном материале (плохой перенос в новые условия).

= хорошее традиционное обучение

3ий тип: Полная, обобщенная, самостоятельная.

¾ ученик самостоятельно строит свои учебные действия, на основе анализа условий и полной ориентировки в них. Учебные действия формируются быстро, выполняются безошибочно и легко переносятся в новые условия

= развивающее обучение

④ Примеры обучающих программ, созданных на основе ТПФУД

А) Эксперименты Кабыльницкой и Гальперина (формирования контроля ошибок на письме)

испытуемые: школьники 2 и 3 классов («невнимательные» - писали с ошибками)

процедура: 20 индивидуальных занятий в течение 2х месцев

¾ с опорой на разработанную ООД удалось сформировать умственное действие контроля (дети стали внимательными) – действие

ООД:

1. проверить по предложение по смыслу (подходят ли слова др к др);

2. проверить ошибки написания (пропуск буквы/замена/удвоение…);

3. подчёркивать (материальный этап) проверенные единицы, прежде чем переходить к следующим – проговаривать вслух – шёпотом/про себя – в уме.

Б) Талызина – формирование умения подведения под понятие (перпендикулярные прямые)

1) мотивация;

2)показываем процесс распознавания параллельных прямых(выделить необходимые и достаточные признаки, установить их наличие и применить правило логического вывода);

3)после показа процесса,составляем ООД (фиксация выделенного содержания деятельности);

Признаки перпендикулярных линий:

1. обе прямые

2. пересекаются

3. при пересечении – прямой угол

Правило логического вывода

1. если есть все признаки – ответ «да»

2. если одного нет – «нет»

3. если хоты бы 1 признак не известен

4. ответ – «?»

ООД (на карточке):

1. прочитайте задание

2. выделите условие и вопрос задания

3. прочитайте первый признак понятия

4. проверьте, есть ли он у данного объекта

5. отметьте результат с помощью знаков (+ - ?)

6. проделайте то же самое с другими признакми

7. сравните результаты с логическим правилом

8. запишите ответ с помощью знака (+ - ?)

7)Cначала действия выполняются с опорой на карточку ООД и с реальными предметами/их моделями, всё проговаривается, действие выполняется вместе с учителем;

8)Далее внешнеречевой этап – процедура та же, но уже без опоры на карточку ООД (всё по памяти), рассуждают вслух, результаты фиксируют;

9)Далее операции начинают немного сворачиваться, ученик проговаривает про себя;

10)И в конце действие переходит в умственный план. Помощь и контроль со стороны учителя больше не нужны.

Наши рекомендации