В учебной деятельности субъект «распредмечивает» мир человеческой культуры, приобретает таким образом знания, умения, навыки, и развивает свои способности.
4) интериоризация как механизм усвоения
по Выге, Гальперину: в процессе усвоения действия из внешних материальных переходят во внутренний умственный план;
5) ведущая роль обучения в умственном развитии: способности к позанию формируются прижизненно, обучение ведет развитие, когда протекает в его ЗБР.
6) единство строения внешней и внутренней деятельности
7) зависимость психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности – пример экспериментов Зинченко и Смирнова (лучше запоминается то, что связано с целью деятельности: либо цифры, либо картинки),
Вопрос 4. Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий Гальперина. Сравнение типов ООД и эффективности обучения. Значение теории для решения проблем образования.
План:
1. действие (структура; свойства: первичные/вторичные);
2. этапы формирования умственных действий (6 этапов) + если надо - про организацию контроля;
3. ООД (определение, характеристики, 3 основных типа);
4. примеры обучающих программ (Кабыльницкая с вниманием, Талызина – подведение под понятие).
Задачи теории:
1. Теоретическая задача – изучить закономерности перехода от внешних форм деятельности к внутренним и выяснить условия, влияющие на качества формируемых таким образом психических новообразований – образов, умственных действий, навыков.
2. Практическая задача – добиться формирования умственных действий, навыков и образов с заранее заданными свойствами (параметрами).
①Действие
Структура действия
Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из 3х частей:
Ориентировочная часть (управляющая)
· обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия ≈ образ действия;
Исполнительная часть (рабочая)
· осуществляет заданные преобразования в объекте действия
Контрольно-корректировочная часть
· отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.
Чему из этого учить?
Процесс обучения направлен на формирование всех трех “органов” действия, но наиболее тесно связан с его ориентировочной частью.
Свойства действия (всего 8 свойств)
Каждое действие характеризуется определенным набором параметров, которые являются относительно независимыми и могут встречаться в разных сочетаниях.
А) Первичные свойства - независимые характеристики действия ни одна из которых не является следствием другой или других. Именно они направленно формируются в процессе поэтапной отработки и варьирования условий, в которых действие усваивается (4 свойства:форма совершения, степень обобщения, степень равзвёрнутости, мера самостоятельности);
Б) Вторичные свойства являются следствием одного или нескольких первичных. Их нельзя сформировать непосредственно – путь к ним лежит через первичные свойства (4 свойства: разумность, осознанность, прочность, мера абстракции)
Всё зависит от целей обучения: не все действия должны пройти все этапы формирования. Иногда достаточно, что бы что-то выполнялось с опорой на образец, а иногда нужно что бы действия были свернутые и быстрые.
② Этапы формирования умственных действий и понятий
1) Мотивационный – (формирование мотивационной основы действия) - складывается отношение ученика к целям и задачам предстоящего действия, и к содержанию материала, намеченного к усвоению.
2) Ориентировочный (построения схемы ООД) – в ходе выполнения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется.
3) Материальный (материализованный)
4) Внешнеречевой (устной или письменной речи)
5) Беззвучной речи (речь про себя)
6) Умственный (внутриречевой)
Вопрос о переводе действия с одного этапа на другой
• должно устойчиво выполняться без ошибок
.
• При этом в каждой новой форме действие вначале должно быть полностью развернутым – преобразование по форме должны пройти все слагающие его элементы.
Обратная связь (функции)
• На начальных этапах становления деятельности обратную связь осуществляет обучающий, а на завершающих этапах – сам обучаемый.
Организация контроля
1) На начальных стадиях построения схемы ООД и ее использования для выполнения действия контроль должен быть пооперационным.
2) В начале материального (материализованного) и внешнеречевого этапов контроль во внешней форме должен быть систематическим – за каждым выполняемым заданием (по конечному продукту).
3) В конце материального и внешнеречевого этапов, а так же на последующих, контроль должен быть эпизодическим – по требованию обучаемого.
4) Кто контролирует - учитель, сам ученик уже освоивший действие контроля или его товарищ - принципиального значения для качества усвоения не имеет.
③ ООД (ориентировочная основа действия)
≠ ориентировочная часть действия
=система условий, на которую опирается чел при выполнении действия
Характеристики ООД:
4) полнота(все ли необходимые/достаточные условия представлены)
¾ полная, неполная, избыточная
Обобщённость
¾ обобщённая – отражена сущность целого класса частных случаев => можно использовать для ориентировки в каждом из этих классов;
¾ частная – пригодна лишь для единичного случая;
Способ получения
a) в готовом виде
b) самостоятельно составляется учеником:
¾ путём проб и ошибок в процессе выполнения
¾ путём сознательного применения общего метода
Типы ООД:
1ый тип : Неполная, конкретная (с низкой обобщенностью), полученная самостоятельно методом проб и ошибок).
¾ даётся только образец действия и образец результата.
¾ ученик недостаточно понимает содержание учебного материала; существенные признаки не отделяет от несущественных; учебные действия строятся методом проб и ошибок.
2ой тип: Полная, конкретная, полученная в готовом виде
¾ ученик лучше понимает содержание материала, отличает существенные признаки от несущественных, но учебные действия осуществляются хотя и без ошибок, но на ограниченном учебном материале (плохой перенос в новые условия).
= хорошее традиционное обучение
3ий тип: Полная, обобщенная, самостоятельная.
¾ ученик самостоятельно строит свои учебные действия, на основе анализа условий и полной ориентировки в них. Учебные действия формируются быстро, выполняются безошибочно и легко переносятся в новые условия
= развивающее обучение
④ Примеры обучающих программ, созданных на основе ТПФУД
А) Эксперименты Кабыльницкой и Гальперина (формирования контроля ошибок на письме)
испытуемые: школьники 2 и 3 классов («невнимательные» - писали с ошибками)
процедура: 20 индивидуальных занятий в течение 2х месцев
¾ с опорой на разработанную ООД удалось сформировать умственное действие контроля (дети стали внимательными) – действие
ООД:
1. проверить по предложение по смыслу (подходят ли слова др к др);
2. проверить ошибки написания (пропуск буквы/замена/удвоение…);
3. подчёркивать (материальный этап) проверенные единицы, прежде чем переходить к следующим – проговаривать вслух – шёпотом/про себя – в уме.
Б) Талызина – формирование умения подведения под понятие (перпендикулярные прямые)
1) мотивация;
2)показываем процесс распознавания параллельных прямых(выделить необходимые и достаточные признаки, установить их наличие и применить правило логического вывода);
3)после показа процесса,составляем ООД (фиксация выделенного содержания деятельности);
Признаки перпендикулярных линий:
1. обе прямые
2. пересекаются
3. при пересечении – прямой угол
Правило логического вывода
1. если есть все признаки – ответ «да»
2. если одного нет – «нет»
3. если хоты бы 1 признак не известен
4. ответ – «?»
ООД (на карточке):
1. прочитайте задание
2. выделите условие и вопрос задания
3. прочитайте первый признак понятия
4. проверьте, есть ли он у данного объекта
5. отметьте результат с помощью знаков (+ - ?)
6. проделайте то же самое с другими признакми
7. сравните результаты с логическим правилом
8. запишите ответ с помощью знака (+ - ?)
7)Cначала действия выполняются с опорой на карточку ООД и с реальными предметами/их моделями, всё проговаривается, действие выполняется вместе с учителем;
8)Далее внешнеречевой этап – процедура та же, но уже без опоры на карточку ООД (всё по памяти), рассуждают вслух, результаты фиксируют;
9)Далее операции начинают немного сворачиваться, ученик проговаривает про себя;
10)И в конце действие переходит в умственный план. Помощь и контроль со стороны учителя больше не нужны.