Внутренняя мотивация и материальное вознаграждение

Скиннер: «Наше поведение регулируется и контролируется его последствиями».

· акцент на внешних мотивах (т.е. внешние источники подкрепления – материальная/нематериальная награда, похвала);

· внутренне мотивированные деятельности рассматриваются как включающие в себя награду в виде самой деятельности

· по Дэси и Райяну вознагражедние подрывает внутреннюю мотивацию. Однако, похвала может подкреплять внутреннюю мотивацию, однако она должна быть обоснована на фактак, поддерживать усилия и старание, сопровождаться советами.

Внешняя мотивация – стимул – только вознаграждение.

Программированное обучение

- способ обучения, при котором информация представлена в виде небольших отдельных фрагментов (кадров) и содержится в книжке или на ином устройстве. Программы требуют отвечать на вопросы и тут же сообщают о результатах. Как на права сдаем.

Средства обучения – любое устройство, которое эффективно обучает в отсутствие учителя (рабочая тетрадь или компьютер).

⑤Теория социального научения (социально-когнитивная теория Бандуры)

=связующее звено между бихевиоральным и когнитивным подходами, т.к., пытаясь объяснить соц.научение, использует принципы оперантного научения и исследует интеллектуальные действия (воображение/предвидение)

Модель взаимного детерминизма = не только среда воздействует на субъекта, но и субъект на среду; опосредующее звено – личностные факторы

Социальное научение – научение тому, что приемлемо и неприемлемо в данной культуре.

механизм научения – наблюдение/подражание (приобретение новых R или модификация старых R в результате наблюдения за моделью).

модель =реальный человек /символьная модель (словесные или письменные интсрукции; рисунки; психические образы; персонажи и сюжеты фильмов/комиксов/книг/ТВ-передач).

Связь с теорией оперантного научения

· подражательное поведение = оперант

· когда подражательное поведение приводит к положительным последствиям или удалению чего-то неприятного, оно становится более вероятно

Отличие:

· подкрепление не управляет нами в слепую (подкрепление всегда идёт после R), его воздействие зависит от нашего знания отношений между поведением и подкреплением;

· т.е. важна способность к прогнозированию и символизации.

4 процесса, включённых в научение через наблюдение:

1) процессы внимания – если хотим чему-то научиться, должны внимательно следить за моделью. Но важно знать, за ЧЕМ именно следить – маленькие дети часто не выделяют существенных характеристик поведения. Также важна готовность к наблюдению (как установка восприятия), история предыдущих наблюдений и мотивация;

2) процессы сохранения (память) – нужно уметь организовывать и переводить в символьную форму свои наблюдения. Лучший способ усвоения – мысленная организация и повторение действий перед реальным выполнением. Например, для научения двигательному навыку полезно наблюдать за моделью и сохранять зрительную последовательность действий. Затем, проиграть всю последовательность действий в уме;

3) процессы двигательного воспроизведения – перевод действий из воображаемых в уме в реальные физические движения. Здесь важны не только физические способности, но способность к наблюдению за своими попытками и к двигательной обратной связи для коррекции.

4) мотивационные процессы – будет ли модельное поведение реализовано, зависит от подкрепления или предполагаемого подкрепления. (Большинство из того, что видели и усвоили может никогда нами не выполнятся).

Характеристики хороших моделей поведения (взрослые):

· осведомлённость - модели, демонстрирующие поведенческие образцы, хорошо взаимодействующие со средой, привлекают больше внимания, чем те модели, которые не обладают таким качеством. Маленькие дети изначально полагают, что их родители и учителя осведомлены обо всем, что хорошо, что плохо, о чем говорит мать, отец или воспитательница в детском саду (это видно из того, как дети подражают им и копируют их поведение).

· статус: модели, которые получили' высокий статус, привлекут внимание быстрее.

Характеристики хороших моделей поведения (ровесники):

· общность модели и наблюдателя (возраст, пол);

· осведомлённость;

· статус - учителя могут более эффективно воздействовать на поведение большой группы учащихся, влияя на поведение тех учеников, чей статус выше, чем у других, когда они ведут себя не должным образом. На лузеров обычно никто не смотрит.

КОГНИТИВИЗМ

1. Главная фишка – компьютерная метафора : человеческий мозг подобен компьютеру; психические процессы, связанные с получением, организацией, хранением и извлечением информации, сравниваются с программируемыми функциями компьютера.

Предмет изучения – психические процессы, а именно когниции (познавательные процессы).

②Когнитивные модели научения

Общие допущения:

1. текущее научение основано на предшествующем знании

2. научение предполагает переработку информации (активный характер научения – происходит установление отношений между понятиями, их организация в долговременной памяти)

3. смысл, извлечённый из опыта, отражает отношения между предшествующими и новыми знаниями.

Таким образом:

· обучение и научение должны выделять взаимосвязи стратегии=> учебный план д.б. организован так, чтобы раскрыть, подчеркнуть и выделить наиболее важные взаимосвязи;

· школа должна уделять внимание формированию стратегий восприятия, интерпретации, организации, анализа, оценки, хранения и извлечения информации.

③Конструктивизм

- пример движения за «прогрессивное образование» (термин «по» предложил Джон Дьюи для своего варианта реформы образования: центрация на ребёнке и обучение путём открытий)

Положения конструктивизма:

· обучение должно ориентироваться на учащегося, а не на учителя;

· метод обучения – самостоятельное конструирование знаний учащимися (не без помощи учителя, конечно; учитель – тот, кто облегчает процесс научения, побуждает к обдумыванию и принятию на себя ответственности за собственное научение).

Пример: когнитивисты (Брунер, Пиаже)

=вариант гуманистического подхода к обучению (способствует индивидуальному равзитию учащихся, признаёт их личностную уникальность, уникальность тех смыслов, которые они изобретают и конструируют; упор на автономию и самостоятельную ориентацию учащихся)

· противопоставляется директивному обучению (центрация на учителе – он всё организует, методы – подача знаний в готовом виде: лекции, рассказы, демонстрации). Пример: бихевиоризм (Скиннер и др.)

⑤ Подход к обучению Брунера

=научение путём открытий (ученикам излагают материал не в законченной форме, а требуют, чтобы они сами организовывали его).

· учащиеся сами выстраивают взаимосвязи, которые существуют между элементами информации;

· учитель – посредник, направляет учеников в процессе открытия, следит за шагами.

· открытие = следование логическим шагам в поиске обобщающих выводов (как в научном исследовании)

4 группы условий, влияющих на научение путём открытия:

1) настрой – чел ориентированный на открытие = чел, у которого подход к проблеме состоит в поиске взаимосвязей между разрозненными элементами;

2) состояние потребности – уровень возбуждения, готовности учащегося (важен оптимум: не сонный, но и не тревожный);

3) овладение конкретикой (достаточная информационная база знаний).

4) многообразие обучения одни и те же предметы преподавались учащимся на разных ступенях обучения, но с различным количеством подробностей и с различной степенью абстрагирования).

Требования к обучению через открытие:

· учебный план предмета должен быть организован таким образом, чтобы облегчать формирование структуры

· спиральный учебный план – развивает темы и придаёт им новое развитие на разных ступенях обучения (от простого к сложному с насаживанием на эту структуру все больший объем фактов).

Достоинства научения через открытие: Обучение при помощи открытия содержит поощрение в себе самом, повышает чувство компетентности;помогает усвоить некоторые эвристики или основные принципы, позволяющие ребенку продолжить обучение за пределами класса; лучше запоминается ин-фа.

⑥Взгляды Пиаже на развитие интеллекта

= операциональная концепция развития интеллекта

Наши рекомендации