Внутренняя мотивация и материальное вознаграждение
Скиннер: «Наше поведение регулируется и контролируется его последствиями».
· акцент на внешних мотивах (т.е. внешние источники подкрепления – материальная/нематериальная награда, похвала);
· внутренне мотивированные деятельности рассматриваются как включающие в себя награду в виде самой деятельности
· по Дэси и Райяну вознагражедние подрывает внутреннюю мотивацию. Однако, похвала может подкреплять внутреннюю мотивацию, однако она должна быть обоснована на фактак, поддерживать усилия и старание, сопровождаться советами.
Внешняя мотивация – стимул – только вознаграждение.
Программированное обучение
- способ обучения, при котором информация представлена в виде небольших отдельных фрагментов (кадров) и содержится в книжке или на ином устройстве. Программы требуют отвечать на вопросы и тут же сообщают о результатах. Как на права сдаем.
Средства обучения – любое устройство, которое эффективно обучает в отсутствие учителя (рабочая тетрадь или компьютер).
⑤Теория социального научения (социально-когнитивная теория Бандуры)
=связующее звено между бихевиоральным и когнитивным подходами, т.к., пытаясь объяснить соц.научение, использует принципы оперантного научения и исследует интеллектуальные действия (воображение/предвидение)
Модель взаимного детерминизма = не только среда воздействует на субъекта, но и субъект на среду; опосредующее звено – личностные факторы
Социальное научение – научение тому, что приемлемо и неприемлемо в данной культуре.
механизм научения – наблюдение/подражание (приобретение новых R или модификация старых R в результате наблюдения за моделью).
модель =реальный человек /символьная модель (словесные или письменные интсрукции; рисунки; психические образы; персонажи и сюжеты фильмов/комиксов/книг/ТВ-передач).
Связь с теорией оперантного научения
· подражательное поведение = оперант
· когда подражательное поведение приводит к положительным последствиям или удалению чего-то неприятного, оно становится более вероятно
Отличие:
· подкрепление не управляет нами в слепую (подкрепление всегда идёт после R), его воздействие зависит от нашего знания отношений между поведением и подкреплением;
· т.е. важна способность к прогнозированию и символизации.
4 процесса, включённых в научение через наблюдение:
1) процессы внимания – если хотим чему-то научиться, должны внимательно следить за моделью. Но важно знать, за ЧЕМ именно следить – маленькие дети часто не выделяют существенных характеристик поведения. Также важна готовность к наблюдению (как установка восприятия), история предыдущих наблюдений и мотивация;
2) процессы сохранения (память) – нужно уметь организовывать и переводить в символьную форму свои наблюдения. Лучший способ усвоения – мысленная организация и повторение действий перед реальным выполнением. Например, для научения двигательному навыку полезно наблюдать за моделью и сохранять зрительную последовательность действий. Затем, проиграть всю последовательность действий в уме;
3) процессы двигательного воспроизведения – перевод действий из воображаемых в уме в реальные физические движения. Здесь важны не только физические способности, но способность к наблюдению за своими попытками и к двигательной обратной связи для коррекции.
4) мотивационные процессы – будет ли модельное поведение реализовано, зависит от подкрепления или предполагаемого подкрепления. (Большинство из того, что видели и усвоили может никогда нами не выполнятся).
Характеристики хороших моделей поведения (взрослые):
· осведомлённость - модели, демонстрирующие поведенческие образцы, хорошо взаимодействующие со средой, привлекают больше внимания, чем те модели, которые не обладают таким качеством. Маленькие дети изначально полагают, что их родители и учителя осведомлены обо всем, что хорошо, что плохо, о чем говорит мать, отец или воспитательница в детском саду (это видно из того, как дети подражают им и копируют их поведение).
· статус: модели, которые получили' высокий статус, привлекут внимание быстрее.
Характеристики хороших моделей поведения (ровесники):
· общность модели и наблюдателя (возраст, пол);
· осведомлённость;
· статус - учителя могут более эффективно воздействовать на поведение большой группы учащихся, влияя на поведение тех учеников, чей статус выше, чем у других, когда они ведут себя не должным образом. На лузеров обычно никто не смотрит.
КОГНИТИВИЗМ
1. Главная фишка – компьютерная метафора : человеческий мозг подобен компьютеру; психические процессы, связанные с получением, организацией, хранением и извлечением информации, сравниваются с программируемыми функциями компьютера.
Предмет изучения – психические процессы, а именно когниции (познавательные процессы).
②Когнитивные модели научения
Общие допущения:
1. текущее научение основано на предшествующем знании
2. научение предполагает переработку информации (активный характер научения – происходит установление отношений между понятиями, их организация в долговременной памяти)
3. смысл, извлечённый из опыта, отражает отношения между предшествующими и новыми знаниями.
Таким образом:
· обучение и научение должны выделять взаимосвязи стратегии=> учебный план д.б. организован так, чтобы раскрыть, подчеркнуть и выделить наиболее важные взаимосвязи;
· школа должна уделять внимание формированию стратегий восприятия, интерпретации, организации, анализа, оценки, хранения и извлечения информации.
③Конструктивизм
- пример движения за «прогрессивное образование» (термин «по» предложил Джон Дьюи для своего варианта реформы образования: центрация на ребёнке и обучение путём открытий)
Положения конструктивизма:
· обучение должно ориентироваться на учащегося, а не на учителя;
· метод обучения – самостоятельное конструирование знаний учащимися (не без помощи учителя, конечно; учитель – тот, кто облегчает процесс научения, побуждает к обдумыванию и принятию на себя ответственности за собственное научение).
Пример: когнитивисты (Брунер, Пиаже)
=вариант гуманистического подхода к обучению (способствует индивидуальному равзитию учащихся, признаёт их личностную уникальность, уникальность тех смыслов, которые они изобретают и конструируют; упор на автономию и самостоятельную ориентацию учащихся)
· противопоставляется директивному обучению (центрация на учителе – он всё организует, методы – подача знаний в готовом виде: лекции, рассказы, демонстрации). Пример: бихевиоризм (Скиннер и др.)
⑤ Подход к обучению Брунера
=научение путём открытий (ученикам излагают материал не в законченной форме, а требуют, чтобы они сами организовывали его).
· учащиеся сами выстраивают взаимосвязи, которые существуют между элементами информации;
· учитель – посредник, направляет учеников в процессе открытия, следит за шагами.
· открытие = следование логическим шагам в поиске обобщающих выводов (как в научном исследовании)
4 группы условий, влияющих на научение путём открытия:
1) настрой – чел ориентированный на открытие = чел, у которого подход к проблеме состоит в поиске взаимосвязей между разрозненными элементами;
2) состояние потребности – уровень возбуждения, готовности учащегося (важен оптимум: не сонный, но и не тревожный);
3) овладение конкретикой (достаточная информационная база знаний).
4) многообразие обучения одни и те же предметы преподавались учащимся на разных ступенях обучения, но с различным количеством подробностей и с различной степенью абстрагирования).
Требования к обучению через открытие:
· учебный план предмета должен быть организован таким образом, чтобы облегчать формирование структуры
· спиральный учебный план – развивает темы и придаёт им новое развитие на разных ступенях обучения (от простого к сложному с насаживанием на эту структуру все больший объем фактов).
Достоинства научения через открытие: Обучение при помощи открытия содержит поощрение в себе самом, повышает чувство компетентности;помогает усвоить некоторые эвристики или основные принципы, позволяющие ребенку продолжить обучение за пределами класса; лучше запоминается ин-фа.
⑥Взгляды Пиаже на развитие интеллекта
= операциональная концепция развития интеллекта